12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Марина Олеговна266
Педагог-психолог, игровой психотерапевт. Работаю в гуманистической парадигме, клиент центрированном подходе.
Россия, Тульская обл., Тула
5

Психопрофилактическое тренинговое занятие для педагогов ДОУ по теме «Профессиональная коммуникация»

МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» г. Тула.

Подготовил и провел: педагог-психолог МБДОУ ЦРР №5 (ул. Бондаренко, д. 25) Александрова М.О.

Психопрофилактическое тренинговое занятие для педагогов ДОУ по теме:

«Профессиональная коммуникация»

(из серии тренинговых занятий для педагогов ДОУ по профилактике профессионального выгорания и повышения профессиональной компетентности)

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков бесконфликтного общения, самодиагностика личностных черт.

Задачи:

снизить мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; 

развивать навыки конструктивной критики;

расширять представление педагогов о себе и своем внутреннем состоянии;

способствовать гармонизации внутригрупповых взаимоотношений. 

Оборудование: запись релаксационной музыки, текст «Обращение к внутреннему ребенку», карточки с описанием примеров критики (всего 3 варианта), презентация с описанием теста самодиагностики и его расшифровкой («Геометрический тест» Сьюзен Деллингер).

Орг. момент.

1. Упражнение «Лимон»

Психолог: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

2. Упражнение «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Воспитатель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление ситуацией вызывает “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете слабость. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте волосы на голове рукой, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Основная часть

3. Самодиагностика.

Воспитателям предлагается пройти тестирование согласно презентации, представленной на экране.

4. Бесконфликтное общение. Прием «бутерброд».

Умение общаться с людьми необходимо не только тем, кто «работает психологом». С этой истиной, похоже, согласны все. Но не все понимают под выражением «умение общаться с людьми» то, что является, на мой взгляд, здесь самым важным.

А именно: результатом Вашего «умения общаться с людьми» всегда должна быть психотерапевтическая польза, приносимая Вами этим людям. Вот так-то. 

Но для этого, всё-таки, нужно научиться некоторым отработанным, почти доведённым до техники, способам, так сказать, «межличностного взаимодействия». 

Один из них, который я Вам сегодня представляю, называется 
«Техника сэндвича». Он прост как бутерброд с маслом, но не все знают, что от соблюдения нехитрых условий его приготовления зависит очень много. 

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить 
позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). 

А. Начать с хорошего. 

В. Продолжить сложным и неприятным. 

С. Закончить хорошим. 

Правила:

Не используйте эту технику многократно по одному и тому же поводу

Не ведите себя снисходительно

Во время воспитательного процесса не стоит ограничиваться лишь положительной обратной связью

Делайте искренние, привязанные к личности человека комплименты

Избегайте обвинений


 

После объяснения приема воспитатели разбиваются на 3 п/гр по 3 чел.: критикующий, критикуемый и супервизор.

Каждая подгруппа получает фразу с неприятной критикой, которую надо преобразовать согласно приему «бутерброда».

Критикующий высказывает технику согласно критике. Может при необходимости подготовиться и сделать письменные пометки.

Критикуемый слушает и оценивает свои ощущения.

Супервизор определяет соответствие выполняемой технике, может делать пометки и записи при необходимости.

5. Завершение. Медитативная техника обращения ко внутреннему ребенку.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Пройдитесь своим вниманием по всему телу, начиная с пальчиков ног, медленно плывите вверх, просматривая каждую область тела и чувствуя, как она наливается теплом и расслабляется. Ваше тело удобно расположено, и Вы расслаблены, дыхание спокойное и ровное.

В своем воображение представьте себе место из Вашего детства или Ваших снов. Оглядитесь вокруг, почувствуйте это место и всмотритесь. Рядом с Вами стоит дом, дом из Вашего детства или Ваших снов.

Какой он?

Большой или маленький, новый, или потрепан временем.

Представьте себе, как Вы оказываетесь возле него, открываете дверь и входите внутрь. Вы осматриваетесь, но никого не видите внутри. Тогда Вы выходите на улицу и обнаруживаете детскую площадку, а на ней детский домик. Вы направляетесь туда и видите там маленького ребенка.

Поздоровайтесь с ним. Скажите: «Привет! Я тебя вижу!». И посмотрите на Ваше взаимодействие.

Посмотрите на этого ребенка, как он выглядит, во что он одет, чем он занят.

Поговорите с ним, спросите, как у него дела? Чем он занимается и чего он хочет? Возможно, он расскажет Вам. Возможно, он захочет поиграть или посидеть рядом.

Возьмитесь с ним за руки и посмотрите ему в глаза по-доброму и с любовью.

И вот пришло время возвращаться, но Вы можете всегда к нему вернуться. Скажите своему внутреннему ребенку, что Вы теперь знаете, где он живет, и будете навещать его почаще. Возможно, Вы захотите что-то оставить ему в подарок, чтобы он не скучал. Сделайте это.

А теперь обнимите его и постепенно возвращайтесь. Вернитесь в дом, затем выйдите из дома и вернитесь туда, откуда начали свое путешествие. Верните фокус внимания в тело, почувствуйте все свое тело и постепенно открывайте глаза.

Материал взят из вебинара Валерии Дей «Понимающие родители. О чем молчат дети».

6. Рефлексия занятия.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фразы для выполнения техники «Бутерброд»

 

  • Ваш ребенок бьет всех подряд, ничего и никого не слышит и срывает мне занятия! Это просто невыносимо!

  • Ваша дочь совершенно ничего не ест в детском саду! Чем вы ее дома-то кормите?

  • Когда Вы в конце концов заплатите за детский сад? На меня уже косо сморят! Как вам не стыдно!


 

Презентация для демонстрации геометрического теста

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ. Сьюзен Деллингер

     Перед Вами геометрические фигуры:

прямоугольник

круг

квадрат

 

треугольник

зигзаг

Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я".

Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор.

КВАДРАТЫ.

     Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

     Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если вы выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г...

     Квадраты скорее "вычисляют результат", чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но - редко - бывают хорошими менеджерами.

     Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности.

     Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИКИ.

     Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево.

     Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.

     Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

     Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других - делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений.

     К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка). Правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели. Треугольники честолюбивы.

     Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, - сделать карьеру.

     Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество "треугольной" личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИКИ.

     Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

     Причины "прямоугольного" состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

     Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

     Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

     Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.

     "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГИ.

     Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди.

     Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

     Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения.

     Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть.

     В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

     Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. "Правополушарное" мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

     Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает "левополушарных" навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГИ.

     Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий.

     Вам, как и вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

     Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от "а" к "я", поэтому многим "левополушарным" трудно понять Зигзагов.

     "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

     Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза" другим.

     Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг "оживает" и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

     Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

     Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

12

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.