Технологическая карта урока по информатике в 5 классе «Информация вокруг нас. Действия с информацией»

2
0
Материал опубликован 3 January 2018

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №14»


 


 

Технологическая карта урока по информатике и ИКТ в 5 классе по теме:


 


 


 


 

Денисова Ирина Владимировна,

учитель информатики и ИКТ


 


 


 

г. Арзамас, 2017

Технологическая карта урока

2016-2017 учебный год

Учитель: Денисова Ирина Владимировна

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 5

Автор УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ФГОС Информатика 5 класс, 2015 г

Тема: «Информация вокруг нас. Действия с информацией».

Тип урока: урок "открытия" нового знания (формирование), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.

Цель урока:

сформировать понятие об ООПТ и способствовать усвоению знаний об особо охраняемых природных территориях Нижегородской области;

научить находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, обрабатывать информацию, представлять информацию в разных формах;

формировать ответственное поведение по отношению к окружающей среде;

развивать критическое мышление;

формировать умение работать в группе.

Задачи урока:

образовательные:

дать учащимся представление об информационных процессах, акцентировать их внимание на действиях с информацией;

расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях Нижегородской области;

сформировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы Нижегородской области;

определить роль охраняемых территорий.

развивающие:

развить у учащихся познавательный интерес;

развить навыки самостоятельной работы с источниками географической информации в сети Интернет,

развить географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников;

сформировать представление о безопасном поведении в компьютерном классе.

воспитательные:

сформировать экогеографическое мировоззрение;

воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края;

содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения.

Задачи учителя:

организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно;

использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

формирование представление о поиске, систематизации и сортировке информации;

акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания;

формирование умения представлять информацию в табличном виде;

формирование умения представлять информацию в графической форме, используя различные методы критического мышления;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

метапредметные:

закрепить умение анализировать, классифицировать текст;

закрепить умения поиска и выделения необходимой информации;

иметь представление о структурировании и визуализации информации;

развитие ИКТ-компетентности;

умение создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы;

умение осуществлять поиск в сети Интернет и организация сохранения найденной информации.

личностные:

формирование у обучающихся бережного отношения к природе;

воспитание патриотизма;

развитие представления школьников о заповедных зонах Нижегородской области;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

обработка информации;

поиск информации;

систематизация информации;

табличная форма представления информации;

методы технологии развития критического мышления.

Форма урока: урок-практикум.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (парная).

Межпредметные связи: география.

Технологии: технология развития критического мышления, развивающее обучение, информационно-коммуникационная технология.

Ресурсы:

Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

ЦОР

презентация

раздаточный материал

персональный компьютер (ПК) учителя

мультимедийный проектор

экран

ПК учащихся.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя и содержание этапа

Действия учащихся

УУД

Приветствие

2 мин.

Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

6 мин.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост здорового человечества.

В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности в России.

Год экологии будет организован по двум основным направлениям:

развитие заповедной системы;

экология в целом.

Всего в Российской Федерации на 2016 г.: 103 заповедника 50 национальных парков 59 федеральных заказников.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение.

К особо охраняемым территориям относятся заповедники, национальные парки, заказники.

Заповедники- территории, на которых полностью запрещено любое вмешательство человека в естественные процессы.

Национальные парки – разрешены только некоторые виды хозяйственной деятельности, не наносящие вреда окружающей среде, в том числе познавательный туризм.

Заказники – созданы для охраны, как правило, какого-то определенного компонента живой или неживой природы. Создаются на некоторый срок. Могут быть как федерального, так и регионального значения.

На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным местам Нижегородской области. Это охраняемые территории – заповедники, заказники. Мы познакомимся с информацией о уникальных природных объектах, находящиеся на территории Нижегородской области: Керженский заповедник, заказник "Ичалковский", Пустынский заказник.

Слушают учителя

Познавательные:

общеучебные (выделение информации и формулирование познавательной цели)

Ознакомление учеников с инструкцией

6 мин.

Нам необходимо разделиться на группы, определить маршрут путешествия и получить задания для мини-групп.

Класс делится на 3 мини-группы.

Маршрут путешествия:

1 группа - Керженский заповедник

2 группа - заказник «Ичалковский»

3 группа - Пустынский заказник

Поисковая работа учащихся.

По типовому плану, используя разнообразные источники информации составить характеристику одного из заповедников Нижегородской области

Каждая группа получает папку с заданием (планом описания ООТ), информационным и иллюстративным материалом по своему заповеднику, заказнику.

План описания ООТ:

Название заповедника (заказника).

Дата основания.

Географическое положение заповедника.

Площадь территории.

Достопримечательность.

Животный и растительный мир.

Цель создания.

Самостоятельная работа в группах в течение 10 минут. Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию о ООТ (или ученики ищут информацию в интернете по заранее созданным закладкам в браузере по своей ООТ)

1 группа - «Керженский заповедник»

http://tourismnn.ru/maintour/eco/kerzhensky_reserve

http://fb.ru/article/147846/nijegorodskaya-oblast-zapovedniki-i-zakazniki-zapovedniki-nijegorodskoy-oblasti-kerjenskiy-ichalkovskiy-vadskoe-ozero-i-ozero-svetloyar

http://trasa.ru/region/nijegorodskaya_zapov.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Керженский_заповедник

http://www.kerzhenskiy.ru/

http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/25/131/

2 группа - заказник «Ичалковский»

http://trasa.ru/region/nijegorodskaya_zapov.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ичалковский_бор

http://www.rutraveller.ru/place/50136

http://fb.ru/article/147846/nijegorodskaya-oblast-zapovedniki-i-zakazniki-zapovedniki-nijegorodskoy-oblasti-kerjenskiy-ichalkovskiy-vadskoe-ozero-i-ozero-svetloyar

http://pavlovo-turist.ucoz.ru/publ/kraevedenie/zapovednye_mesta/ichalkovskij_zakaznik/5-1-0-19

3 группа - «Пустынский заказник»

http://pavlovo-turist.ucoz.ru/publ/kraevedenie/zapovednye_mesta/pustynskij_zakaznik/5-1-0-5

http://mesta-nn.ru/mesta/zapovednye-mesta/pustynskij-zakaznik

http://dengoroda-nn.ru/iz-zhizni/pustynskij-zakaznik-zapovednaya-territoriya

http://tourismnn.ru/maintour/eco/pustynskie-lake

https://nnwelcome.ru/guide/nature/pustynsky-sanctuary-and-pustynsky-lake

3. Выступления детей с сообщениями.

Учащиеся знакомятся с маршрутом путешествия, читают план поисковой работы, задают вопросы, определяют последовательность действий


 


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий

Физкультминутка

2 мин.

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

 

Выполнение работы учащимися под руководством учителя

15 мин.

Учитель наблюдает за ходом выполнения практической работы, консультирует, помогает учащимся, которые затрудняются с выполнением практикума

1 группа представляет найденную информацию в табличной форме. (на ватмане)

ООТ

Место нахождения

Дата создания

Общая площадь

Достопримечательность

Цель создания

Животный мир

Растительный мир

«Керженский заповедник»

расположен в Борском и Семеновском районах Нижегородской области на левом берегу реки Керженец, притока реки Волги

23 апреля 1993 года

46 936 га

водно-болотные угодья международного значения (волжско-камская группа болот)

сохранение природных комплексов Нижегородского Заволжья, водно-болотных угодий, охрана обитателя заповедника - выхухоля

выхухоль, бурый медведь, лесная куница, лесной хорь, еж обыкновенный, полевка, горностай, европейская норка, волк, рысь, бобр, северный олень; птицы - глухарь, тетерев, рябчик, русская куропатка, черный аист, беркут, сапсан, скопа

сосновые, еловые, ольховые, дубовые леса, пыльцеголовник красный, неоттианта клобучковая, лишайники, качим метельчатый, сон - трава

 

2 группа представляет найденную информацию в виде кластера. (на ватмане)

3 группа представляет найденную информацию в виде схемы «Фишбоун» («скелет рыбы»)

Учащиеся работают в группах, самостоятельно выполняют задание, составляют описание ООТ по плану и представляют, найденную в Интернете информацию по ООТ, в форме таблицы, кластера, схемы "Фишбоун"


 


 

Предметные:

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Познавательные:

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

умение конструктивно разрешать конфликты.

Коммуникативные:

Работа в группе (пара) (устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль);

формирование морально-этических и

психологических принципов общения и сотрудничества (проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие)

Предоставление отчета

9 мин.

Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием.

Учителем проверяются результаты практической работы учащихся;

организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся.


 

Учащиеся представляют результаты самостоятельной работы; обсуждают эти результаты; в соответствии с критериями оценивания
учащиеся приобретают опыт самоконтроля
и самооценки.

Регулятивные: оценивания (оценивают достигнутый результат),

самооценивания (волевая саморегуляция).

оценивание результатов деятельности товарищей.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

3 мин.

Итог после всех выступлений:

Рассмотренные заповедники и заказники показывают нам как хрупок наш мир. Надо изо всех сил постараться сохранить все то природное богатство нашей красивейшей Нижегородской области, которым столь щедро одарила нас природа!

Домашнее задание (по выбору).

придумать и нарисовать плакат, листовку об охране исчезающих видов растений и животных;

составить памятку туристу о поведении в заповеднике;

придумать и нарисовать иллюстрацию к теме урока.
 

Выставление оценок за урок.

Каким действиям над информацией был посвящен наш урок сегодня?

Чему мы с вами сегодня научились?

Где можно применять полученные знания?

Как вы оцените свой вклад в урок?

Учащиеся записывают домашнее задание


 


 

Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют свое представление о круге задач, связанных с поиском информации.

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Рефлексия

2 мин.

У вас на партах лежат карточки со смайликами. Оцените свою работу при помощи смайлика. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая отражает вашу работу

Мне было легко

Было немного сложно 

Мне было сложно

Учащиеся оценивают свою работу

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации