Занятие по информатике на тему «Информационные процессы»
Пояснительная записка к презентации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Медицинский колледж железнодорожного транспорта
Методическая разработка
занятия по общеобразовательной учебной дисциплине ПД.01. Информатика
Тема: «Информационные процессы»
Разработала:
Демидова Л.В.
Иркутск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Технологическая карта |
4 |
Ход занятия |
6 |
Заключение |
10 |
Список используемых источников |
11 |
Приложения |
12 |
Введение
Тема «Информационные процессы» является одной из важных в курсе информатики, так как вся история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием средств накопления, передачи и обработки информации. Информация и информационные процессы в нашем обществе - не отвлеченные теоретические понятия, а нечто, зачастую определяющее жизнь и ее качество.
Данное занятие было разработано по дисциплине ПД.01. Информатика. На занятии у студентов формируются знания об информационных процессах и навыки распознавания и описания информационных процессов в различных системах.
Ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов по каждому этапному моменту. На этапе изучение нового материала студенты работают в группах. При работе с новым материалом используется прием «Своя опора» - универсальный приём, сворачивающий информацию. Данный прием формирует: умение выделять главную мысль, устанавливать связи между объектами, представлять информацию в «свернутом виде». Обучающийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
В конце занятия студенты имеют возможность высказать свои впечатления о занятии короткими фразами и пожелания на будущее. Занятие рассчитано на 90 минут.
Методическая разработка занятия по теме «Информационные процессы» содержит введение, технологическую карту, ход занятия, заключение, список используемых источников, приложения.
Материал, предлагаемый в данной методической разработке, может быть использован для проведения теоретического занятия преподавателями общеобразовательной учебной дисциплины ПД.01. Информатики.
.
Технологическая карта занятия
по общеобразовательной учебной дисциплине ПД.01. Информатика
Наименование дисциплины: ПД.01. Информатика
Тема занятия: Информационные процессы
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: комбинированное
Цели:
Образовательная (предметная):
сформировать знания об информационных процессах.
Развивающая (метапредметная):
- использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий
Воспитательная (личностная):
воспитывать умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Время проведения: 90 минут.
Оснащение занятия: дидактические материалы, доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Место проведения – учебная аудитория.
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1 (2 мин.) |
Организационный момент |
Деятельность преподавателя |
Приветствие студентов, активизация внимания, отмечает отсутствующих |
Деятельность студентов |
Приветствуют преподавателя. Записывают тему занятия, слушают установки преподавателя. |
ЭТАП 2 (12 мин.) |
Работа над пройденным материалом, актуализация опорных знаний |
Деятельность преподавателя |
Проводит фронтальный опрос по материалам прошлого занятия. Заслушивает сообщения и комментирует их, задает вопросы. |
Деятельность студентов
|
Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями. Слушают одногруппников, задают вопросы. |
ЭТАП 3 (2 мин.) |
Мотивация. Целевая установка. |
Деятельность преподавателя |
Проводит беседу, задавая вопросы студентам. Сообщает тему занятия. |
Деятельность студентов |
Отвечают на вопросы преподавателя |
ЭТАП 4 (45мин.) |
Изучение нового материала |
Деятельность преподавателя |
Делит на группы. Выдает материал по блокам «Хранение информации», «Обработка информации», «Передача информации». По необходимости вносит коррективы в доклады студентов. |
Деятельность студентов |
Работают в группах. Изучают материал и составляют опорный конспект. Представители групп доносят полученную информацию до остальных студентов. |
ЭТАП 5 (20 мин.) |
Применение знаний в новой ситуации (закрепление пройденного материала) |
Деятельность преподавателя |
Дает инструкцию по выполнению задания. Контролирует правильность выполнения задания. |
Деятельность студентов |
Выполнение заданий (кроссворд, заполнение таблицы, решение логических задач) |
ЭТАП 6 (3 мин.) |
Подведение итогов занятия |
Деятельность преподавателя |
Комментирует работу студентов, листы самооценки. Выставляет оценки за занятие |
Деятельность студентов |
Заполняют листы самооценки |
ЭТАП 7 (2 мин.) |
Домашнее задание |
Деятельность преподавателя |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Информатика и ИКТ : учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. с. 34-38, п.2.3 читать, ответить на контрольные вопросы |
Деятельность студентов |
Записывают домашнее задание |
ЭТАП 8 (4 мин.) |
Рефлексия |
Деятельность преподавателя |
Задаёт вопросы о достижении целей занятия, о трудностях, возникших на занятии у студентов.. |
Деятельность студентов |
Отвечают на вопросы преподавателя по достижению целей, делятся впечатлениями о занятии |
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте, присаживайтесь. Отметим отсутствующих.
Уважаемые студенты, в начале, мы проверим домашнее задание по предыдущей теме, далее будет изучение нового материала.
Сегодня на занятии каждый студент должен оценить себя сам при помощи листа самооценки (Приложение А). В ходе занятия вы ставите себе баллы за ответы, в конце занятия подсчитываете количество набранных баллов и переводите их в оценку.
2. Работа над пройденным материалом, актуализация опорных знаний
На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией.
Проводится фронтальный опрос студентов по теме предыдущего урока.
Вопросы для повторения:
1) Что такое информация?
(это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей , с которыми общаемся)
2) Соотнесите следующие виды информации: визуальная, числовая, личная, графическая, тактильная, мультимедийная, общественная, звуковая, обонятельная, специальная, текстовая, вкусовая.
По способу восприятия |
По форме представления |
По общественному значению |
Визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая |
Числовая, графическая, мультимедийная, звуковая, текстовая |
Личная, общественная, специальная |
3) Установите соответствие между названиями свойств информации и их сущностями.
№ |
Свойства информации |
№ |
Сущность свойства информации |
1 |
Достоверность |
а |
Достаточность для принятия решения |
2 |
Понятность |
б |
Нет зависимости от чьего-либо мнения |
3 |
Объективность |
в |
Отражение истинного положения дел |
4 |
Актуальность |
г |
Возможность получения информации |
5 |
Доступность |
д |
Информация выраженная на понятном для получателя языке |
6 |
полнота |
е |
Необходимость в данный момент времени |
(1в, 2д, 3б, 4е, 5г, 6а)
4) Какие подходы к измерению информации существуют?
(Содержательный и алфавитный)
5) По какой формуле можно найти объем информации содержательным подходом?
(N = 2i, где N – объем информации, i – количество информации в произошедшем событии)
6) Какие формулы используются при алфавитном подходе?
(N = 2i, где N – мощность алфавита, i – вес одного символа, I = K*i, где I - информационный объем, К – количество символов в сообщении, i – вес одного символа)
На дом вам было дано подготовить сообщение по теме «Системы счисления разных народов миров». Есть ли желающие выступить с сообщениями?
3. Мотивация учебной деятельности
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.
Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств. А для обмена информацией между людьми в первую очередь используются языки. За время развития человеческого общества были созданы различные технические устройства, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Существует три типа информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.
4. Изучение нового материала
Каждая группа получает материал по одному из видов информационных процессов: передача, обработка, хранение информации. (Приложение Б) В течение 15 минут группе необходимо изучить предложенный вариант, составить опорный конспект (Приложение В) и выбрать представителей от группы, чтобы донеси данный материал для двух других групп.
Затем представители групп объясняют изученный материал. В случае необходимости преподаватель корректирует доклады выступающих.
5. Применение знаний в новой ситуации (закрепление пройденного материала)
1.Разгадайте кроссворд
14 |
||||||||||||
11И |
||||||||||||
нН |
||||||||||||
фФ |
25 |
|||||||||||
12 |
оО |
|||||||||||
рР |
||||||||||||
мМ |
||||||||||||
13 |
аА |
|||||||||||
цЦ |
66 |
|||||||||||
иИ |
||||||||||||
яЯ |
По горизонтали:
1. Тот, от кого мы получаем информацию (источник).
2. Определенный знак, с помощью которого представлена информация (код).
3. Орган, с помощью которого человек получает зрительную информацию (глаз)
5. Тот, кому передается информация (приемник).
6. Действие над информацией, которое осуществляется при заучивании стихотворения (хранение).
По вертикали:
Сведения, получаемые человеком из окружающего мира (информация)
Универсальное устройство обработки информации (компьютер).
2 Заполните таблицу «Передача информации»
Студенты самостоятельно заполняют таблицу. В течении 3 минут. После этого студенты меняются друг с другом таблицами и осуществляется проверка.
№ |
Процесс |
Передача |
|
Источник |
Приемник |
||
11 |
Мы смотрим новости по телевизору |
||
22 |
Петя решает задачу по математике |
||
33 |
Саша играет в компьютерную игру |
||
44 |
Коля собирается переходить перекресток, регулируемый светофором |
||
55 |
Оля и Катя беседуют по телефону |
||
66 |
Света учит стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» |
||
77 |
Ученики пишут диктант |
||
88 |
Нина едет в автобусе в незнакомом городе до остановки «Парк культуры» |
3 Определите правила, по которым происходит обработка информации в следующих таблицах:
Вход |
Выход |
Яблоко |
6 |
Мир |
3 |
Да |
2 |
Экзамен |
7 |
Доброта |
7 |
Программа |
? |
Вход |
Выход |
1 |
0 |
8 |
2 |
16 |
1 |
1996 |
3 |
237 |
0 |
88 |
? |
6
. Подведение итогов занятия
Уважаемые студенты, что нового вы узнали на занятии? Что закрепили?
Ответы студентов*
Имеются ли вопросы по теме сегодняшнего занятия? (В случае возникновения вопросов, подразумеваются ответы на них).
В ходе учебного занятия вы отвечали на различные вопросы, выступали с докладами, разгадывали кроссворд, заполняли таблицу и тд подсчитайте количество набранных вами баллов и выставите себе оценку.
7. Домашние задание
Ответить на контрольные вопросы п 2.3 стр. 34- 38 Информатика и ИКТ : учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Учить термины по материалам занятия.
8. Рефлексия
Ваши впечатления о занятии
а) Довольны ли вы своими баллами и своей самооценкой?
б) Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?
в) Какой этап занятия более всего понравился?
г) Кто из ваших товарищей был на уроке самым активным?
д) Чей ответ больше всего понравился?
Заключение
Работа в группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Прием «Своя опора» формирует: умение выделять главную мысль, устанавливать связи между объектами, представлять информацию в «свернутом виде».
Разгадывание кроссвордов развивает познавательный интерес, заставляет обучающихся мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Логические задачи способствуют развитию логики, настойчивости и сообразительности.
Очевидными достоинствами занятия с использованием ИКТ являются усиление наглядности и более рациональная организация рабочего времени студента.
Список используемых источников:
1. Информатика и ИКТ : учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Приложение А
ЛИСТ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА |
||
Ф.И.О |
||
Вид оценки (диапазон баллов) |
Пояснения к выставлению баллов |
Количество баллов |
Оценка за участие во фронтальном опросе (0 – 2б.) |
Один правильный ответ – 1 балл, 2 ответа и более - 2 балла.
|
|
Оценка за выступление, комментарии, ответы (0-2б.) |
Выступление с сообщением и успешные ответы на вопросы – 2 балла Одно выступление, ответ или комментарий – 1 балл. |
|
Оценка за конспект (0-1б.) |
Наличие конспекта оценивается – 1 б. |
|
Оценка за заполнение таблицы «Передача информации» (0-8б.) |
За каждый правильный ответ – 1 балл. |
|
Оценка за кроссворд (0-7б.) |
За каждое угаданное слово – 1 балл. |
|
Оценка за правильно угаданное правило обработки информации (0-4б.) |
За каждый правильный ответ – 1балл. |
|
Суммируйте все ваши баллы |
|
|
Максимально возможное количество баллов |
от 26 |
|
Если ВЫ набрали (21-26) баллов, поставьте оценку |
5 |
|
Если ВЫ набрали (15-20) баллов, поставьте оценку |
4 |
|
Если ВЫ набрали (9-14) баллов, поставьте оценку |
3 |
|
Если ВЫ набрали (0-8) баллов, поставьте оценку |
2 |
|
Ваша оценка |
|
Приложение Б
Материал для 1 группы «Хранение информации»
Хранение информации - процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.
Различная информация требует различного времени хранения:
автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;
программу телевидения - неделю;
школьный дневник - учебный год;
аттестат зрелости - до конца жизни;
исторические документы - несколько столетий.
Основное хранилище информации для человека - его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» - традиции, обычаи того или другого народа. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой адрес, номер телефона, как зовут ваших родных и близких, друзей. Такую память можно назвать внутренней (оперативной).
Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).
С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).
Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).
В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.
Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.
Под документом понимается информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum - свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).
Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.
Память на материальных носителях называется внутренней.
Таким образом, хранение информации - это ее запись во вспомогательные запоминающие устройства на различных носителях для последующего использования.
Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.
Материал для 2 группы «Передача информации»
Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.
Передача информации- это целенаправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.
Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Рассмотрим следующий пример: при телефонном разговоре
источник сообщения - говорящий человек;
кодирующее устройство - микрофон - преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;
канал связи - телефонная сеть (провод); декодирующее устройство - та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;
приёмник информации - слушающий человек.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.
Материал для 3 группы «Обработка информации»
Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид:
Входная информация – это информация, которую получает человек или устройства.
Выходная информация – это информация, которая получается после обработки человеком или устройством.
Выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.
Обработка информации может быть неосознанная и осознанная.
Неосознанная обработка информации человеком
Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились.
Осознанная обработка информации человеком
На уроках школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Примеры обработки информации:
Пример обработки информации |
Входная информация |
Правило преобразования |
Выходная информация |
Таблица умножения |
Множители |
Правила арифметики |
Произведение |
Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта» |
Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту |
Математическая формула |
Время в пути |
Отгадывание слова в игре «Поле чудес» |
Количество букв в слове и тема |
Формально не определено |
Отгаданное слово |
Получение секретных сведений |
Шифровка от резидента |
Своё в каждом конкретном случае |
Дешифрованный текст |
Приложение В
Опорный конспект по теме «Информационные процессы»