12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83783
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

В ходе контроля за адаптацией учащихся 5-х классов всего было посещено 9 уроков.

По итогам посещенных уроков сделан следующий вывод:

Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей, педагоги наладили эмоциональный контакт с классами. Практически на всех уроках соблюдается принцип здоровьесбережения, присутствуют физминутки. Учителя на уроках используют наглядность, в том числе информационные средства обучения.

Вместе с тем отмечается отсутствие дифференцированной работы с учащимися, имеющими высокие и низкие познавательные способности. В практике учителей-предметников преобладают традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа, работа в парах.

13.10.2021. Урок математики в 5 «В» классе. Тема урока «Виды линий».

На уроке  у учащихся преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Ребята организованы, активны, обладают высокой работоспособностью. Темп урока – оптимальный. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в паре. Все этапы урока органично связаны между собой, интересно спланирована физминутка на уроке, она способствовала закреплению пройденного материала.

При изучении новой темы педагог опирался на материал, изученный учащимися в начальных классах; грамотно подобрал занимательный материал по теме урока. В ходе всего урока педагог держал в центре внимания всех детей, в том числе и детей с ОВЗ, они так же были заняты работой.  

Домашнее задание было прокомментировано педагогом, имело творческий характер. Объем задания не превышал нормы СанПиН.

27.09.2021. Урок физической культуры в 5 «В» и 5 «Г» классе (девочки) по теме «Легкая атлетика».

Все учащиеся были готовы к уроку, несколько человек освобождено от урока (освобождения подтверждены медицинскими справками).

Все ребята проявляли интерес к физкультурному занятию, контролировали своё поведение и были хорошо эмоционально настроены. Дисциплина на уроке была на достаточно высоком уровне, на замечания преподавателя дети реагировали спокойно, у них это не вызывало отрицательных эмоций.

В первой части урока был проведен комплекс ОРУ, в основной части  упражнений использовались подготовительные и подводящие упражнения, затем была проведена игра. В заключительной части урока были подведены итоги работы на уроке, но оценки не выставлены и не прокомментированы.

В ходе урока не просматривался индивидуальный и дифференцированный подход, а ведь у учащихся разный уровень физической подготовки. В заключительной части урока не были проведены упражнения  на восстановление дыхания.

27.09.2021. Урок русского языка в 5 «В» классе по теме «Развитие речи. Работа с текстом».

Несколько затянуто организационное начало урока, дети не сразу включились в работу. В начале урока познавательная активность учащихся была низкая, возможно причиной этого является то, что дети пришли с урока физкультуры, были перевозбуждены. Постепенно учащиеся втянулись в работу. Содержание отобранного материала соответствовала заявленной теме, было отобрано с учетом индивидуализации и дифференциации обучения (разноуровневые карточки). Просматривалась связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом и опытом обучающихся. В ходе урока были задействованы практически все каналы восприятия при помощи использования  словесного, наглядного и аудио материала. Круг внимания учителя достаточен (практически все учащиеся были охвачены работой), использовались различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оценки за урок педагогом не выставлены, не прокомментированы. Объем домашнего задания превышает нормы СанПиН: учащимся необходимо было выучить 2 определения понятия «культура речи», выучить слова из рубрики «Культура речи», проработать слова с орфограммами из упражнения 100 (очень большой по объему текст).

27.09.2021. Урок русского языка в 5 «Г» классе по теме «Повторение орфограмм».

Урок проведен на высоком методическом уровне, отвечал современным требованиям. Педагогом продуманы все этапы урока, которые органично переплетались между собой, каждый этап урока заканчивался рефлексией деятельности. Учебный материал соответствовал возрастным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся. Речевая среда урока характеризовалась преобладанием речи учащихся (умение слушать ответы друг друга, рассуждение по поводу учебного материала). Благодаря использованию  словесного, наглядного и дополнительного (информативно – иллюстрированного) материала в течение всего урока были задействованы различные каналы восприятия. Познавательная активность учащихся оставалась высокой на протяжении всего урока.  

Домашнее задание спланировано по выбору учащихся, подробно прокомментировано педагогом. Объем задания не превышал нормы СанПиН. Оценки за урок будут выставлены после проверки карточек.

28.09.2021. Урок математики в 5 «А» и 5 «Б» классах по теме «Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел».

Уроки проведены в традиционной форме. Использовались только репродуктивные методы обучения: разбирались образцы выполнения заданий, затем требовалось выполнить задания в соответствии с образцом. В ходе всего урока была организована фронтальная работа. Педагог не смог держать в центре внимания весь класс. Не использовались приемы индивидуализации и дифференциации обучения, хотя в классах были дети, имеющие высокие познавательные способности по математике. Этим учащимся недостаточно было предложенных заданий, поэтому часть времени на уроке они были заняты посторонними делами.  В дальнейшем это приведет к нарушению дисциплины на уроке, у детей пропадет интерес к изучению математики.

В конце урока педагогом была предложена самостоятельная работа по изученной теме, состоящая из 5 заданий. На выполнение работы в 5 «А» классе было отведено 11 минут, в 5 «Б» классе – только 7 минут. Данного времени недостаточно для качественного выполнения самостоятельной работы. Это свидетельствует о том, что учителем не спланирован хронометраж урока.

Домашнее задание не прокомментировано. Оценки за урок будут выставлены за самостоятельную работу.

29.09.2021. Урок биологии в 5 «В» классе по теме «Биологические термины, понятия и символы».

Перед уроком класс был хорошо проветрен. Начался и закончился своевременно. Урок проведен в традиционной форме. Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок. Материал урока был большой, довольно сложный, учащимся было предложено много новых понятий и терминов, которые необходимо было осмыслить и записать со слайда презентации. Из форм работы на уроке была представлена только фронтальная работа, виды деятельности были однообразные, педагогом не продумана система вопросов, требующих от детей полных ответов.  Речевая среда характеризуется преобладанием речи педагога.

Отношение учащихся к учителю – уважительное; стиль педагогического общения – демократический. Домашнее задание спланировано на платформе Якласс. Нормы СанПин соблюдены в части планирования Д.з, но нарушены в части работы проектора (был включен на протяжении всего урока).

29.09.2021. Урок географии в 5 «Г» классе по теме «Движение Земли по околоземной орбите».

Начало урока затянулось, учащиеся долго не могли настроиться на работу. Начался урок с актуализации знаний по изученной теме, проведен был в игровой форме: учащимся за правильные ответы блиц-опроса выдавались жетоны, которые в конце урока можно было поменять на оценку. Затем учащиеся строили модель Солнечной системы: учащимся были выданы карточки с названиями объектов Солнечной системы, каждому необходимо было найти свое место. Данная деятельность создала психотравмирующую ситуацию для многих учащихся, ребята были перевозбуждены, не слушали одноклассников, выкрикивали ответы. При изучении нового материала ученики немного успокоились, включились в активную работу.

Содержание учебного материала соответствовало программе, были учтены  возрастные особенности учащихся, но не учтены особенности класса. При изучении нового материала были использованы различные формы работы: объяснение учителя, работа с терминами, работа с учебником, просмотр видео, самостоятельная работа учеников по заполнению таблицы.

Объем домашнего задания превышает нормы СанПиН: учащимся предложено прочитать параграф 4, выучить все определения, записанные в тетради; составить кроссворд «Времена года» (не менее 10 слов). Оценки за урок не выставлены, про полученные жетоны в конце урока никто не вспомнил.

Урок ИЗО в 5 «Г» классе по теме «Натюрморт».

Организационный момент урока несколько затянулся, так как многие учащиеся не были готовы к уроку. Для определения темы урока учитель загадал загадки, ответы на которые натолкнули учеников на формулировку темы. Затем учитель с учениками разобрал название темы, была организована актуализация знаний по изучаемой теме, объяснен ход работы, затем учащиеся приступили к выполнению практической части.

Рассматриваемый учебный материал соответствовал возрастным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся; темп урока адекватный; преобладающее настроение и самочувствие на уроке характеризуется энтузиазмом, бодростью, воодушевленностью. Дисциплина на уроке была удовлетворительной. Использованные на уроке наглядные пособия были эффективны, и помогли ученикам представить ту композицию, которую потом и выполнили. В течение всего урока учитель контактировал с классом, и с каждым учеником индивидуально.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено нарисовать 2 натюрморта: в холодных и теплых тонах. Объем домашнего задания превышает допустимые нормы.

Рекомендации:

  1. При работе с учащимися помимо возрастных особенностей необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, а так же особенности класса.
  2. Следить за дозировкой домашних заданий: не перегружать учеников излишними по объему домашними заданиями, дозировать их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
  4. Более чётко планировать этапы урока, для того чтобы успеть провести рефлексию – итог проведённого урока, использовать дифференцированные задания в течение урока и в качестве домашней работы (для слабых и сильных учащихся) с целью включения их в учебный процесс; использовать формы и методы урока, позволяющие осуществлять дифференцированный подход (для слабых и сильных учащихся).
  5. Классному руководителю и учителям-предметникам продолжать работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности в 5Г классе.

Информация подготовлена методистом МАОУ «СОШ № 2» Сорокиной С.В.

Использованные источники:

https://infourok.ru/rekomendacii-po-adaptacii-klassnikov-1996921.html

https://multiurok.ru/files/spravka-po-adaptatsii-obuchaiushchikhsia-5-p-klass.html


Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 02.10.21 в 13:05 3Ответить Пожаловаться
Спасибо! Беру в избранное!
Елена Владимировна, 03.10.21 в 08:57 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Валерьевна! Очень ценный материал в помощь коллегам!
Сорокина Светлана Валерьевна, 03.10.21 в 17:14 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за приятные слова!
Гармс Людмила Павловна, 03.10.21 в 18:14 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью, Светлана Валерьевна! Очень актуально, правдиво и методически грамотно проанализировано. Ваши рекомендации ценны. Будет замечательно, если ещё что-то порекомендуете.
Сорокина Светлана Валерьевна, 03.10.21 в 18:20 2Ответить Пожаловаться
Людмила Павловна, благодарю за внимание к моей публикации. Рада помочь коллегам!
Легоцкая Вера Сергеевна, 10.07.22 в 11:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Валерьевна, беру 5-е в этом году, материал будет для меня полезен.
Сорокина Светлана Валерьевна, 10.07.22 в 11:53 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за внимание к моей публикации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.