Статья на тему «Инклюзивное образование»
А.М. Сафина
Аннотация. Инклюзивное образование, больные с ОВЗ, комиссия ПМПК… Как часто теперь звучат эти понятия. Они заполнили нашу жизнь, и теперь трудно от них убежать. Затем, это необходимость! Но это и общая наша проблема.
В законе «Об образовании в РФ» (п.27 стр. 2) записано: «Инклюзия – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
С каждым годом всё больше и больше появляется в школе детей с диагнозом ОВЗ и прошедших психолого – медико – педагогические комиссии или ПМПК. Но для получения знаний этими учащимися требуются специальные условия, создание адаптированных программ.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, больные с ОВЗ, комиссия ПМПК
Инклюзивное образование, больные с ОВЗ, комиссия ПМПК… Как часто теперь звучат эти понятия. Они заполнили нашу жизнь, и теперь трудно от них убежать. Затем, это необходимость! Но это и общая наша проблема.
В законе «Об образовании в РФ» (п.27 стр. 2) записано: «Инклюзия – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
С каждым годом всё больше и больше появляется в школе детей с диагнозом ОВЗ и прошедших психолого – медико – педагогические комиссии или ПМПК. Но для получения знаний этими учащимися требуются специальные условия, создание адаптированных программ.
В нашем городе для детей с ОВЗ существует специальная школа – интернат, где они получают образование. Но в последнее время участились случаи, когда родители не соглашаются с комиссией по ПМПК и оставляют своих чад учиться в обычной школе. И вот тут – то начинаются проблемы… Для таких учащихся нужны коррекционные классы, где будет проводится дифференцированная работа. Но таких учеников немного пока, и они «сидят» в обычных классах, с обычными учащимися, что, естественно, затрудняет работу учителям. Ведь к таким детям нужен особый подход, нужны особые задания. И получается на практике чаще всего так, что «особые дети» вынуждены подстраиваться под систему обычного образования. А где же тьюторы? Где помощники для учителей? А их просто нет… И приходится учителю преподавать в обычном классе и очень мало времени уделять этому «особому ребёнку», лишь иногда проверяя его знания с помощью раздаточных материалов. А такого бы не случилось, если бы появились учителя – воспитатели, которые могли бы работать с данной группой учащихся, которые прошли бы для этого целый курс обучения. Но пока в наших школах этого нет. И это очень плохо.
Инклюзив подразумевает:
- каждый ребёнок способен чувствовать и думать;
- все мы (люди), нуждаемся друг в друге;
- образование может протекать только во взаимоотношениях.
Когда в обычные классы приходят дети с ОВЗ, мы, учителя, ведём с ребятами беседы о том, что нужно быть добрыми, милосердными, что в нашей жизни необходима взаимовыручка и взаимоуважение. Мы говорим о толерантности. И это очень важно на сегодняшний момент, ведь дети с ограниченными возможностями тоже хотят получить полноценное образование, стать увереннее, найти друзей среди одноклассников.
Для всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, основной задачей становится подготовить этих ребят к самостоятельной жизни, подготовить их выход в мир. И, естественно, в этом педагогам должны помогать родители этих учащихся. работа должна вестись сообща, и тогда в современный мир придёт новая личность, способная жить самостоятельно, действовать, думать. Что же нужно предпринять, чтобы помочь учащимся с ОВЗ стать этой личностью? Нужно найти приёмы и способы работы с такими учащимися.
Я работаю в школе уже 38 лет. Даже не знаю, сколько учеников прошло через меня? Много, очень много для этого срока. И разных, совершенно разных ребят. Учащиеся с ограниченными возможностями требуют особого подхода в обучении. Как сделать так, чтобы они обладали теми же навыками, умениями, как и основные школьники? Для своих уроков я стала использовать методику модульного обучения с внедрением современных технологий (физминутки, игровые моменты, различные виды гимнастик для глаз, рук, ног); Чтобы урок был интересен, я использую нетрадиционные формы (путешествия, КВН, кейсы, квесты…), и это очень хорошо работает на практике. Детям интересно, они заняты весь урок. Да плюс ещё и компьютерные технологии (таблицы, схемы, презентации, просмотр фильмов или мультфильмов). Таким образом, у учащихся формируются орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащается словарный запас.
Применение современных технологий помогает организовать самостоятельную работу учащихся, повышает интерес к урокам. К.Д. Ушинский в своё время говорил, что нужно включать в уроки элементы игры, и тогда процесс познания будет продуктивным. Игра обогащает учащихся новым материалом, активизирует мыслительную деятельность, стимулирует речь, пополняется словарный запас!
Если мы научим ребёнка радоваться и видеть красоту мира через язык, искусство, музыку, тогда только мы вырастим настоящего человека.