12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Олеся Владимировна509
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий»


 

Психопрофилактическое занятие

для слушателей Школы актива 1 года обучения

(Советы психолога)

«Инфекции, передаваемые половым путем»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Сорокина Олеся Владимировна


 


 


 


 


 


 

Омск - 2017 г.

Цели занятия:

Образовательные:

Знают основные понятия: инфекции, передаваемые половым путем, венерические заболевания, способы передачи ИППП.

Интерпретируют и преобразуют словесный материал в практической деятельности.

Оценивают значимость полученных результатов практической деятельности.

Развивающие:

Владеют навыками ответственного поведения в отношении собственного здоровья.

Владеют приемами произвольного управления собственными эмоциями, поведением; повышения и сохранения своей работоспособности.

Применяют коммуникативные, организаторские, творческие, рефлексивные способности и способность к эмпатии в условиях практической деятельности.

Воспитательные:

Преодолевают психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению в группе.

Проявляют стремление к сотрудничеству в групповой деятельности.

Оценивают значимость своего окружения (группы).

Форма проведения: психопрофилактическое занятие.

Методы обучения: методы активного обучения с применением элементов игровых педагогических технологий, технологии критического мышления через чтение и письмо, кейс-метода, метода групповой дискуссии; техники рефлексии; метод шкалирования.

Содержание занятия:

Организационный момент:

1.1. Проверка готовности к занятию.

1.2. Мотивация к изучению нового материала.

Предварительный блок.

Стадия вызова.

Информационный блок.

Основная часть: практический блок.

Заключительная часть: рефлексивный блок, диагностический блок.

КМО занятия: литература

Полезная практика: реальные альтернативы. Материалы для преподавателя. – Москва, 2010. – С.36 – 44.

Программа профилактического тренинга для подростков «Ступени» руководство для тренера/ Под ред. Р.В. Йорика и А.В. Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.

Полезная практика: реальные альтернативы. Рабочая тетрадь для учащихся. – Омск, 2010. – С.13 – 15.

Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передаваемых половым путем. – Новосибирск, 2016. – С. 172 – 176.

Оформление:

Компьютерная презентация.

Бланк «Шкала оценки уровня информированности».

Правила работы группы.

Ватман, маркер.

Детские кубики и игровое поле к игре «Кубики»

Фломастеры, цветные карандаши, бумага А4 (по количеству участников).

Книжная выставка по ИППП.

Критерии оценки творческой работы.

Время проведения (продолжительность): 1 ч. 30 мин.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Здравствуйте уважаемые студенты! Сегодня у нас пройдет занятие в рамках по теме «Инфекции, передаваемые половым путем».

- Цель занятия – повысить Ваш уровень информированности об ИППП и в легкой игровой форме закрепить полученные знания по проблеме ИППП.

- Задачи занятия представлены на слайде: предоставить информацию о путях передачи различных инфекций; познакомить со способами предупреждения инфекций, передаваемых половым путем; обсудить необходимость своевременного обращения к врачу.

- Как и всегда мы с вами будем работать в «Общем круге» с соблюдением установленных правил работы нашей группы (внимание студентов обращается к правилам, правила перечисляются).

II. Предварительный блок. Проверка начального уровня имеющихся у студентов ЗУН связанных с предстоящей деятельностью.

- Для того чтобы сориентироваться насколько Вы осведомлены про ИППП, важно понять, какую Вам предлагать информацию, как для обучающихся продвинутого уровня или же важно говорить сегодня о базовых вещах, которые впоследствии будут важны для Вас.

- Пожалуйста, на специальных бланках (см. Приложение 1.), в течение 15 сек. напишите, насколько Вы оцениваете свой уровень знания об инфекциях, передаваемых половым путем. Цифра 1 на шкале – если Вы сегодня впервые услышали данное понятие и аббревиатуру и цифра 10 – если Вы уже владеете базовой информацией об ИППП. На шкале между цифрами 1 и 10 поставьте свою оценку. После выполнения задания, работы необходимо повернуть в круг (студенты в «Общем круге» показывают свои результаты).

- Я смотрю, что есть студенты, которые уже владеют определенным уровнем информации, и я попрошу вас активно включаться в учебный процесс, приводить примеры, быть моими со ведущими. Есть у нас и низкие оценки, и понятно, что нужно некоторые вещи базово разбирать и разъяснять.

- В конце занятия мы еще вернемся к Вашей шкале оценки.

III. Стадия – вызов (побуждение)

3.1. Групповая работа.

- Что Вы знаете об инфекциях, передаваемых половым путем, и слышали Вы ранее аббревиатуру ИППП, ЗППП?

- Как вы понимаете значение понятия «ИППП»? (после обсуждения понятия студентам предлагается понятие «ИППП» на слайде):

ИППП – инфекции, передающиеся половым путем (в литературе можно встретить аббревиатуру ЗППП – заболевания, передающиеся половым путем). Это большая группа инфекционных заболеваний, передающихся половым путем.

Упражнение «Аукцион» (10 мин.)

- Сейчас мы с вами выполним упражнение «Аукцион» с целью активизации, имеющихся у вас знаний об ИППП. В ходе аукциона будет действовать принцип состязательности за право назвать ИППП. Победителем аукциона становится тот студент, который назвал последнее известное группе ИППП. Перечисленные ИППП будут отражены на ватмане.

- Итак, перечислите все ИППП, названия которых известны группе.

По ходу аукциона названия ИППП записываются на ватман или доску, так называемый информационный лист, в два столбика, при этом в один попадают сифилис, ВИЧ-инфекция и гепатиты (так как могут передаваться через кровь), а в другой – все остальные. Список инфекций, которые обязательно должны быть перечислены: трихомоноз, гонорея, уреаплазмоз/микоплазмоз, хламидиоз, герпес, папилломовирусная инфекция, сифилис, ВИЧ-инфекция, гепатиты В и С.

- Спасибо всем за активность и проделанную работу.

3.2. Индивидуальная работа.

- А теперь, мне бы хотелось задать вопрос группе, какими способами могут передаваться инфекционные заболевания? (ответы студентов фиксируются на доске).

- Сейчас откройте рабочие тетради на стр. 27 и уточните определение каждого из них, обратившись к словарю.

- Как вы думаете, какие мы еще не отразили способы передачи? Комментирование ответов студентов.

- После того, как мы с вами уточнили определения способов передачи инфекций, теперь каждый попробует в рабочих тетрадях выполнить индивидуально задание 8 «Инфекции и способы их передачи» на стр. 13. (см. Приложение 2.) Если будет нужна дополнительная информация для выполнения упражнения, можно воспользоваться нашей библиотекой. Время выполнения 7 мин.

- Выполним взаимопроверку упражнения. Обменяйтесь тетрадями с соседом слева. На слайде представлены правильные ответы данного упражнения. В тетрадях знаком «-» отметьте те вопросы, где вы сделали ошибку. После этого посчитайте количество правильных ответов. Критерии оценки вашей работы представлены также на слайде. Верните тетрадь ее владельцу.

Правильные ответы для задания:

Воздушно-капельный – грипп, ангина, корь.

Контактно-бытовой – сифилис, дизентирия, хламидиоз, трихомоноз, холера.

Половой – сифилис, гепатит В, хламидиоз, гонорея, трихомоноз, ВИЧ.

Трансмиссионный – малярия, сыпной тиф.

Гематогенный – сифилис, гепатит В, ВИЧ.

Критерии оценки первичного уровня информированности о способах передачи инфекций:

Высокий уровень – 14 правильных ответов.

Средний уровень– 12-13 правильных ответов.

Уровень ниже среднего– 8-11 правильных ответов.

Низкий уровень– менее 7 правильных ответов.

- У тех студентов, у которых получился уровень ниже среднего и низкий, расстраиваться не нужно, мы здесь для того, чтобы учиться и у нас есть еще время, чтобы повысить свой уровень информированности.

Вопросы к упражнению:

- Выберите из таблицы и озвучьте те инфекции, которые мы относим к ИППП?

- Какими еще способами передается каждая из них?

Правильный ответ на первый вопрос: сифилис, хламидиоз, гонорея, гепатиты В и С, трихомоноз, ВИЧ.

IV. Информационный блок

Любые инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), влияют на репродуктивную функцию организма, ослабляют здоровье человека. В настоящее время известно всего около 30 ИППП. Заболеваемость некоторыми из них в популяции людей чрезвычайно высокая (до 80%). Известно также, что наличие ИППП примерно в 50 раз увеличивает риск инфицирования ВИЧ. Распространенность ИППП среди подростков отражают данные медицинской статистики. За последние 10 лет заболеваемость сифилисом среди подростков выросла в 14 раз, заболеваемость гонореей у 15-17-летних девушек возросло в 46 раз. Сейчас эти цифры еще больше. Самыми распространенными ИППП у подростков являются трихомониаз, сифилис, хламидиоз и гонорея. Врачи отмечают, что часто встречается сочетание двух или нескольких инфекций – это микст-инфекция (у 28% случаев у подростков).

Такие заболевания, сифилис, гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, могут передаваться через кровь. Это происходит при переливании зараженной крови и ее продуктов, пользовании общими иглами и инструментами для введения лекарственных препаратов и наркотиков, татуировке, пирсинге. Инфекция через кровь передаваться также может от матери к ребенку (внутриутробно, во время родов и (или) кормления грудью).

- Для закрепления информации я предлагаю Вам открыть тетради на стр. 14 и прочитать краткую информацию об ИППП в задании 9. «Болезни, о которых нужно знать» (см. Приложение 3.).

V. Основная часть: практический блок

5.1. Индивидуальная работа.

После ознакомления с информацией студенты выполняют в рабочих тетрадях задание 10 «Что делать?» на стр. 16 и 17. (см. Приложение 4.) Девушки анализируют ситуацию А, юноши ситуацию Б.

Дальше студенты работают в парах, обсуждая альтернативу поведения в ситуации А и в ситуации Б, не отвечая на 5 вопрос.

На третьем этапе группа объединяется в «Общий» круг и отвечают на вопросы педагога.

- Каков оптимальный вариант поведения Тани? Почему?

- Каков оптимальный вариант поведения Володи? Почему?

- Какое совместное решение следует принять Тане и Володе?

Студенты подводятся к тому, что в подобной ситуации единственно правильным будет одно решение – как можно раньше обратиться к врачу.

5.2. Просмотр видео-роликов.

На слайде представлены адреса учреждений здравоохранения г. Омска осуществляющие сопровождение и лечение людей с ИППП. (см. Приложение 5.)

Еще раз внимание обучающихся обращается на то, что все ИППП отрицательно влияют на здоровье, особенно на репродуктивную сферу. ИППП могут иметь много симптомов или протекать незаметно. В случае появления симптомов ИППП следует прекратить половые контакты, сообщить о признаках половому партнеру и обоим пройти обследование и возможно, лечение. Проходя лечение, нужно аккуратно выполнить все рекомендации врача и полностью пройти курс. А также следует помнить, что ИППП могут передаваться не только половым путем, поэтому при необходимости проведения медицинских процедур следует требовать от медицинского персонала применения одноразовых инструментов (шприцов, игл, катетеров, зондов и т.д.) и строго соблюдать правила личной гигиены.

На слайде представлена следующая информация:

При появлении симптомов ИППП необходимо сразу же обратиться за помощью к специалисту.

Отсутствие признаков инфекции не означает, что партнер инфицированного человека не заразится. Только специалист с помощью анализов может определить, здоров человек или нет.

Большинство ИППП (кроме ВИЧ-инфекции) поддается лечению.

Некоторые ИППП излечиваются, но нарушения в репродуктивной сфере, которые они вызывают, оказываются необратимыми.

Самолечение ИППП недопустимо.

Антибиотики, принимаемые без назначения врача, могут вызывать сильные аллергические реакции. Незнание индивидуальной дозировки лекарств может перевести ИППП из острой инфекции в хроническое заболевание.

5.3. Работа в микрогруппах.

Упражнение «Кубики» (20 мин.)

- Сейчас мы с вами выполним последнее упражнение, которое позволит закрепить полученные знания об ИППП и способах их передачи.

С помощью жетонов студенты делятся на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается рабочее поле, набор кубиков и два дополнительных кубика. Дополнительно каждая команда получает теоретический материал об ИППП, также они могут воспользоваться теоретической информацией из рабочих тетрадей.

- Вам необходимо разместить кубики на поле так, чтобы была полная и правильная информация о том или ином ИППП (пути передачи, симптомы, инкубационный период, последствия). Если кубики собраны правильно, то, перевернув их, вы увидите картинку. Перед выполнением упражнения каждой подгруппе необходимо выбрать модератора. Модератор следит за работой группы и представляет получившийся результат.

Обязанности модератора представлены на слайде и в раздаточном материале. (см. Приложение 7.)

- Та команда, которая первая правильно соберет кубики на игровом поле, имеет возможность выступить первой (см. Приложение 6.).

Задачи педагога:

Выслушать вариант решения задания микрогруппы - выступление модератора (см. Приложение).

Корректировка, уточнение, дополнение полученных знаний.

Отметить работу в микрогруппах.

Подвести итоги творческой работы студентов и сделать заключительный вывод.

СОВЕТЫ: Необходимо помнить, что в первую очередь профилактика ИППП и ВИЧ-инфекции зависит от внутренних моральных установок (ориентации на более позднее начало половой жизни, отказ от добрачных и внебрачных интимных отношений). Мотивом начала половой жизни должно выступать собственное осознанное решение, а не давление со стороны партнера, страх его потерять, желание угодить ему и сохранить отношения. В подобных случаях необходимо ясно и четко обсудить интимную сторону отношений и, в случаях нежелания начинать половую жизнь с данным партнером ответить отказом.

Таким образом, не смотря на достаточно широкое распространение ИППП и ВИЧ-инфекции, выполнение простейших рекомендаций (отказ от раннего начала половой жизни, постоянный половой партнер, исключение случайных половых контактов, использование презерватива и других средств индивидуальной защиты) гарантирует безопасность интимной жизни и сохранение здоровья.

VI. Заключительная часть: диагностический блок, рефлексивный блок.

- Итак, подведем итоги занятия.

- Я попрошу Вас вернуться к шкале оценки вашего уровня информированности об ИППП. И на данной шкале необходимо поставить вторую отметку от 1 до 10. После того, как вы поставите оценку, я прошу вас ответить на следующие незаконченные предложения.

«Каков мой уровень информированности по теме ИППП …»

«Я узнал(а), что…»

«Я хочу, чтобы …»

«Я думаю …»

Приложение 1.

Шкала оценки уровня информированности

Что вы знает об ИППП?

10 – владею информацией об ИППП и навыками ответственного поведения в отношении собственного здоровья, есть сертификат волонтера

1 – сегодня впервые слышу с аббревиатуру ИППП, не владею информацией и навыками

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Адреса учреждений здравоохранения г. Омска

осуществляющие сопровождение и лечение людей с ИППП

1. Клинический кожно-венерологический диспансер на лин. 5-я, 117а

 Адрес: Омск, 5-я линия, 117а
 Телефон: +7 (3812) 36-37-29; +7 (3812) 36-36-84
 Режим работы: пн-пт 08:00-19:00

2. Клинический кожно-венерологический диспансер Поликлиническое отделение № 4 на ул. Вокзальная, 28

 Адрес: Омск, ул. Вокзальная, 28
 Телефон: +7 (3812) 41-43-10
 Режим работы: пн-пт 08:00-18:00

3. Клинический кожно-венерологический диспансер Отделение профилактических осмотров № 1 на лин. 5-я, 117а

 Адрес: Омск, 5-я линия, 117а
 Телефон: +7 (3812) 36-39-86
 Режим работы: пн-пт 08:00-16:30; сб 08:00-13:00

4. Поликлиническое отделение № 3 Клинический кожно-венерологический диспансер на просп. Космический, 55

 Адрес: Омск, Космический просп., 55
 Телефон: +7 (3812) 53-73-17
 Режим работы: пн-пт 08:00-19:00

5. Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области Кожно-венерологический диспансер на ул. 5 Линия, 117а

 Адрес: Омск, ул. 5 Линия, 117а
 Телефон: +7 (3812) 36-45-28
 Режим работы: пн-пт 08:00-19:00; сб 08:00-13:00

Приложение 6.

Упражнение «Кубики»

Цель: закрепить уровень информированности участников об ИППП.

Материалы: заранее подготовьте кубики (или детские пластиковые кубики). Кубики не должны быть очень маленькими. Необходимо 6 «правильных кубиков» и два дополнительных. Для того чтобы сделать игру по 8 инфекциям, необходимо 64 кубика. Игровое поле представляет собой лист бумаги формата А3, на котором крупно нанесены название инфекции и таблица из 6 клеток. Размер клетки соответствует размеру стороны кубика.

Игровое поле: стандартный вид игрового поля для любой инфекции. Количество полей соответствует количеству инфекций. В верхней части игрового поля должно быть написано название заболевания.

Для проведения игры к каждому набору необходимо прибавить еще по 2-3 кубика. На этих дополнительных кубиках можно написать все, что захочется, нарисовать любые картинки. Эти кубики необходимы только для объема (если вы дадите группе 6 верных кубиков, которые необходимо расставить на поле, это будет сделать очень легко; если же вы прибавите два-три дополнительных, то задача усложнится). Хранить наборы с кубиками лучше отдельно (в отдельных пакетах), не перемешивая. Иначе, есть вероятность, что вы сами запутаетесь во время проведения игры.

Гонорея

(Путь передачи)

Половой,

бытовой

(для девочек

до 5 лет)

(Инкубационный

период)

3-7 дней

с момента

заражения

(Симптомы)

Отек слизистой

половых органов,

гнойные

жёлто-зелёные

выделения

(Методы

распознавания)

Результат

специального

анализа

выделений

(Последствия)

Поражение

внутренних

органов

мочеполовой

системы

(Симптомы)

боли режущего

характера при

мочеиспускании;

боли в животе

у женщин, боли

в мошонке у мужчин

Хламидиоз

(Путь передачи)

Половой, от матери к

ребенку

(во время родов)

(Инкубационный

период)

10-14 дней,

но чаще

обнаруживается случайно

(Симптомы)

Выделения скудные,

прозрачные,

напоминающие клей;

либо нет проявлений вообще

(Методы

распознавания)

Результаты

специальных

комплексных

анализов выделений

и крови

(Последствия)

Бесплодие

(Симптомы)

Проявления

чаще всего

отсутствуют

Сифилис

(Путь передачи)

Половой, через

кровь, от матери к ребенку

(Инкубационный

период)

3-4 недели

(Симптомы)

Язва,

недомогание

(Методы

распознавания)

Результат

Специального анализа крови

(Последствия)

Поражение костей,

нервной системы,

внутренних органов

(Симптомы)

Сыпь на теле и

Слизистых; может

то проявляться,

то исчезать, может отсутствовать

Остроконечные кондиломы

(Путь передачи)

Половой,

внутриутробный

(Инкубационный

период)

От нескольких недель

до 9 месяцев,

чаще всего - 3 месяца

(Симптомы)

Разрастания в виде

цветной капусты,

либо плоские,

малозаметные

(Методы

распознавания)

Внешнее

обнаружение на

слизистых

и участках кожи

(Последствия)

Онкологические

заболевания

(Симптомы)

Бородавчатые

разрастания,

кровоточат

при травматизации

Игровое поле

Путь передачи

Инкубационный

период

Симптомы

Методы распознавания

Последствия

Симптомы

Приложение 7.

Обязанности модератора

1. Руководит работой подгруппы, организует процесс обсуждения и выполнения задания.

2. Постоянно контролирует направление дискуссии в подгруппе.

3. Контролирует время, отведенное на выполнение задания.

4. Не допускает конфликтов и пассивного поведения участников подгруппы.

5. Обобщает результаты работы подгруппы и защищает точку зрения перед оппонентами.

Структура отчета модератора (3 мин.)

1. Представление результатов работы группы.

2. Краткое описание вклада участников группы в общий результат работы.

 

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.