Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период
Муниципальный орган Управления образованием
городского округа Красноуфимск Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9
Аналитический отчет
о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период (2014 – 2015 уч. год)
Системно-деятельностный подход как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов
Составитель: Пролубщикова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
Красноуфимск, 2015 г.
Оглавление
Общие сведения об учителе
Введение.
Аналитическая часть.
1.1. Анализ результатов педагогической деятельности.
1.2. Результаты педагогической деятельности по реализации основной образовательной программы начального общего образования.
1.3. Анализ продуктивной деятельности обучающихся
1.4. Педагогическая деятельность в качестве классного руководителя
1.5. Методическая работа
Обобщение и распространение педагогического опыта
1.6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Заключение. Проектная часть
Общие сведения об учителе
Ф.И.О. Пролубщикова Наталья Владимировна
Дата рождения 05.08.1972
Образование: высшее
Окончила Свердловский государственный педагогический университет, 1996г.
Специальность: педагогика и методика начального обучения
Квалификация: учитель
Стаж работы:
Трудовой - 23 года
Педагогический - 23 года
Должность: учитель
Аттестация: в 2008 году по итогам аттестации была присвоена первая квалификационная категория. Срок очередной аттестации истёк в 2013 году, так как с 2011 по 2014 год находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
Введение.
Конституция РФ, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает, как одно из неотъемлемых, право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребёнка: « Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». Новые ФГОС – основной инструмент реализации конституционных прав человека и гражданина на образование.
Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная школа призвана сохранять творческий подход к усвоению знаний. Детям должна быть предоставлена возможность самостоятельного открытия новых знаний и сохранения способности к творчеству.
В настоящее время результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Итак, целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.
В межаттестационный период работала по теме: «Системно-деятельностный подход как средство формирования универсальных учебных действий».
Определила следующую цель: создание педагогических условий, способствующих формированию универсальных учебных действий младших школьников через включение их в различные виды познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели реализовывала следующие задачи:
- изучение и обобщение опыта по применению деятельностного подхода в
обучении;
- организация образовательной среды на уроках, направленной на обеспечении деятельностного подхода;
- организация мониторинга сформированности универсальных учебных действий, предметных умений, учебной мотивации.
Данные задачи были направлены на создание системы работы для формирования УУД учащихся и были реализованы в соответствии с образовательной программой МБОУ СШ №9 городского округа Красноуфимск.
Я прогнозировала следующий результат:
1) Добиться уровня освоения стандарта 100 % учащихся.
2) Достичь определенного уровня развития компетентностей:
- владение способами познавательной деятельности,
- умение использовать различные источники информации,
- развитие читательской компетенции,
- владение методами исследования и обработки полученной информации,
- умение работать в сотрудничестве,
- самоорганизация: способность ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию.
3) Внедряя в обучение здоровьесберегающие технологии, сохранить физическое, психическое и социальное здоровье детей.
4) Повысить уровень саморегуляции и самореализации учащихся.
В целом, реализация цели должна привести к формированию УУД.
В условиях перехода школы на новые стандарты, большая роль в организации учебного процесса, отводится учителю. Учитель должен быть и преподавателем, и воспитателем, и тьютором, и исследователем, легко владеть методикой преподавания своего предмета, знать и применять передовые педагогические технологии, уметь отбирать оптимальные методы и способы обучения.
Социальный заказ общества к школе определен в портрете выпускника начальной школы - это ученик
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для реализации требований общества актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования системно-деятельностного подхода как средства формирования УУД.
Основы системно-деятельностного подхода являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, активное использование технологий деятельностного типа на уроках увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта.
1. Аналитическая часть.
1.1. Анализ результатов педагогической деятельности
В своей работе главной задачей считаю вовлечение детей в активную творческую деятельность, оказание помощи в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использовала все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствовали всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Свою работу я начала с анализа детского коллектива и готовности его к школьному обучению. Традиционно в практике стало знакомство с будущими учениками через проведение школы будущего первоклассника
« Первые ступеньки». В течение работы этой школы дети знакомятся с учителем, совершают увлекательную экскурсию по школе, осваивают учебное пространство в классной комнате, заводят новых друзей. Обычно по завершению занятий практически полностью формируется списочный состав класса. Для изучения готовности учащихся к обучению провела анкетирование родителей, наблюдение за детьми, изучила уровень мотивации к учению, проанализировала вместе со школьным врачом медицинские карты детей , с психологом провела диагностику готовности к обучению в школе, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Оценка степени психосоциальной зрелости была определена по тестовой беседе (см. Приложение). С целью получения более точного и объективного результата был проведён тест Керна-Ирасека для определения школьной зрелости (см. Приложение)
Результаты школьной зрелости по тестовой беседе
Степень |
Кол-во баллов |
Кол-во человек |
Школьно-зрелые |
24 - 29 |
14 чел. |
Среднезрелые |
20 - 24 |
|
Незрелые |
15 - 20 |
3 чел. |
Результаты школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека
Степень |
Кол-во баллов |
Кол-во человек |
Школьно-зрелые |
3 – 5 |
13 |
Среднезрелые |
6 - 9 |
10 |
Незрелые |
10 - 12 |
3 |
Таким образом, можно сказать, что результаты диагностики школьной зрелости по разным методикам оказались примерно одинаковыми.
Можно сделать вывод о том, что класс в большинстве своём был готов к обучению в школе.
Одно из главных условий активизации познавательной деятельности обучающихся – это высокий уровень мотивации учения.
Для диагностики мотивационной готовности использовала анкету для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации Н. Лускановой (см. Приложение).
По результатам мониторинга можно отметить положительную динамику учебной мотивации. На начало года: внешняя мотивация - 16% (4 чел.), средний уровень – 60% (15 чел.), высокий – 24% (6 чел.). На конец первого полугодия: внешняя мотивация – 8% (2 чел.), средний – 36% (9 чел.), высокий – 56% (14 чел.). Повышение уровня школьной мотивации говорит о том, что большинство учащихся успешно адаптировались к условиям школьной жизни. Они приняли и усвоили новые нормы и требования.
Но необходимо обратить особое внимание на детей с внешней мотивацией. Для этого необходимо спланировать проведение коррекционной работы ( беседы с детьми и их родителями по установлению причин низкой мотивации, организация оптимально комфортного режима учебной деятельности).
Таким образом, мы видим, что количество обучающихся с низким и средним уровнем мотивации уменьшилось, а количество детей с высоким уровнем мотивации возросло.
Развивая положительную мотивацию к учению, первые минуты каждого урока стараюсь сделать минутами налаживания устойчивого положительного контакта с учащимися, общение строю на уважении к чужому мнению, на доверии, использую похвалу, одобрение для создания ситуации успеха и как фактор повышения качества обучения. Взаимодействие с детьми выстраиваю, учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ученика, активно использую метод поощрения для создания положительного морально-психологического климата в классе, что способствует более комфортным условиям для успешного усвоения материала.
Для поддержания высокой познавательной мотивации младших школьников широко использую 7 эффектов, развивающих интерес (эффект: новизны, эффект игры, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект разнообразия, эффект поиска, эффект парадоксальности, наглядности).
Как элемент социальной мотивации использую на уроках работу в парах и группах постоянного и сменного состава.
Важной составляющей успешности освоения учебного материала является достаточный уровень развития внимания.
Одной из важнейших характеристик всего процесса внимания наряду с объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью, является произвольность.
Произвольность внимания - это способность к использованию
всех возможностей внимания в нужный момент.
Для выявления динамики развития произвольного внимания проводила графические диктанты в игровой форме, которые ещё и способствуют развитию пространственного воображения, мелкой моторики, координации движений, усидчивости. Регулярное выполнение таких упражнений влияет не только на формирование устойчивого, сосредоточенного внимания, но и на формирование зрительной памяти, внутренней и внешней речи, логического мышления.
Высокий уровень – справились с заданием полностью;
Средний уровень – справились частично;
Низкий уровень - не справились.
Динамика развития произвольности внимания
Вывод: в целом по классу наблюдается положительная динамика развития произвольности внимания. Количество обучающихся с низким и средним уровнем уменьшилось, а количество обучающихся с высоким уровнем возросло.
1.2. Результаты педагогической деятельности по реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого организацию учебной деятельности обучающихся я строю на основе системно - деятельностного подхода. Для его реализации использую современные технологии деятельностного типа.
В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются технологии деятельностного типа.
Считаю, что в практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые, прежде всего, обеспечивают условия развития личности учащихся, а также способствуют формированию УУД. УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Познавательные УУД:
Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование)
Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.)
Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения)
Планируемые результаты формирования познавательных УУД
для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:
- ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении);
- отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- отличать новое от уже известного;
- находить информацию в учебнике;
- сравнивать предметы, находить общее и различия;
- группировать предметы по общему признаку;
- находить закономерности в расположении фигур;
- подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему;
- составлять простой план небольшого текста-повествования.
Коммуникативные УУД:
Взаимодействие – учёт позиции партнёра
Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей
Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами.
Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД
для 1 класса:
- участвовать в диалоге, беседе
- отвечать на вопросы учителя и товарищей
- слушать и понимать речь других людей
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- выразительно читать и пересказывать
- учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им
- соблюдать нормы речевого этикета
Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности):
Целеполагание (постановка учебной задачи)
Планирование (определение последовательности действий, составление плана)
Прогнозирование (предвосхищение результата)
Контроль (сличение результата с эталоном)
Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений)
Самооценка (осознание качества и уровня исполнения)
Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей)
Планируемые результаты формирования регулятивных УУД
для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя
- определять план выполнения заданий под руководством учителя
- работать по предложенному плану
- использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т. д.
- отличать верно выполненное задание от неверного
- давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В течение межаттестационного периода в своей работе реализую следующие технологии деятельностного типа:
- технология проблемно-диалогического обучения Л.Е.Мельниковой;
- коллективные способы обучения (КСО);
- технология продуктивного чтения, разработанная профессором
Светловской;
- технология проектного обучения;
- технология оценивания;
- информационно-коммуникационные технологии.
Остановлюсь на использовании проблемно-диалогической технологии, которая наиболее полно отражает суть системно-деятельностного подхода.
Цель проблемно-диалогической технологии - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Какие же универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Системно-деятельностный подход на уроках проявляется:
а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;
б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.
Успешность формирования УУД (универсальные учебные действия) у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:
- выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся;
- определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации;
- организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному;
- создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД;
- нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому предмету, описание свойств действия.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций для формирования следующих умений
познавательные:
- логические действия, структурирование знаний;
- построение логической цепи рассуждений;
регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
коммуникативные:
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, предлагаю школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока.
Например.
1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова»
Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.
К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:
- задай вопросы по теме урока;
- сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока;
- придумай научно-популярное название уроку;
-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами;
Письменные продуктивные задания:
-запиши слова на новое изучаемое правило;
- составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме);
- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме;
- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, например, ввожу на уроках русского языка более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности). Хотя это и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения многие задачи не могут быть решаемы только на репродуктивном уровне.
Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.
Эти задания занимают ведущие позиции и создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом материале. При этом я подбираю такой языковой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть явления с разных точек зрения с целью отработать логические операции по классификации материала.
Учебные задания на группировку я дифференцировала, варьировала по уровню трудности, которая отражается в самой формулировке задания. В ходе выполнения задания ученикам сначала предлагается выполнить его на основе самых общих указаний и лишь в случае затруднений и в зависимости от их характера постепенно нужно вводить указания и вопросы, помогающие каждому ученику решать поставленную перед ним задачу. Сначала задание предлагается на наиболее трудном уровне. Получив задание, ученики сами должны определить возможность разделения слов на группы.
Например, задание на уроке русского языка:
- Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.
В результате предложенные слова группируются:
по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
по родам;
по склонениям;
по наличию орфограмм;
по количеству слогов.
Оригинальным видом нестандартных творческих заданий являются развивающие каноны (РК).
РК – это упражнение или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.
Ученику нужно включить воображение, привлечь имеющиеся знания и в то же время отойти от шаблонов и стереотипов.
Пример.
• Округа / 1
• Порода / ?
• Приход / 3
Ответ: 2 (количество букв в приставке)
Учащиеся любят самостоятельно составлять такие творческие задания. Вот один из примеров:
• Красота / с (существительное)
• Красоваться / г (глагол)
• Красивый / ?(прилагательное)
На этапе рефлексии учебной деятельности в процессе ответов на вопросы фиксируется новое содержание, проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке.
Предлагаю следующие вопросы:
Над какой темой работали? Какую задачу ставили?
Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
В чём испытывали трудности?
Где можем применять полученные знания?
Оцените работу свою и своего наперника по шкале достижений.
Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных действий на уроках , а именно:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- составление плана и последовательности действий;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-синтез: составление целого из частей;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Использование технологий деятельностного типа позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создаёт условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность школьника. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо в начальной школе, поскольку именно начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.
1.3. Анализ продуктивной деятельности обучающихся
В межаттестационный период вела мониторинг сформированности предметных умений и универсальных учебных действий. Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения.
Одной из главных задач 1 класса является обучение чтению и письму, поэтому проанализировала результаты техники чтения. Для определения динамики развития техники чтения взяла два параметра: способ и скорость чтения.
Рассмотрим динамику развития техники чтения по скорости чтения.
Рассмотрим результаты мониторинга техники чтения по способу чтения в таблице:
Способ чтения
|
1 класс, входная сентябрь |
1 класс, рубежная февраль |
Не читают
|
9 чел. |
- |
Побуквенное
|
2 чел. |
- |
Отрывистое слоговое
|
7 чел. |
5 чел. |
Плавное слоговое
|
5 чел. |
12 чел. |
Плавное слоговое +целыми словам |
2 чел. |
7 чел. |
Целыми словами и группами слов |
- |
1 чел. |
Вывод. За первое полугодие учебного года наблюдается положительная динамика техники чтения как по способу, так и по скорости чтения.
К окончанию периода обучения грамоте большинство детей, которые пришли в школу и не умели читать, овладели сознательным, правильным и плавным слоговым чтением. Дети, которые до школы умели читать, стали использовать более продуктивные способы чтения.
Далее приведу результаты мониторинга сформированности предметных умений и универсальных учебных действий ( познавательные и регулятивные). Для этого использовала пособие издательства «Учитель»
«Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / авт.- сост. Т.М.Лаврентьева. – Волгоград: Учитель, 2013.- 71 с.
Результаты работы детей заносила в индивидуальные диагностические листы и в сводные таблицы по классу (см. Приложение)
Динамика сформированности предметных умений
Динамика сформированности познавательных УУД
Динамика сформированности регулятивных УУД
Ниже приведу таблицу, в которой показана динамика среднего балла по каждой из выше приведённых категорий.
|
Входной контроль |
Рубежный контроль |
Предметные умения |
9,3 |
9,7 |
Познавательные УУД |
8 |
8,2 |
Регулятивные УУД |
7,9 |
8,1 |
Вывод. На основе диаграмм и таблицы за первое полугодие в среднем по классу наблюдается небольшая положительная динамика сформированности предметных умений и УУД. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных действий детей требует дальнейшей длительной, целенаправленной работы.
Созданию организационно-содержательных условий способствует сотрудничество со школьным психологом, логопедом, коллегами, педагогами учреждений дополнительного образования, сотрудниками библиотек.
Обучающиеся вовлечены во внеурочную деятельность: на одного ученика в неделю приходится в среднем 10 часов, 60% обучающихся являются активными читателями школьной и районной библиотек.
Активно привлекаю своих учеников к участию в творческих конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня.
Результаты привожу в таблицах:
Достижения обучающихся 1 «Б» класса 2014-2015 уч. год (победители и призеры олимпиад, победители конкурсов).
|
1 «Б» класс 2014-2015 уч. год |
Уровень достижений
|
Конкурс чтецов стихов о зиме. Ширяева Елена – 3-место Конкурс-игра по математике «Слон». 1 место- Голдырев Андрей, Серебренникова Лолита; 2 место- Михайлова Таисия; 3 место- Лобова Екатерина. Интеллектуальный дистанционный межпредметный конкурс для учащихся начальной школы «Львёнок». Интеллектуальный тур: 1 место- Ширяева Елена, 2 место- Тихомирова Анастасия. Сюжетный тур: 1 место- Голдырев Андрей, Тихомирова Анастасия; 2 место- Блохин Владимир, Лобова Екатерина, Ширяева Елена. Стартовый тур: 1 место- Лобова Екатерина, Ширяева Елена, 2 место- Блохин Владимир, Тихомирова Анастасия.
Международный конкурс-игра по ОБЖ «Муравей». 1 место- Гашкова Виктория, Колесникова Владислава. Муниципальный конкурс фотографий «Фотоохота» . 1 место в двух номинациях – Тихомирова Анастасия.
Интеллектуальный дистанционный межпредметный конкурс для учащихся начальной школы «Львёнок». Интеллектуальный тур: 6 место, Диплом 2 степени- Ширяева Елена, 8 место, Диплом 3 степени – Тихомирова Анастасия. Сюжетный тур: 3 место, Диплом 2 степени – Тихомирова Анастасия, Голдырев Андрей; 5 место, Диплом 3 степени – Блохин Владимир, Лобова Екатерина, Ширяева Елена. Стартовый тур: 4 место, Диплом 3 степени – Лобова Екатерина, Ширяева Елена; 5 место, Диплом 3 степени – Блохин Владимир, Тихомирова Анастасия.
|
Уровень образовательного учреждения
|
|
Муниципальный уровень
|
|
Областной уровень |
|
Региональный уровень |
|
Федеральный уровень
|
|
Международный уровень |
Участие обучающихся 1 «Б» класса в конкурсах различного уровня.
|
Классы |
Уровень участия
|
Конкурс чтецов стихов о зиме. Марюхин Георгий, Серебренникова Лолита.
Конкурс «Сказка на все времена» к 200-летию П.П. Ершова – 9 человек.
Международный конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» - участвовали 6 человек. Конкурс-игра по математике «Слон» - участвовали 12 человек.
Интеллектуальный дистанционный межпредметный конкурс для учащихся начальной школы «Львёнок» - участвовали 5 человек. Всероссийская олимпиада «Рыжий котёнок» - участвовали 11 человек.
|
Уровень образовательного учреждения |
|
Муниципальный уровень
|
|
Областной уровень
|
|
Региональный уровень
|
|
Федеральный уровень
|
|
Международный уровень
|
1.4. Педагогическая деятельность в качестве классного руководителя
В настоящее время в рамках Национального проекта «Новая школа» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Цель воспитательной работы.
Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, создание условий для формирования у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, формирования целостной психологической основы обучения учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
2. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
3. Создать условия для развития нравственных качеств личности.
4. Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
5. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Цели и задачи воспитательной работы в направлены на создание условий для оптимального развития обучающихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств.
Организую совместную деятельность детей и родителей, которая способствует формированию детского коллектива. Провожу открытые уроки для родителей, консультации, организую походы, праздники, поездки по родному краю.
Работа с родителями ведётся в различных направлениях: формирование активной педагогической позиции родителей, обогащение их педагогическими знаниями и навыками, психолого-педагогическое просвещение, знакомство с кругом детского чтения.
Использую разнообразные формы ведения родительских собраний: «круглые столы», мастер-классы, дискуссии, провожу собрания с использованием ИКТ.
Результаты анкетирования родителей.
Как вы можете оценить свое отношение со школой, в которой учится ваш ребенок? |
Хорошие |
85% |
Нормальные |
15% |
|
Посредственные |
|
|
плохие |
|
|
Как часто вы бывали в школе в этом году? |
Каждую неделю |
8 % |
Один раз в месяц |
42 % |
|
Один раз в четверть |
50 % |
|
Два раза в год |
|
|
Значительно чаще |
|
|
С какой целью вы приходите в школу? |
На родительские собрания |
100% |
На встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка |
57 % |
|
Для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок |
62 % |
|
Для оказания помощи классному руководителю и педагогам |
23 % |
|
По вызову педагогу и администрации школы |
|
|
Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом |
удовлетворение |
20% |
|
радость |
65 % |
|
надежду |
24 % |
|
Тревогу |
5% |
|
разочарование |
|
|
Растерянность |
|
|
грусть |
|
На протяжении всего времени работы со стороны родителей не было ни одной жалобы. Отзывы о моей работе только положительные.
Анализ родительской удовлетворённости показал, что взаимоотношениями родителей с учителями довольны 100% родителей, отношением к ребёнку учащихся класса – 93%, отношением ребёнка к учебе – 79%.
Результаты анкетирования учащихся:
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Любишь ли ты свой класс?
3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
4. Есть ли у тебя друзья в классе?
5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?
6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?
7. Хотел бы ты перейти в другую школу?
8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?
Из результатов анкеты можно сделать вывод, что характер жизни и отношений в школе состоит из новых предметов, на которых интересно с чувством успеха выполнять творческие задания дружному классу.
В воспитательной работе активно использую здоровьесберегающие технологии. Во внеурочной деятельности организую подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия. Учащиеся класса активно участвуют в соревнованиях, конкурсах различного уровня, праздниках и Днях Здоровья. В общероссийских массовых соревнованиях «Кросс Наций», «Лыжня России» участвует более 50%. Осуществляю меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся: провожу динамические паузы, подвижные игры, дыхательную гимнастику, упражнения по релаксации, по профилактике зрительного утомления. Веду систематическую работу по формированию здорового образа жизни.
1.5. Методическая работа. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Принимаю участие в конкурсах различного уровня:
2015 год – участие в международном интернет-конкурсе «Педагогическое творчество» на «Педагогическом сайте», стихи «Посвящение родному городу» (итоги в июле 2015 года);
2015 год - участие в Открытом Всероссийском интернет-конкурсе инновационных разработок «Инноватика – 2015» организатор конкурса «Центр педагогических технологий имени К.Д.Ушинского «Новое образование» (итоги в июле 2015);
2015 год – 3 место в муниципальном конкурсе педагогов «Самый классный классный -2015»;
2015 год - 3 место в Муниципальном конкурсе-фестивале «Песни военных лет», посвящённом 70-летию Победы в ВОВ.
2011 год – участие в конкурсе стихов о Красноуфимске, объявленном газетой «Городок» к юбилею города (публикация);
2010 год – участие в Муниципальном фестивале «Учительница первая моя», посвящённом Году Учителя (Благодарственное письмо УО ГО Красноуфимск, Грамота Главы городского округа Красноуфимск)
2010 год – участие в конкурсе на Грант Главы городского округа Красноуфимск в рамках Года учителя (2010 г.)
Профессиональная открытость педагогическому сообществу реализуется через следующие мероприятия:
2014 год – открытый урок литературного чтения для представителей ДОУ, коллег и родителей по теме «Буква Я и её звуки»;
2014 год – выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Формирование читательских умений младших школьников. Из опыта работы»;
2015 год – открытый классный час «Спасибо за Победу» для родителей, коллег и студентов педагогического колледжа в рамках муниципального конкурса педагогов «Самый классный классный - 2015».
Принимаю участие в реализации проекта «Я – россиянин» в рамках ресурсного центра по патриотическому воспитанию.
В 2014 году начала работу по реализации Всероссийского проекта «Успешное чтение».
Участвую в творческой группе по разработке школьной программы «Школа будущего первоклассника».
Как классный руководитель работаю в тесном сотрудничестве с волонтёрским отрядом студентов «Эверест» Красноуфимского педагогического колледжа.
На протяжении нескольких лет являюсь организатором ЕГЭ МО Управления образованием городского округа Красноуфимск.
В 2008 году выполняла обязанности начальника пришкольного оздоровительного лагеря (Грамота начальника УО городского округа Красноуфимск).
1.6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования
В системе занимаюсь повышением квалификации:
Наименование образовательной программы |
Образовательное учреждение повышения квалификации |
Дата прохождения ПК |
Часы |
|
|
|
|
«Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе» |
ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» |
с 15.04.11 по 26.04.11 |
72 |
«Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» |
С 10.09.10 по 06.10.11 |
72 |
Научно-практическая конференция «Компетентностно-ориентированная среда образовательной организации: опыт проектирования и реализации» |
ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» Представительство в г. Красноуфимске |
11.12.14 |
3 |
Модульные курсы. «Тайм-менеджмент, или как эффективно организовать своё время»
«Профессиональное выгорание или как сохранить здоровье и «не сгореть» на работе»
«Управление имиджем, или как создать свой стиль»
Электронные курсы дистанционного обучения по подготовке организаторов ОГЭ и ЕГЭ |
Портал общероссийского проекта «Школа цифрового века»
ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования"
|
Январь 2015
Март 2015 |
|
Имею собственные сайты от проектов «Мультиурок» http://multiurok.ru/pedkreatiw/ и «Инфоурок» http://учительский.сайт/Пролубщикова-Наталья-Владимировна, публикую на них собственные дидактические и методические материалы по учебной и воспитательной работе. Также публикую статьи о своей работе на сайте школы и на сайте города ksk66.ru.
Имею следующие грамоты и благодарности:
1. Грамота Управления образованием ГО Красноуфимск за качественную
организацию работы пришкольного оздоровительного лагеря (2008 г.).
2. Грамота УО ГО Красноуфимск за создание условий развития воспитательной деятельности образовательного учреждения на основе современного опыта и традиций, за проведение классного часа в рамках городского семинара «Школа классного руководителя – 2009».
3. Благодарственное письмо УО ГО Красноуфимск участнику городского фестиваля «Учительница первая моя» за развитие вариативных форм организации образовательного процесса в начальной школе и в связи с Годом учителя (2010 г.).
4. Грамота Главы городского округа Красноуфимск в номинации «Информационная компетенция современного учителя» конкурса на Грант Главы городского округа Красноуфимск в рамках Года учителя (2010 г.).
5. Благодарность Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДТД и М за подготовку учащихся к городскому смотру-конкурсу «Кукольный бал» (2011 г.).
6. Благодарность Муниципального учреждения Красноуфимский краеведческий музей (2010 г.).
7. Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд (28.05.2010 г.).
8. Грамота УО ГО Красноуфимск за 3-е место в Муниципальном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный – 2015».
9. Диплом 3-й степени победителю Муниципального конкурса-фестиваля «Песни военных лет».
Проектирование деятельности на следующий межаттестационный период.
Так как период работы по теме «Системно-деятельностный подход как средство формирования универсальных учебных действий» был достаточно коротким для реализации поставленной цели и задач, считаю необходимым продолжить работу по этой теме в следующий межаттестационный период, а также применять технологии деятельностного типа не только на уроках, но и во внеурочное время.
Список литературы:
1.Закон об образовании.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
3. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
4. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.