Программа «Безбарьерная среда», принятая в 2010 году, предусматривает обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов особых условий обучения, создание для таких детей образовательного пространства, которое позволит им получить качественное образование, научиться взаимодействию друг с другом и окружающими, ориентироваться в социальной среде.
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.
На первый взгляд, идея инклюзивного образования очень проста: ребенок с физическими недостатками учится вместе со здоровыми (как во всем цивилизованном мире). Ни американца, ни немца, ни шведа не удивишь тем, что некоторые ученики утром спешат в школу на инвалидной коляске или с белой тросточкой. Такое зрелище стало для европейца настолько обычным, что он просто не обращает на него внимания. Давно обычны пандусы в детских садах, школах и высших учебных заведениях, дети сызмала приучаются быть толерантными к соученикам, немного иным на вид, но с такими же потребностями — получить достойное образование, позволяющее прожить достойную жизнь равноправного гражданина. Вот с этого момента и начинаются расхождения между отечественной и зарубежной системами обучения. В первую очередь, хотелось бы знать, какой чиновник от педагогики придумал это странное словосочетание "лица с особыми образовательными нуждами"? Какие особые образовательные нужды они имеют? Да, есть дети, от природы наделенные сверхспособностями, их сейчас называют "детьми индиго", и есть дети с недостатками умственного развития по определенным причинам. И первые, и вторые действительно имеют особые образовательные потребности, поскольку в первом случае способны усвоить значительно большую по количеству и качеству информацию, а во втором — из-за болезни не могут освоить программный объем материала, поэтому и учатся по специальной, облегченной программе. О каких "особых образовательных потребностях" речь идет в других случаях, я, честно говоря, не понимаю и понять не могу. Может, невидящий или колясочник не нуждается в качественном образовании или его потребности (читать, писать, знать свою историю и культуру, физику и математику) меньше, чем у здорового человека? Инвалид не хочет, не может или не имеет права быть учителем, ученым, достигать вершин в науке, культуре, спорте, поскольку у него потребность в образовании ограничена? В таком случае, чего бы достигли Гомер, Бетховен, Рузвельт (по логике упомянутого документа — "лица с ограниченными образовательными потребностями"), если бы их потребности и возможности были ограничены? Да, есть случаи, когда дети-инвалиды со специальным диагнозом учатся не по общей, а по специализированной программе, однако их образовательные потребности остаются теми же, что и у физически здоровых детей — получить максимально качественные и полные знания. То есть, ограничены не потребности, а возможности в связи с каждой из нозологий, например, необходимость для ребенка с недостатками слуха слухового аппарата или сурдопереводчика, для ребенка с недостатками зрения — сопровождения, специальных учебников со шрифтом Брайля или увеличенным шрифтом, для ребенка на коляске — посторонней помощи при передвижении и т.п.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· анализировать свои действия;
· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
· отличаться мобильностью;
· быть способны к сотрудничеству.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинство лиц на инвалидов (2006), подписанной РФ в 2008 году.
Развитие инклюзивного образования не возможно без поддержки и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также семей, в которых живут эти дети.
«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей в единой образовательной системе. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной школьной системе. Одна из целей инклюзии состоит в том, что любое образовательное учреждение может создать условия для обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению знаний – необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
· включение всех детей с различными возможностями в такую школу которую они могли бы выбрать;
· отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
· дети с особенностями находятся в классах. Соответствующих их возрасту;
· ситуационно обусловленная взаимодействия и координация ресурсов и методов обучения;
· эффективность, как стиль работы школы децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· каждый человек способен чувствовать и думать;
· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· подлинное образование может осуществляется в контексте реальных взаимоотношений;
· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
САМЫМ ЛУЧШИМ В ИНКЛЮЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ПРИ УСПЕШНОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ.
Преимущества инклюзии для детей инвалидов весьма существенны:
· дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;
· в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможности для социального взаимопонимания со сверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей социальной и коммуникативной сферы;
· в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии является их пребывание в общеобразовательном учреждении, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, в неприспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Плюсы:
· Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
· Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
· Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми у них вырабатывается привычка к общению со слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Минусы:
· Сложности усвоения норм социального поведения.
· Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье в массовой школе становится одним из многих. Что может быть причиной дискомфорта или стресса.
Практика показывает, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного и инклюзивного обучения не обладает знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, и не владеет специально – педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. В связи с этим возникает необходимость в организации курсов переподготовки педагогических кадров, переоборудования учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей, реформирование школ, что не всегда возможно в современной школе.
То есть учебное заведение, и процесс обучения в нем подстраиваются под нужды и потребности развития ребенка.
Все это ведет к тому, что необходимо создать в общеобразовательном учреждении специальные условия обучения для детей с ОВЗ, а также предоставление ребенку с особыми образовательными потребностями психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД обучающихся;
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Развитие системы инклюзивного и интегрированного образования в нашей стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но профессионального дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемам в развитии при обучении в массовой школе.
Необходимо отметить, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на развитии детей с ОВЗ. А как влияет введение инклюзии и интеграции на учащихся массовых школ.
· Нахождение детей с ОВЗ в массовой школе влияет на успешность обучения.
· Дети с особенностями развития и дети из массовой школы получают преимущества при инклюзивном обучении, если используются разнообразные специальные педагогические технологии.
· В инклюзивном классе дети учатся уважать друг друга, сопереживать, учатся толерантности.
Таким образом, проблема интегрированного и инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального количества людей, представителей различных социальных групп и главное – подрастающего поколения – будущего нации.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
От того, насколько быстро мы сможем преодолеть процесс дифференциации внутри образовательной системы, и перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации. На пути становления института интегрированного образования одной из главных задач является позитивное трансформирование отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, характеризующегося до настоящего времени негативной направленностью социальных аттитюдов.
Заканчивая обучение в школе, выпускники интернатов попадают в общество, в котором нужно бороться за свое место. Именно поэтому инвалиду надо быть на голову выше здоровых людей, — в нашем обществе они априори считают себя умнее и лучше, чем "калека", лишь на том основании, что физически здоровы. Как может конкурировать за получение качественного образования, за рабочее место, за гражданские права человек, которому еще со школьной скамьи общество поставило приоритетом не предоставление качественных знаний, не обучение борьбе и выживанию в обществе, с физическими недостатками, а уход за ним и соблюдение порядка, согласно стандартам интернатного образования? Безусловно, такая конкуренция, такая борьба за свое будущее и практические уроки выживания в реальной, а не виртуальной жизни возможны лишь в условиях инклюзивного образования. Но, к величайшему сожалению, мы можем констатировать, что в нашем государстве процесс введения такого образования находится даже не в начальном состоянии. Конечно, без учета подвижнической работы энтузиастов и родителей детей-инвалидов, остается недостаточно эффективной: энтузиазмом нельзя заменить практику, она требует средств и реальных действий украинской государственной власти. Сейчас, фактически, нет видения реальных механизмов, которые могли бы дать ход внедрению инклюзивного образования. Если же нет как видения, так и программы реализации, то результаты как целостный процесс не появятся еще на протяжении долгих лет, если не десятилетий. Так что независимо от того, приятно это или нет, мы должны констатировать, что основа для инклюзивного образования в целом не создана и этот процесс держится только на энтузиазме. Общеобразовательные заведения как правило недоступны для всех нозологий инвалидов, механизмов решения проблемы безбарьерности нет. Кроме того, — сооружения, улицы, дороги, транспорт. До учебных заведений в большинстве случаев невозможно даже добраться. Отсутствуют и источники финансирования инклюзивного образования. Так как же, извините, инвалиды должны его приобретать? Для директоров школ, учителей, классных руководителей инвалиды — лишняя головная боль. И не потому что эти дети «особенные», а потому что по такой категории контингента требуется заполнять огромное количество дополнительных документов (акты посещения на дому, мониторинг успешности и т.д.). Родители, особенно те, в кармане которых деньги появляются не благодаря интеллектуальному уровню, протестуют против обучения их детей вместе с калеками, они априори, на основании здоровья, считают себя более умными и выше по статусу. И дети в таких случаях (их, к сожалению, достаточно, чтобы говорить о системе), относятся к инвалидам с пренебрежением, дразнят их, обижают. Почему? Потому, что дети-инвалиды по определению иные, а еще потому, что здоровые дети хорошо чувствуют отношение к инвалидам и в семье, и в педагогическом коллективе. Конечно, есть и положительные случаи отношения к детям-инвалидам именно в детском коллективе, но это, скорее, не система, а исключение, дети ведь — зеркало общества в целом, и картинка, которую оно отражает, совсем не идиллическая. К сожалению, сегодня инвалиды в обществе — изгнанники, внутренние эмигранты. Стало быть, нужно воспитывать и педагогов, и родителей, и детей. Где же найти того, кто научит учителей и воспитает воспитателей, сколько на это нужно времени и есть ли такие специалисты в государстве? Безусловно, они есть, хотя их и очень мало. Сначала их нужно подготовить в достаточном количестве, а это, в свою очередь, кадры, время, средства. Нужно создать новые и дополнить уже имеющиеся специальные учебные программы по этому вопросу — для детей, родителей, учителей. А поскольку есть дефицит времени, следовало бы делать это в онлайн-режиме. Однако указанный процесс, опять же, требует и кадров, и времени, а главное — средств для создания качественных программ, проведения учебных семинаров для всех категорий учащихся (не только школьников, но преподавателей и родителей). И надо понимать, что результат будет не мгновенным, поскольку это — ломка мировоззрения, в первую очередь педагогов и родителей. До того же момента, когда произойдет ломка мировоззрения педагогов, родителей, детей, общества в целом, не изменится ничего. И инклюзивным образование будет называться лишь на бумаге. Кроме того, в свете введения инклюзивного образования, необходимо разработать взвешенную и сбалансированную политику интернатной системы и ее необходимости (или ненужности). Отдельные чиновники и должностные лица всю жизнь паразитируют именно на наличии инвалидов как категории общества. Таким "специалистам" несложно найти работу, их не надо переобучать, потому что они вообще не имеют специальности.
Список литературы
1. Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова Образовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm.
2. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm
3. Елена Кузнецова Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа http://www.rian.ru/edu_analysis/20090903/183486517.html
4. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
5. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.livejournal.com/2188.htm
6. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml
Сафонова Елена Валерьевна
Екатерина Юрьевна Макина