Статья на тему «Рефлексия на уроках и её организация»

1
0
Материал опубликован 30 November 2015 в группе
19
54

Рефлексия на уроках

Для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока,  соответствующего требованиями ФГОСа, РЕФЛЕКСИЯ деятельности  является  обязательным этапом урока, на котором  соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Задача учителя - инициировать рефлексию учащихся по поводу их  психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

РЕФЛЕКСИЯ – (От лат.reflexio– «обращение назад», «отражение»). Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

Главное отличие уроков с применением рефлексии в том, чтобы ученик мог самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Типы рефлексии:

Классификация 1

Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

Рефлексия деятельности;

Рефлексия содержания учебного материала.

Классификация 2

Физическая (успел – не успел);

Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Методики организации рефлексии

«Плюс – минус - интересно»

Все, что понравилось на уроке, информация, формы работы

Все, что не понравилось на уроке, непонятная или скучная информация

Любопытные факты, что еще хотелось бы узнать по проблеме

     


 

«Анкетирование»

На уроке я работал –

Своей работой я –

Урок показался мне –

За урок я –

Материал на уроке мне был –

Домашнее задание мне кажется –

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Понятен/не понятен

Полезен/ бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Интересно/не интересно


 

«Условные знаки»

Vответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

+ ответил по своей инициативе, ответ правильный;

0 – не ответил.


 

«Утверждение»

Выбери верное утверждение:

Я сам не смог справиться с затруднением;

У меня не было затруднений;

Я только слушал предложения других;

Я выдвигал идеи.


 

«Лестница успеха»

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку

Уверен в своих знаниях

В основном уверен

Нужно еще повторить

Нуждаюсь в помощи

«Рефлексивный экран»

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…

Я приобрела…

Я научилась…

Я могу…

Меня удивило…

Я попробую…

Урок дал мне для работы…

Мне захотелось…

Мне сегодня удалось…

Я получила от урока…

Для меня было открытием, что…

На мой взгляд удалось…

Я бы учла на будущее…

На уроке было важным…

Завтра я хочу на уроке…

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?...

Что учесть на будущее? …

Зачем нам нужен был этот урок?...

«Рефлексия работы в группе»

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

Делало ее более эффективной

Тормозило выполнение задания

Не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе

На каком уровне осуществлялось общение в группе?

Обмен информацией

Взаимодействие

Взаимопонимание

Какие трудности испытывали при выполнении задания?

Сохранились единство и партнерские отношения

Единство было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

Лидер, выдвинувшийся в ходе работы

Нежелание наладить контакт большинства участников

Непонимание задачи, поставленной для совместной работы

Сама задача была трудной и интересной

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.