Информационно-методический вестник «Организация рефлексии на занятиях детского объединения дополнительного образования и развитие навыков рефлексии»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр творчества «Темп» г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
№ 39
Тема выпуска:
Организация рефлексии на занятиях объединения дополнительного образования и развитие навыков рефлексии
В помощь педагогу
дополнительного образования
Амурск
2018
Информационно-методический вестник
«Организация рефлексии на занятиях детского объединения дополнительного образования и развитие навыков рефлексии»
В помощь педагогу дополнительного образования
Составитель: Л.Н.Большакова, методист
К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у обучающихся умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии у обучающихся направлена на осмысление обучающимися собственных действий, внутренних состояний и формулирование соответствующих выводов.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы,
скорректировать свой образовательный путь.
г.Амурск
МБУ «Темп»
Роль рефлексии на занятии
Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии в детском объединении дополнительного образования является этап рефлексии. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Рефлексия по информации с разных источников - это:
- в переводе с латинского reflexio – «обращение назад»;
- словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;
- толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии;
- в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия помогает обучающимммся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы,
скорректировать свой образовательный путь. Она тесно связана с целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
Рефлексия на занятии - это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную рефлексия как условие продуктивного общения педагога и обучающегося;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы чувствовать себя успешным.
Самостоятельность. Не педагог отвечает за обучающегося, а тот, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия бывает:
- индивидуальная – формирование реальной самооценки («За что ты можешь оценить свою работу?», беседа с ребенком по результатам самооценки – «Почему выбран тот или иной уровень?»);
- групповая – акцентирование ценности деятельности каждого обучающегося для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Виды рефлексии:
- Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Организация рефлексии на занятии
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе, а также может осуществляться по итогам не только занятия, но и других временных отрезков: изучения темы, полугодия, года и т.п.
Рефлексия организуется на различных этапах учебного занятия:
1. Этап организационного момента и целеполагания.
Цель: побуждение обучающихся к деятельности.
Рефлексия выражается в выборе индивидуальной цели обучающихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков.
2. Этап актуализации ЗУН учащихся.
Цель: диагностический срез, позволяющий обучающемуся увидеть свой уровень подготовленности
Содержание рефлексии: каждый обучающийся для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания.
3. В начале работы по теме занятия - содержательная рефлексия.
Цель: помочь обучающимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.
Содержание работы: самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности.
4. На завершающем этапе.
Цель: подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой.
Содержание: происходит осознание обучающимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с обучающимися в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.
Этап занятия | Задачи |
В начале занятия | Установление эмоционального контакта с группой |
В конце деятельности | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы |
- Рефлексия деятельности - осмысление способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
Этап занятия | Задачи |
На этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ | Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных |
В конце деятельности | Оценить активность каждого на разных этапах занятия, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) |
- Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Этап занятия | Задачи |
Этап изучения учебного материала | Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. |
Приёмы проведения рефлексии
Устная рефлексия: имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других обучающихся.
Письменная рефлексия: является наиболее важной для развития личности (эссе; «бортовой журнал»; различные виды дневников; письменное интервью; стихотворные формы; различные варианты Портфолио).
Приёмы рефлексии настроения и
эмоционального состояния
1. «Смайлики». Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас.
2. «Солнышко и тучка». На доске или листе ватмана обучающиеся прикрепляют солнышко или облачко. Солнышко – очень понравилось занятие, получили много интересной информации; облачко – занятие не интересное, не было никакой полезной
информации.
3. «Дерево успеха». На изображение яблони необходимо прикрепить яблоки желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для обучающихся.
4. «Светофор».
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен занятием, занятие было полезно для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на занятии, получил заслуженную оценку, понимал все, о чем говорилось и что делалось на занятии».
Карточка желтого цвета: «Занятие был интересным, в определенной степени полезным для меня, и я принимал в
нем активное участие: отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне было на занятии достаточно комфортно».
Карточка зеленого цвета: «Пользы от занятия я получил мало. Не очень понимал, о чем идет речь».
5. «Букет настроения». В начале занятия обучающимся раздаются бумажные цветы. На доске или листе ватмана изображена ваза. В конце занятия педагог говорит: «Прикрепите к вазе
цветок, и по букету мы определим ваше настроение после проведенного занятия».
6. «Эмоционально музыкальная концовка». Обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно
указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
6. «Эмоционально художественное оформление». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
7. Оценка своего эмоционального состояния: обучающиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Приёмы рефлексии
содержания учебного материала
1. «Приём незаконченного предложения». Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно
закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После занятия мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
« Я понял, что…»;
«Теперь я могу…».
"Сегодня мне удалось…";
"Было трудно…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т.п.
2. Каким было общение на занятии?..
- занимательным;
- познавательным;
- интересным;
- игровым;
- необычным;
- скучным;
- радостным;
- дружелюбным.
3. «Синквейн». В конце занятия обучающимся предлагается
написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
4. «Плюс-минус-интересно»
Содержание: предлагается заполнить таблицу из трех граф:
- в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;
- в графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- в графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагогу.
14. «Корзина идей». Обучающиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки
кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно педагогом зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Обучающиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Приёмы рефлексии деятельности
1. «Лесенка успеха». Обучающимся предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка
(солнышко) на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий.
2. Анкета самоанализа. Цель: самоанализ, качественная и количественная оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять. Это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание.
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
- На занятии я работал активно / пассивно.
- Своей работой я доволен / не доволен.
- Занятие для меня показалось коротким / длинным.
- За занятие я не устал / устал.
- Мое настроение стало лучше / стало хуже.
- Материал занятия мне понятен / не понятен.
3. «Дерево успеха». На изображение дерева необходимо прикрепить листья желтого, красного, зеленого цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для обучающихся.
4. «Благодарю…». В конце занятия педагог предлагает каждому обучающемуся выбрать только одного из
ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
5. «Сделай выбор». На доске записаны фразы:
Занятие полезно, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
По окончании занятия обучающиеся подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят.
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.
Рефлексивная деятельность на занятии – не самоцель,
а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
Упражнения, игры, направленные
на развитие рефлексии
Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней обучения на занятиях. Рефлексия основывается, прежде всего, на умении обучающихся понять себя, свои чувства и чувства других.
Обучение рефлексии можно условно разделить
на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов;
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника);
3 этап – анализ работы других обучающихся;
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других
Представь что ты….
- Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
- Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
- Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
- Покажи, что чувствует герой произведения.
- Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.
- Изобрази радость, горе, обиду и т.д.
После каждого задания обучающиеся делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять, что вызвало те или иные чувства.
«Автопортрет»
Цель упражнения:
- формирование умений распознавания незнакомой личности;
- развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас.
Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из обучающихся другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончанию задания обучающиеся садятся в круг и делятся впечатлениями.
«Без маски»
Цель упражнения:
- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому обучающемуся дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
- "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
- "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
- "Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
- "Верю, что я ..."
- "Мне бывает стыдно, когда я ..."
- "Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
«Карусель»
Цель упражнения:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Обучающиеся встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и обучающиеся сдвигаются к следующему участнику.
«На какой я ступеньке?»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Обучающимся раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена;
- 5-7ступенька-самооценка адекватна;
- 8-10 ступенька - самооценка завышена.
«Проективный рисунок "Я такой, какой я есть"
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Обучающиеся рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
«Три имени».
Цель упражнения:
- развитие саморефлексии;
- формирование установки на самопознание.
Каждому обучающемуся выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья).
Затем каждый обучающийся представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.
Рефлексивная деятельность на занятии – не самоцель,
а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
Список литературы:
- Головкина Е.В. Подведение итогов уроков. Рефлексия.//
http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
- Гукалова И.В. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. //http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений: -М., 2000.
- Мириманова М.С. «Рефлексия как системный механизм развития».- М., 1998.
- Первое сентября, 2011, №19.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования». – С-Пб., 2001.
- Тургунбаева Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к компетентностному образованию// Начальная школа, 2006.
- Шипиловских Л. Н. "Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе. – М., 2005..
- Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М., 2005.
Интернет-источники:
https://psy.wikireading.ru/442 - Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии.
https://multiurok.ru/files/priiemy-orghanizatsii-rieflieksii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html - Приемы организации рефлексии
https://pedsovet.org/publikatsii/dopolnitelnoe-obrazovanie/priemy-organizatsii-refleksii-na-zanyatiyah-detskogo-obedineniya - Приемы организации рефлексии на занятии детского объединения
Содержание
1. Роль рефлексии на занятии…………………………………………...3
2. Организация рефлексии на занятии…………………………………..5
3. Классификация рефлексии …………………………………………...6
4. Приемы организации рефлексии…………………………………...…7
5. Приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния……..8
6. Приёмы рефлексии содержания учебного материала……………….9
7. Приёмы рефлексии деятельности……………………………………11
8. Упражнения, игры, направленные на развитие рефлексии………..12
Список литературы……………………………………………………...16