- Информационно-аналитический отчет.
С 22.08.2012 по 01.12.2015 года работала в МАОУ СОШ № 1 п.Серышево в должности учителя математики. С 1 декабря 2015 г. по 28 августа 2018 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком. На данный момент работаю в МАОУ СШ № 17 города Белогорска, в должности учителя математики.
Умение заинтересовать математикой – дело не простое т.к у многих детей это банальная «обязаловка», на которую: хочешь, не хочешь, а ходить надо и не только на уроки, но и на элективы и консультации. Вот тут-то и становится вопрос: как устранить внутренние препятствия на пути достижения эффективности в обучении? В результате моей, не очень большой, педагогической деятельности я пришла к выводу: в работе с детьми самое главное - создать в классе доброжелательную, дружескую атмосферу, учитывать психологические особенности возрастных групп учащихся для успешного взаимодействия каждого ученика в целом с образовательной и социальной средой, помочь ребенку в социализации и самореализации. Основное правило успеха в этой работе для меня заключается в следующем: деятельность учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе должна быть направлена на достижение высокого результата. В связи с этим, постоянно нахожусь в поиске приемов и методов обучения, и каждый день нахожусь в поисках новых задач урока, стремление к достижению которых добавило бы уроку значительности, возвышенности, праздничности.
В качестве основного показателя уровня знаний и умений используется традиционная пятибалльная система. Изменения в освоении знаний и умений, происходящие с каждым учащимся, настолько многогранны, что требуют использования системы, состоящей из разных способов контроля. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции, необходимо принимать во внимание и дополнительные формы работы учащихся, их назначение, качество выполнения. Активность учащихся при осуществлении данной деятельности позволяет учителю оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала школьников в данной предметной сфере.
Забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно. Немаловажную роль отвожу дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения, воспитания, обладающей образовательной, развивающей функциям, которые действуют в органическом единстве.
На уроках использую три формы организации учебного процесса:
- групповая;
- индивидуальная;
- комбинированная;
Все три формы направлены на достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения, хотя в большей степени предпочитаю комбинированную работу. В течение всей моей работы по качеству обучения и воспитания учащихся не имела замечаний.
С первого года обучения стараюсь развивать стойкий интерес к изучаемому предмету. Интерес побуждает у учащегося мотивацию, направленную на усвоение учебного содержания. Отбор содержания обучения, его доступность, использование наглядности, применение новых технологий, раскрывает учащимся значение знаний по предмету, что приводит к формированию положительного эмоционального отношения к учебе.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения. Я считаю, что в математических олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Не смотря на то, что мои ученики – это обучающиеся 5-6 классов, они не раз занимали призовые места на школьных и муниципальных олимпиадах. Организую участие в онлайн-олимпиадах на учебной платформе «Учи.ру» и «Фоксфорд», где ребята показывают хорошие результаты и зарабатывают призовые места.
Начиная педагогическую деятельность, я столкнулась с ситуацией малой заинтересованности школьников математикой, быстрой утомляемости на уроках, постоянной нехваткой времени для закрепления учебного материала, не сосредоточенности внимания учеников. По моему глубокому убеждению, причина всех этих бед кроется в недостаточной работе по активизации творческой и практической деятельности учащихся в процессе обучения математике. Основная задача учителя, на мой взгляд, показать ребятам, насколько удивительна, заманчива и всесильна наука математика и какое широкое практическое применение она имеет. Каждый урок я пытаюсь приблизить своих учеников к тому, чтобы они осознали это.
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Уделяю большое внимание развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей учащихся. На данный момент под моим руководством готовится проект о создании в школе группы СТМ - совет творческих математиков – это активисты – математики, осуществляющие массовую работу по принципу самоуправления. С целью агитации и популяризации математической грамотности советом будут проводиться математические консультации, мероприятия, и организовываться фотовыставки, выставки газет и плакатов, в целях пропаганды математических успехов.
На протяжении своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием детей, имеющих выдающиеся способности к математике. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником.. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Для определения и устранения причин, которые вызывают школьную неуспеваемость, я провожу следующие мероприятия:
1.Диагностику уровня обученности учащихся.
2.Составляю план индивидуальной работы с отстающими учениками.
3. Индивидуальные задания каждому отстающему ученику.
4. Оказываю помощь и консультации в решении проблем отставания.
5. 2 раза в триместр организую встречу с родителями учеников, сообщая им о их проблемах и успехах.
6. Держу постоянную связь с классными руководителями и родителями.
7. Веду «Тетрадь успехов», где отмечаю проблемы и их преодоления каждым учеником.
Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, помочь найти тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии. Воспитывай, обучая новому – это мой пятый принцип.
Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Моя педагогическая деятельность не так велика, чтобы заявлять о больших заслугах, но, по мнению учащихся и их родителей, я умею любить детей, слышать их, давать знания, а это качество лежит в основе любой педагогической деятельности – главный результат моей работы.