12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кива Ирина Юрьевна2190
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №111»




Утверждено:

Заведующий

МОУ Детский сад № 000

___________ Иванова А. А.

«__» _______________г.




Индивидуальный образовательный маршрут



Ситников Иван Иванович,


06.02. 2015 года рождения











Согласовано

______________ / ________________/







Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

По заключению ППк рекомендовано обучение воспитанника в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка составлен с учётом содержания вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, а так же с опорой на программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, и зоны актуального и ближайшего развития ребёнка (результатов наблюдения за ребёнком и результатов комплексной диагностики). Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, по показу. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:

наглядные: показ образца, тактильно – мышечные приёмы (непосредственная помощь взрослого), демонстрация опытов, видеоматериалов, иллюстраций, схем, моделей;

практические: упражнения, игра; обследование, игры – экспериментирование, наблюдение.

- словесные: словесно-жестовая форма объяснения, (по ситуации) – словесная инструкция, пояснения, указания, вопросы к детям.

Строятся коррекционные занятия с учётом принципов: деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего обучения, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.


Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка Ситников Иван Иванович,

Возраст ребенка

Домашний адрес

Ситников Иван поступил в старшую возрастную группу для детей с задержкой психического развития МОУ Детского сада № 000 по заключению ПМПК, протокол №1/2 от 09.04.0000.

Мальчик воспитывается в полной семье из 4-х человек. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть отдельная комната. Воспитанием Ивана занимаются оба родителя. Взаимоотношения в семье доброжелательные, заботливые, уделяется достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка. Рекомендации педагогов и врачей родителями выполняются. Мальчик детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки не соответствуют возрасту. Самостоятелен в приеме пищи и посещении туалета, может попросить о помощи, используя при этом тактильный контакт. Иван может одеться и раздеться при помощи взрослого, вещи в кабинку убирает только по требованию. Мальчик хорошо ест, но в выборе пищи – избирателен. Засыпает легко, сон спокойный.

Игровая деятельность ребенка соответствует раннему возрасту. Проявляет интерес к новым игрушкам, манипулирует с предметами. Поведение неустойчиво, ситуативно, периодически определяется непосредственными побуждениями.

Ребёнок сличает 2 основных цвета, сличает парные предметы и парные картинки, сличает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), выделяет две величины.

Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Мелкая моторика не развита, ведущая рука - правая.

Иван реагирует на своё имя и жестовый призыв: «Иди ко мне», «Пойдём заниматься» ситуативно.

Уровень обучаемости ребёнка низкий, нуждается в постоянной обучающей помощи (показ способа действия). Перенос способа на аналогичное задание не осуществляет. Ребёнок не включается в подгрупповую деятельность, но выполняя задания в паре со сверстником, действует по подражанию. Индивидуально может выполнить задания на знакомом наглядном материале. На учебном материале сосредотачивается на короткое время, часто отвлекается. В ходе непосредственной образовательной деятельности, наблюдается двигательное возбуждение, на месте удерживается с трудом, периодически смеется; на стуле сидит, стереотипно раскачиваясь, размахивая руками.

В утреннюю гимнастику с детьми Владислава включается ситуативно, иногда с помощью педагога. Выполняет некоторые простые движения по подражанию, в совместных подвижных играх с детьми участие не принимает. Иван может вступать в тактильный и зрительный контакт. Коммуникативные навыки не сформированы. Простую бытовую инструкцию понимает.

Мальчик может под контролем педагогов выполнить модульную лепку (наклеивает на картонную основу кусочки пластилина, размазывает их), скатывает колбаску и колобок, а также простую аппликацию (намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации). На листе не ориентируется. Интерес к результатам деятельности не проявляет.

С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. Под контролем педагога может построить «башенку», «дорожку». К конструированию и к конструктивным играм детей интерес не проявляет.

Выполняет действия с предметами (неспецифические): берет в руки предмет, стучит им, удерживает в руке; ситуативно по показу и с помощью педагога кормит куклу, катает мяч, ловит мыльные пузыри. Предметно-игровую деятельность в свободную деятельность переносит частично. В свободной деятельности предпочитает манипуляции с игрушками, особенно музыкальными.

Речевое развитие соответствует раннему возрасту. Обращенную речь понимает, выполняет простые речевые инструкции. Словарь ребенка резко ограничен. Пассивный словарь шире чем активный. Понимает название реальных предметов. В активной речи присутствуют звукокомплексы, лепетные и простые слова. Начали появляться простые двусложные фразы.

У мальчика преобладает не стабильный эмоциональный фон, эмоциональные реакции не всегда адекватные, проявляются немотивированные колебания в настроении.


Организация образовательной деятельности


Социально-коммуникативное развитие:

- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;

- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

Формирование игровой деятельности:

Обучение игре

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;



Физическое развитие (физическое здоровье):

- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;

- обучать элементарным правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.


Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 2- 4 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

Формирование мышления:

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

Формирование количественных представлений:

- учить составлять группы из одинаковых предметов;

- учить выделять один и много предметов из группы;

- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.

Ознакомление с окружающим:

- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.

Развитие ручной и мелкой моторики:

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);

- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.


Речевое развитие:

- работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих

части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и

бытовые действия, признаки предметов;

- формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением;

-учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы);

- уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

- учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать; большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий);

- учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа);

ормировать различение количественных числительных (один, два, три);

-учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки);

- понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят);

- учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет — играют, спит — спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается);

-работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе);

-воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова;

- учить различать на слух длинные и короткие слова;

- формировать умение вслушиваться в речь;

- развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.


Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

Аппликация:

- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.

Конструирование

- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;

- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).

- учить собирать макси-пазлы.

Развитие музыкально-ритмических навыков:

- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

Индивидуальный учебный план (на неделю)


Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Индивидуальные занятия с воспитателем

3

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

3

Индивидуальные занятия с учителем-логопедом

3



На основании коллегиального заключения ПМПк:


педагог психолог и учитель-дефектолог организуют работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы;

учитель-логопед ежедневно организует работу по формированию предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы;

воспитатель ежедневно организует работу по социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому, речевому и познавательному развитию.



Условия для развития ребенка


Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.

Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.

Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.

Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.

В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.

Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.

В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.


Методическое обеспечение программы

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.

Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.

Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1988



Программу составили:

Учитель-логопед __________________

Педагог-психолог ________________

Воспитатель _________________________

Воспитатель_________________________





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.