Информационный час «Мир профессий».
Информационный час «Мир профессий»
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ
Цель: способствование профессиональному самоопределению обучающихся.
Задачи:
-формировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий;
- дать обучающимся информацию о типах профессий, сформировать представление о каждом типе.
(Примечание: для лучшего восприятия информации, весь материал отображается на экране)
На свете много профессий разных,
И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.
Ольга Мажугина
- Вы, наверное, уже знаете, как сложен и многообразен мир профессий. В нем насчитывается несколько тысяч профессий, и он постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые. Чтобы не потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь знания о нём, которые помогут вам сделать осознанный выбор. Давайте попробуем вместе заглянуть в этот мир профессий! Но сначала давайте различим два важных понятия: профессия и специальность.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Задания на закрепление информации.
- Чтобы уметь отличать профессию от специальности, мы с вами выполним следующее задание:
- из данного списка выделить специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.
- из следующего списка выделить профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.
- Молодцы! А теперь попробуйте назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.)
Программист (сайт, браузер, веб-страница и т.д.)
Парикмахер
Художник
- Психологи тщательно изучили всю палитру профессий. Выявили самые характерные признаки каждой и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, их и объединили в группы. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. По классификации Е.А. Климова выделяют пять типов профессий:
Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их назвали профессиями типа «человек-человек». Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Тип «человек-техника» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Тип «человек-художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
Тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Задания на закрепление информации.
- Назовите несколько профессий, относящиеся к каждому типу.
- А следующее задание определить профессию, которая по типу не относится к остальным четырем.
1. Учитель, летчик, врач, продавец, психолог.
2. Водитель, дрессировщик, слесарь, инженер, рулевой-моторист.
3. Менеджер, зоотехник, агроном, ветврач, лесник.
4. Писатель, музыкант, программист, киноактер, хореограф.
- Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. Проблема выбора профессии очень серьёзна. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
(для стимулирования обучающихся к обсуждению следующей информации, спрашивается их мнение: «Как вы считаете…?» (Какие ошибки могут совершаться при выборе профессии? На что нужно ориентироваться в выборе профессии? и др.)
Хочу – это твои интересы и склонности. Это всё, что ты делал или делаешь по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так, ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
Могу – твои способности, возможности здоровья. "Могу" включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам в соответствии с состоянием здоровья. Необходимо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко, без особых усилий и с хорошими результатами.
Надо – возможность трудоустроиться, спрос на рынке труда. К сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относится реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда.
- Соблюдая данные условия, необходимо быть предельно осторожным, чтобы не совершить ошибок. Самые распространённые из них:
На этапе «Хочу»: решение принимается несамостоятельно. Стоит серьезно подумать над тем, действительно ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей? Несомненно, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь именно тебе предстоит работать по этой специальности. Или, может быть, ты хочешь работать вместе с другом, и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?
На этапе «Могу»: незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз нужно серьезно подумать, ведь мечтать можно о чём угодно. Сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой профессия (специальность) специальность? Учитываешь ли ты свои психологические особенности, личностные качества, состояние здоровья? К примеру, любить животных и быть ветеринаром совершенно разные вещи.
На этапе "Надо": игнорирование конкурентоспособности профессии (специальности). Знаешь ли ты наверняка, что на рынке труда нужен реально специалист твоего профиля? Может быть престижная профессия (специальность), что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке, и специалистов этого профиля переизбыток, и ты окажешься без работы? Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим, и ты всегда найдёшь работу.
— Значит, если ваши мечты будут соответствовать вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, а также ваша выбранная профессия будет пользоваться спросом на рынке труда, то это будет говорит о том, что вы правильно сделали выбор той или иной профессии.
- Но не забывайте о том, что для достижения успеха в профессиональной деятельности важна и мотивация. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы…» «Я хочу получить профессию, чтобы…». Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Притча. «Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".»
- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
- Только двигаясь в правильном направлении и занимаясь вашим любимым делом, вы будете всегда полны энергии и вдохновения, будете получать удовольствие и наслаждение от жизни.
- Наше занятие подходит к концу. Было ли оно полезным для вас? Что было важным, наиболее интересным? Какие выводы сделали для себя?
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужнее инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: России профессии все нужны.
Ф.С. Махов
Хочется вспомнить слова Сократа «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». И пусть ваш выбор будет правильным! Ведь счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте! Именно этого я вам и желаю!