Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

4
0
Материал опубликован 8 February 2021 в группе

"Инновации в образовании: дистанционное обучение

детей с ограниченными возможностями здоровья"

Парусова Т.В.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1,

г. Мичуринск, Тамбовская область, Россия




Дети с ограниченными возможностями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании инвалидов» получают образование на базе специальных учебных заведений или учебных заведений интегрированного типа. Однако среди этих детей есть отдельная группа людей, которые не могут посещать учебное заведение по состоянию здоровья и зачастую лишены возможности получить качественное образование. Соответственно, приоритетной задачей российской системы образования было и остается обеспечение эффективного, качественного и доступного образования для широких слоев населения.

В настоящее время в концепции модернизации российского образования декларируется принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одно из направлений реализации этого требования - внедрение новых моделей содержания образования и его организации. Соответственно, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. Пр-988 (пункт «б») Минобрнауки РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовили предложения по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. В частности, было рассмотрено предложение об оснащении мест их проживания необходимыми техническими средствами, в том числе доступом в Интернет. В результате изучения данного вопроса мероприятие «Развитие дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями» было включено в программу реализации общенационального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. В настоящее время многие подразделения Российской Федерации работают над организацией дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать образовательные учреждения и нуждаются в домашнем обучении.

Ценность дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями заключается в том, что «дистанционка» иногда является единственным шансом для самореализации, возможностью добиться успеха в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным мультимедийным технологиям в обучении предоставляет учащимся с серьезными нарушениями развития равные возможности для обучения.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для образования. Когда ребенок учится с помощью компьютера, он перестает быть инвалидом, ограниченным пространством и временем - у него буквально есть связь со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному графику и в подходящем для него темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям. Может активно общаться в сети с учителями и коллегами. Таким образом, с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий дети с ограниченными возможностями интегрируются в общество.

Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая возникает в случае территориальной удаленности обучающегося от учителя и наличия специальных технических средств связи. Сегодня дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями можно считать одним из важнейших нововведений современной школы в Российской Федерации.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ и проблем, которые необходимо решить. Преимущества дистанционного обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают доступ детей-инвалидов к образованию и другим источникам информации. Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество; широкий охват аудитории студентами; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная бесконечность обучения; постоянное технологическое совершенствование; качественное образование детей с ОВЗ; поддержка семьям детей-инвалидов.

Сложности в реализации дистанционного обучения детей связаны с большими материальными затратами на техническую базу обучения (поставка оборудования, высокоскоростной Интернет); технологическая подготовленность участников образовательного процесса; готовность участников образовательного процесса к общению в сети; педагогическая и методическая подготовленность учителей; оказание технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Однако, несмотря на все трудности, возникающие при внедрении дистанционного обучения, следует помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу гуманности, согласно которому никого нельзя лишать возможности учиться должным образом. бедности, географической или временной изоляции, социальной незащищенности и невозможности посещать учебные заведения из-за физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает, что обучение и образовательный процесс ориентированы на человека; Создание максимально благоприятных условий для усвоения знаний учащимися, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств.

Основными направлениями деятельности по организации дистанционного обучения в субъекте Российской Федерации являются создание центра дистанционного обучения; Подбор и подготовка учителей, обеспечивающих дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями; подключение центров дистанционного обучения и домов детей-инвалидов и учителей к сети Интернет; предоставление компьютерного оборудования, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения для студентов дистанционного обучения; оказание информационно-методической поддержки организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (учебные мероприятия, разработка учебно-методических материалов); обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.


Список литературы

Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

Интернет-технологии-образованию/ под ред. В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. СПб.: Питер, 2003.

Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

Педагогические технологии дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.

Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения//Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации