Информационно-коммуникационные технологии в обучении биологическом образование
Информационно-коммуникационные технологии в обучении биологическом образование
Компьютерные технологии, информатизация, компьютеризация, кибернизация – на данный момент эти термины самые употребляемые в современном информационном обществе. Кроме этого, что на каждом шагу можно встретить рекламу нового персонального компьютера, смартфона или планшета, без которых жизнь современного человека является ограниченной.
Существуют такие технические сферы, как программирования и разработка приложений, где оправданно используют современные технологии, но зачем информационно-коммуникационные технологии нужны в образовании? Почему они становятся рядом с традиционной книгой и конспектами, и наряду с ними активно появляются электронные учебники, виртуальные библиотеки с огромной базой как научной, так и учебной литературы.
Принципиальное новшество, которое вносят информационно-коммуникационные технологии, вернее, персональные компьютеры в образовательный процесс – это интерактивность. Знания усваиваются эффективнее если ученик не пассивный наблюдатель или слушатель, а активный участник процесса. В этом образовательном процессе заинтересованы как минимум двое: ученик и учитель, хотя таких заинтересованных сторон куда больше. Это и общество, полноценным членом которого станет уже выпускник школы, и государство, которое должно получить не просто человека, способного читать и писать, а умеющего активно ориентироваться в огромном потоке новых информационных технологий, которые появляются сегодня.
Информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, оно описывает различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
При работе с применением информационных технологий, возможно сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов, иными словами – мультимедийность [8,38].
Всё вышесказанное усиливает значимость реализации информационно-коммуникационных технологий в рамках обучения биологии и позволяют:
– Обеспечить каждому ученику индивидуальную траекторию обучения в открытой системе образования.
– Способствовать формированию навыков системного мышления.
– Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса, обращаясь к различным цифровым образовательным ресурсам.
– Изучать и моделировать объекты макро и микромира в рамках образовательных предметов.
Можно выделить проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в школу:
1. Недостаточная техническая оснащенность образовательных учреждений.
2. Отсутствие знаний в области информационно-коммуникационных технологий.
3. Отсутствие проработанных методик использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
4. Недостаточная компетентность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
5. Сервисы и приложения, которые можно использовать учителю в своей работе, англоязычны и не имеют русскоязычного интерфейса.
Проблем внедрения информационно-коммуникационных технологий больше, чем указано, но мы выбрали наиболее важные. Система образования пытается решить данные проблемы путем создания для учителей курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, информатизация общества является основой информатизации образования. Сегодня уже невозможно выделить сферу, где информатизация не коснулась хотя бы частично, а многие сферы полностью перешли в глобальную сеть интернет. Если общество активно начинает использовать современные информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни, необходимо чтобы и образование отвечало запросам общества. Современное общество не может существовать без образования, и наоборот. Современное образование ставит перед школой новые цели и задачи, которые непосредственно связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий, и не смотря на проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий их необходимо использовать в образовании, в школе.
Информационные технологии вошли в нашу жизнь, стали привычными и не всегда мы замечаем, на сколько сильно в них нуждаемся. Информационные технологии тесно вошли и в образовательный процесс. Они повысили интерес ученика к предметам в школе, в какой-то степени упростили работу учителя с документаций, подбором наглядно-иллюстративного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока открывает ряд возможностей, которые были не доступны при использовании традиционных методов и средств обучения. А разнообразие программно-технических и информационных ресурсов позволяет учителю подобрать именно такие, которые наиболее подходят для образовательного процесса.
Основным информационной такой школы должны стать постоянно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии. Обучение возможно с использованием новых технологий: компьютера, проектора, планшета, электронной книги, так же разработкой нетрадиционных форм урока в виде телеконференций, проектной деятельности, Интернет-экскурсий и т.п. Современное образование ставит перед школой новые цели и задачи, которые непосредственно связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий, например, формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых, информационных, ценностно-смысловых и общекультурных. Компьютерные и информационные технологии в образовании являются реальной частью образовательной культуры, и внедрять эти технологии в современной школе необходимо.
Учитель биологии из всего многообразия программных и технических сервисов, устройств, приложений может подобрать для биологии именно те, которые более всего подойдут для оптимального усвоения учебной образовательной программы по предмету. Подробно остановились на использовании глобальной сети интернет, и выяснили, что использование интернет технологий дает возможность более эффективно решать дидактические задачи, с существенной экономией времени, позволяя сделать урок более информативным. А использование Google сервиса, как образовательной среды позволяет гармонично сочетать информационно-коммуникационные технологии при изучении предмета «Биологии».
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий зависит от преподавателя и его умений ориентироваться в многообразии программно-технических и информационных сервисов.