Учебно-методический материал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и обучении детей с ограниченными возможностями»
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. Представить обучение без ИКТ, уже просто невозможно. Пять лет назад половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас 50-процентный барьер «взят» уже дошкольниками. Информации становится всё больше. Хранить, передавать эту информацию другому поколению, взаимодействовать с культурой без помощи компьютера уже нельзя. Роль ИКТ очень велика и значима для общества. Каждое учреждение, каждый дом обойтись без этого не могут. Компьютер – верный друг и помощник в обучении.
В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений и образовательных школ Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами, даже опередив их в самом начале старта на концептуальном уровне. Стартовая концепция, которая опирается на психологическую теорию деятельности, является новой по отношению к тренинговому направлению, принятому во многих образовательных технологиях Запада.
Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:
Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.
У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.
И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:
-
повышение эффективности и качества процесса обучения;
повышение активности познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей;
увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-
развитие различных видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
эстетическое воспитание за счёт использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3. Работа на выполнение социального заказа общества:
-
подготовка информационно грамотной личности;
подготовка пользователя компьютерными средствами;
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовании убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. Педагоги и психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности. Детям интересно видеть живые фильмы, заниматься различными познавательными играми, без помощи взрослых. Воспитателям и родителям от этого только легче – ребёнок вырабатывает самостоятельность, умелость, что понадобиться в дальнейшем, т. е. в школе. А это является самым веским доводом в пользу применения компьютера – программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все компоненты.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги всё с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введения в учебный процесс. В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого-педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой продуктивных обучающих программ и методик.
Возрастает роль компьютерных уроков как инструмента диагностики и реабилитации как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями. В настоящее время компьютерные занятия используются как средство помощи детям с различными нарушениями, в том числе и умствнно отсталым детям. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные занятия помогают детям с ограниченными возможностями открыто выразить свои проблемы, что является важным аспектом в процессе психотерапии.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет:
1. наглядно представить учебный материал;
2. повысить качество усвоения учебного материала;
3. повысить познавательную активность;
4. усилить образовательные эффекты;
5. осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем развития.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий является эффективным средством воспитания и развития творческих способностей, формирования личности ребёнка, обогащения его интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.
Необходимость использования информационно- коммуникационных технологий в обучении умственно отсталых детей
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или нет компьютеризация специального образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в специализированных коррекционных школах, а также в других учреждениях социальной защиты, работающих со сложными детьми, неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках со сложными детьми:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями и придаёт ему более высокий социальный статус. У детей, занимающихся в компьютерном классе, появляется новое направление общения – они активно обсуждают занятия с использованием специальных программ и компьютерных игр, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Всё это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребёнка. Он с достоинством рассказывает товарищам обо всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Всё это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь ребёнку с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У большинства детей с умственной отсталостью при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и тому подобное. Мы считаем, что приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:
• выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;
• формирование коммуникативной деятельности;
• формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.
Немаловажной задачей учителя, работающего с умственно отсталыми детьми является социализация учащихся в обществе. Информационные компьютерные технологии позволяют решать эту задачу. У педагога должен быть огромный запас методических приёмов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Умственно отсталый ребёнок недостаточно чётко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и так далее. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребёнка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребёнка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.
Использование компьютерных тренажёров вместе с традиционными методами и формами обучения даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальное образование.
Наиболее эффективно применение традиционных методов и информационных технологий, как показывает практика, на этапе повторения и закрепления знаний. Слово учителя направлено на то, чтобы помочь учащимся сделать обобщения более глубокими, четкими. Выполнение разнообразных тренировочных упражнений на компьютере при закреплении и практическом применении полученных знаний содействует сознательному усвоению программного материала, так как выполнение заданий основывается на осмысленном усвоении знаний, умений и навыков. Внедрение информационных технологий предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимального развития ребёнка. Преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Это особенно остро отмечается у умственно отсталых обучающихся. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребёнка повышенного интереса к предмету.
Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе умственно отсталых детей, на наш взгляд, позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что должно эффективно сказываться на продуктивности мышления ребёнка и на развитии его физических качеств.
Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим, алгебраическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием.
Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нём и планирования поведения в этом мире. Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки.
Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга.
Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.
Интерпретируя рассмотренные выше различия между лево- и правополушарным механизмами мышления применительно к познавательной деятельности учащихся, можно сделать вывод о том, что логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.
Очень важно чтобы наши полушария работали одновременно, и тогда мы сбалансированы, у нас нормальная координация, мы прекрасно воспринимаем музыку, у нас проявляются артистические и художественные способности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, на наш взгляд, позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что должно эффективно сказаться на продуктивности мышления ребёнка и на развитии его физических качеств. И это, бесспорно, очень важно при обучении детей с ограниченными возможностями.
При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.)
При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности.
Большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.
Таким образом, необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на уроках с умственно отсталыми детьми неоспорима и является эффективным средством их воспитания и развития. На уроках с использованием ИКТ у детей происходит формирование личности, обогащенияе интеллектуальной сферы, развиваются творческие способности.