Рефлексия на уроках
Для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока, соответствующего требованиями ФГОСа, РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным этапом урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Задача учителя - инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
РЕФЛЕКСИЯ – (От лат.reflexio– «обращение назад», «отражение»). Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
Главное отличие уроков с применением рефлексии в том, чтобы ученик мог самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Типы рефлексии:
Классификация 1
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Классификация 2
Физическая (успел – не успел);
Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Методики организации рефлексии
«Плюс – минус - интересно»
Все, что понравилось на уроке, информация, формы работы | Все, что не понравилось на уроке, непонятная или скучная информация | Любопытные факты, что еще хотелось бы узнать по проблеме |
«Анкетирование»
На уроке я работал – Своей работой я – Урок показался мне – За урок я – Материал на уроке мне был – Домашнее задание мне кажется – | Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/устал Понятен/не понятен Полезен/ бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Интересно/не интересно |
«Условные знаки»
V – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
+ ответил по своей инициативе, ответ правильный;
0 – не ответил.
«Утверждение»
Выбери верное утверждение: | Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи. |
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку
Уверен в своих знаниях
В основном уверен
Нужно еще повторить
Нуждаюсь в помощи
«Рефлексивный экран»
Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что… Я приобрела… Я научилась… Я могу… Меня удивило… Я попробую… Урок дал мне для работы… Мне захотелось… | Мне сегодня удалось… Я получила от урока… Для меня было открытием, что… На мой взгляд удалось… Я бы учла на будущее… На уроке было важным… Завтра я хочу на уроке… Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?... Что учесть на будущее? … Зачем нам нужен был этот урок?... |
«Рефлексия работы в группе»
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
Делало ее более эффективной
Тормозило выполнение задания
Не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
Обмен информацией
Взаимодействие
Взаимопонимание
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
Сохранились единство и партнерские отношения
Единство было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
Лидер, выдвинувшийся в ходе работы
Нежелание наладить контакт большинства участников
Непонимание задачи, поставленной для совместной работы
Сама задача была трудной и интересной