Доклад «Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»
ЧОУ ДПО ИПКиПП
Инновационная деятельность учителя
как основа развития современной школы
Баммаева Сапият Магомедовна,
учитель английского языка
Белоярская СОШ №3
Краткая аннотация работы:
В работе представлена инновационная детальность, как фактор саморазвития и совершенствование педагога, показано формирование готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ.
Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.
Содержание
Введение | 3 |
1. Представление о инновационной деятельности | 4 |
2. Структура и виды педагогических инноваций | 5 |
3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления | 8 |
Заключение | 10 |
Список использованных источников и литературы | 10 |
Введение
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому, по нашему мнению, содержание образования должно всё время двигаться вперед, обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям социальному спросу и государства.
О том, что учитель живет до тех пор, пока учится, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение новых форм и методов преподавания неразрывно связано с профессиональной компетентностью педагога и инновационными методами работы. В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.
Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
1. Представление о инновационной деятельности
В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2025 года и Концепции развития образования в РФ в период до 2020г.
Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализации необходимых изменений и зависит успех модернизации образования в конечном итоге
Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Мы, в свою очередь, понимаем, что понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое
2. Структура и виды педагогических инноваций
Анализ представлений о структуре инновационной деятельности рассмотренной нами в отечественной и зарубежной психологии и педагогике позволяет выделить методологические основания ее изучения: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально-психологический и индивидуально-творческий подходы.
На основании этого мы выделяем, что аксиологическое понимание инновационной деятельности раскрывается при рассмотрении ее в качестве ценностной установки бытия педагога. В процессе введения новшеств преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.
Субъективное восприятие и присвоение общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством личности педагога, направленностью профессиональной деятельности, развитостью самосознания и отражает внутренний мир педагога. Степень присвоения личностью инновационных ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления совершается в процессе оценки ее личностью. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон личности педагога и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, то есть внутренне мотивированного, индивидуального для субъекта значения того или иного инновационного действия. Оно позволяет педагогу самоопределяться и самореализовываться, решать для себя проблему смысла введения новшеств.
Цели инновационной деятельности определяются мотивами, в которых конкретизируются адекватные для данной деятельности потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей и составляющие «ядро» личности педагога-новатора.
В сознании педагога значимость нововведений приобретает аксиологическую ценность, возникает естественное желание быть открытым для альтернативных подходов в воспитании детей, не ограниченным рамками единственного или фиксированного направления педагогической деятельности. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения – построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий на пути к самореализации.
Мы считаем, что при стабилизации общества не требуется коренных изменений жизненной позиции личности, поэтому, сегодня, когда многие педагоги вынуждены делать свой личностно-профессиональный выбор, нельзя ограничиваться только уровнем восприятия, констатацией существующих теоретических положений.
Мнение педагога оказывается обобщением и определенной трактовкой происходящего и проблемного осмысления своей педагогической позиции в связи с анализом той или иной проблемы. В данном случае все структурные компоненты целостно, едино переплетаются в этом этапе инновационной деятельности, так как формирование мнения о научных концепциях представляет собой творческую задачу, в которой соединяются импровизация, оригинальность трактовки педагога со стремлением к обоснованию своей позиции.
В способе решения таких задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслением, переосмыслением, открытием нового для себя, рефлексией сознания, проецированием этого смысла на реальный педагогический процесс. При таком способе осуществления инновационной деятельности для педагога главное заключается не в тождественности знаний той или иной педагогической концепции, а в развитии этого знания, его преобразовании, во введении нового смысла, оригинальной интерпретации.
Личностно-мотивированный анализ педагогических концепций предполагает акцент на различие пониманий, отношений к содержанию, формам, а также свободу размещения смысла концепции в собственном контексте. При этом анализ идет скорее от педагога к содержанию тех или иных теоретических положений.
Рассмотрение личности педагога как субъекта интерпретации авторских концепций позволяет рассматривать его и на индивидуально-творческом уровне. Это, прежде всего, оригинальность интерпретации как способность педагога креативно отнестись к содержанию, способность вести диалог или дискуссию с автором, принимая лишь продуктивную часть его позиции. И, наконец, это способность и умение осуществлять и использовать данную теоретическую концепцию в самых различных педагогических ситуациях.
Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации еще более усложняет его. Структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом.
Рассмотрим кратко содержание компонентов. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов: - внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости);
- мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа;
- профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся);
- мотивы личностной самореализации.
Второй компонент структуры креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей) педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.
Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:
- личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;
- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;
- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией путей внедрения новшества;
- создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; - осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.
Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.
В ходе анализа современной литературы мы выделяем следующие виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность. 29
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления
Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.
На наш взгляд содержанием и формами инновационной деятельности педагога является:
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:
- применение проектных технологий, которые предполагают включение самого педагога и детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими, социальными, научными проектами);
- использование личностно-ориентированных технологий. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне;
- ведение в своей деятельности исследовательских и практических работ предполагающих в получении учебной информации из первоисточников.
- применение в совей работе информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет ресурсов, как для обучения школьников, так и для саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельнсоти.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных форма, участие в семинарах, конференциях и др.
4. Участие в проектно-исследовательской или экспериментальной деятельности.
5. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе образования позволят более полно раскрыть возможности педагога, тем самым и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Вывод
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.
На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уровень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.
Список использованных источников и литературы
Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. – 2010. – № 1. – С. 81–87
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 2007.-312с.
Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5–15.
Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.-201с.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 256 с.