Доклад «Исследовательская деятельность в общеобразовательной школе учителя истории»

0
0
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Исследовательская деятельность

в общеобразовательной школе

учителя истории

Учитель истории

I квалификационной категории

Самуйленко Татьяна Владимировна

2016г.

Оглавление.

1.Введение……………………………………………………………………3-4

2.Требования к организации исследовательской деятельности в школе..5-6

3.Учебное и научное исследование в общеобразовательной школе…….7-9

4.Внеурочная работа по истории………………………………………….10-11

5.Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования

« Исследовательские методы обучения в интеллектуальном, личностном и социальном развитии учащихся»………………………………………….12-21

6.Вывод………………………………………………………………………22-23

7.Использованная литература………………………………………………24

Деятельность – единственный путь

к знанию.

Б.Шоу

Введение.

За последние десятилетия изменилась и усложнилась структура исторического сознания и образования. По мнению Ю.Н. Афанасьева, «главная образовательная задача…для будущего историка с точки зрения развивающегося образования состоит в обретении способности видеть, как менялись человек и общество во времени и пространстве. Для этого его сознание должно стать:

- раскованным - нет такой теории (версии, утверждения, интерпритации), которую нельзя было бы оспорить;

- полифоническим - повествование о прошлом всегда многоголосное, в нём не бывает одного единственного, всеподавляющего голоса, и все голоса надо уметь слышать;

- альтернативным – история всегда думает над тем, «что было бы, если бы…», если не для того, чтобы сказать, «как надо делать», то уж, по крайней мере, «как делать не надо».

Современная ситуация открывает широкие возможности для переосмысления российской истории, в том числе в плане выявления и аналогий с мировой и европейской историей. Это позволяет пересмотреть концепцию «неизбежного прогресса», принятую ещё десятилетия назад в исторической науке.

Преподавание истории в России нуждается в переходе на такую позицию, которая допускала бы самостоятельный анализ прошлого и множественные точки зрения на него и позволяла бы делать большой акцент на сравнительной истории и взаимном влиянии различных культур. Как считают многие авторы, это вопрос не идеологии, а методологии.

В современном образовании существует противоречие между растущим информационным потоком сведений, доступным личности, и характером его индивидуального преломления, освоения, осмысления учеником. Можно привести высказывание известного американского психолога К.Роджерса: «…знанием становится только та часть информации, которая принята ребёнком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы».

Для решения поставленных проблем есть многие пути, представлены различные методики, технологии обучения. Актуальной является исследовательская деятельность учащихся, практикующаяся в нашей школе на протяжении последних лет. Для полного внедрения и проведения исследовательских методик в педагогическую деятельность учителя необходимо дополнительное время. В данном случае внеурочная работа в форме олимпиад, конкурсов, клубов, кружков и т.д., является оптимальным вариантом для реализации развития индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, приносящего видимые плоды.

Цель:

Изучение путей реализации исследовательской деятельности для учителя истории общеобразовательной школы.

Задачи:

1. Изучить требования, формы, виды исследовательской деятельности внедряемые в образовательный процесс.

2. Изучить учебно-воспитательную систему современной школы для выявления формы максимального внедрения исследовательской деятельности по предмету история.

3. На основе самоанализа педагогической деятельности сделать выводы о внедрении и реализации исследовательских методов обучения для учителя истории общеобразовательной школы.

Требования к организации исследовательской деятельности в школе:

1.Общие требования к исследовательской деятельности.

Необходимо, чтобы у учащихся возникло чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. – Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. – Новые идеи должны быть явно полезнее старых, плодотворнее.

2. Требования к процессу исследования. – Побуждать учащихся формировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в ясном виде. – Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. – Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряжённой обстановке.

Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

3.Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению. – Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются ученики. – Выполнять функцию координатора и партнёра учеников. – Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи постановки вопросов. – Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовывать к нужным источникам информации. – Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных. – Представлять возможность для регулярных отчётов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждения. – Поощрять критическое мышление учащихся. – Заканчивать процесс исследовательской деятельности до потери интереса ребят к проблеме. – Способствовать продолжению учащимися исследовательской деятельности.

4.Критерии выбора учебных проблем. – Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся. – Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения. – Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы. – Выбранная проблема допускает выбор способов решения. – Учёт предшествующей подготовки и опыта школьников. – Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена.

 

Учебное и научное исследование в общеобразовательной школе.

Исследование в школе можно разделить на учебное и научное.

В учебном исследовании на первом этапе проводится обучение исследовательской деятельности. Учебное исследование необходимо: для слабых это будет интересным повторением и закреплением учебных умений, для сильных – возможность приобретения самостоятельно дополнительных знаний, фактов, противоречий, определение вывода по итогам исследования.

Сущность учебного исследования заключается в следующем:

1.Постановка учебной проблемы.

Учебная проблема – это творческая задача, которая уже решена учёными. Для науки она не представляет объективной новизны, однако для учащихся – это субъективно новая задача, которую они ещё не решали.

2.Составление методики решения проблемы.

На данном этапе составляется детальный план решения проблемы, который включает в себя следующие пункты:

- изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы по содержанию проблемы. Прежде чем решать проблему, необходимо внимательно ознакомиться, законспектировать и выучить основные закономерности темы, а также составить конспекты по дополнительному учебному материалу, который понадобится для решения проблемы.

- решение проблемы и выдвижение гипотез. Для решения проблемы изучаются закономерности как новой, так и предыдущих тем. В процессе решения выдвигаются гипотезы. Задача ученика выдвинуть как можно больше гипотез.

- практическая проверка полученных гипотез. Предполагается, что ученики самостоятельно составят программы наблюдений, измерений и опытов и проведут их (насколько это возможно в определённых условиях).

- применение полученных решений для решения других проблем. На этом этапе учащимся предлагается система творческих задач по изучаемой теме. Этот этап – расширение и углубление исследовательской работы через решение прикладных задач. Это самое сильное воспитание личности, когда ученик учится самостоятельно применять полученные знания.

- внесения дополнения в учебную информацию по результатам исследования. Конспекты учебной информации дополняются практически проверенными положениями, результатами, полученными в процессе исследования.

- защита выполненной работы. При защите выполненной работы, ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям.

Научное исследование отличается тем, что вместо учебной проблемы используются настоящие научные проблемы. При решении таких проблем используется в качестве научной лаборатории природная, хозяйственная, культурная среда своего края. Научное исследование на основе непосредственных источников окружающих человека, позволяет решить комплекс педагогических задач: обучение технологии научного исследования, познание своего края, воспитание умения находить и решать практические задачи, проблемы и многое другое.

 

Этапы обучения школьников началам научного исследования.

Обучение школьников началам научного исследования включает поэтапное, в соответствии с возрастными особенностями, целенаправленное формирование:

1.Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержения; умение видеть противоречия). Учить выделять главное, разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх. Учить сравнивать и классифицировать. Накапливать опыт определения, объяснения понятий и использовать практический опыт определения и объяснения понятий через практический показ. Выделять внешние признаки. Под руководством педагога учиться видеть противоречия. Учить строить индуктивно- дедуктивные доказательства и совершенствовать их. Воспринимать и осмысливать предложенную проблемную ситуацию. Применять простейший опыт творческой деятельности.

2.Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. Ориентироваться в структуре учебника. Соблюдать правила пользования библиотекой. Ориентировать в порядке расстановки книг в библиотеке. Уметь самостоятельно пользоваться различной литературой. Систематически работать со словарями, энциклопедиями, справочной литературой различного характера. Делать выписки из изучаемой литературы.

3.Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Владеть основными видами письменных работ. Уметь отвечать на вопросы по тексту, разбираться в задании. Уметь использовать форму простого и сложного планов. Правильно оформлять выписки из литературы, а также письменные работы.

4.Специальных умений и навыков.

Переходить к формированию более сложных по характеру и объёму форм сравнения, учиться разным видам сравнения. Осознанно применять правило-ориентир и модель сравнения. Уметь анализировать частично и целостно. Анализировать учебную и дополнительную информацию, межпредметные связи. Самостоятельно усваивать несложные темы; выполнять задания воспроизводяще-творческого, поискового, проблемного характера; пользоваться сформированными приёмами. Самостоятельно изучать отдельные первоисточники. Критически воспринимать информации, источники. Проверять, опровергать, подтверждать информацию своими исследованиями. Делать вывод и рекомендации по своей работе.

(Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою систему по внедрению исследования в образовательную деятельность).

 

Организация внеклассной работы по истории.

Обновление учебно-воспитательной работы школы связано с повышением уровня и результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Внеурочные занятия позволяют оптимально решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся. Внеурочная работа по истории стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углублённое изучение предмета, на установление межпредметных связей, способствует формированию творческой активности и самодеятельности, развивая при этом у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включённый в продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, совершенствует себя как творческая личность. Вариативная совместная деятельность учащихся и педагогов, осуществляемая на основе интеграции урочных и внеурочных занятий в исследовательской деятельности, создаёт реальные условия не только для образования, но и для воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития учащихся разновозрастных групп общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность, как правило, строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития личности. Среди задач внеурочной работы целесообразно выделить следующие: обогащение школьников новыми фактами, усиление интереса к истории, развитие интеллектуальных способностей, самостоятельного познавательного интереса и практических умений, формирование научного подхода. В последние годы всё больший акцент делается на формирование научного подхода. Содержание внеклассной работы по истории традиционно сводится к двум аспектам: связь с курсами по истории и связь с краеведением. Актуальность краеведческого образования обусловлена потребностями общества в формировании у граждан нравственных и патриотических чувств.

На сегодняшний день краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно - воспитательного процесса. Поэтому целесообразно организовывать краеведческие кружки.

В настоящее время происходит развитие краеведения как научной отрасли, разрабатываются методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой границе региона, области, края. Что и было положено в основу данной программы.

Знакомство с родным краем способствует созреванию «чувства Родины». Изучение окружающего микромира (деревни, города, края) необходимо для развития личности ребенка и его социальной адаптации. Краеведение играет значимую роль в формировании ментальности молодых граждан России через народные, национальные, региональные традиции, культуру, духовность, социальные отношения.

Форм внеклассной работы по истории множество: кружки исторические, краеведческие, политические; проведение или участие в археологических раскопках; изготовление наглядных пособий; деятельность школьных музеев.

В программах и планах внеурочной работы по истории учитываются индивидуальные интересы, потребности, способности и возможности учащихся, их возрастные особенности.

Педагогу, организующему внеурочные занятия по истории, нельзя забывать важнейшее методологическое положение педагогической теории А.С.Макаренко: человек не воспитывается по частям…

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования

« Исследовательские методы обучения в интеллектуальном, личностном и социальном развитии учащихся»

Я начала свою профессиональную деятельность, когда школьное историческое образование находилось в процессе глубокого реформирования. Из учебного образовательного процесса была убрана марксистская идеология, изменилось содержание предметов исторического цикла, серьёзному изменению подверглась структура школьного исторического образования. В этот период - в учебный план школы был введён региональный компонент- История Сибири. Актуальность краеведческого образования была вызвана потребностями общества в формировании у учащихся гражданских, нравственных, патриотических чувств. В эти годы кафедра Отечественной истории НГПУ занималась научно-исследовательской деятельностью по изучению Истории Сибири и проблемам методики преподавания региональной и локальной истории, поэтому я решила заняться изучением исторических и методических краеведческих материалов, чтобы быть более компетентной в новых подходах в преподавании истории. Последние 5 лет работаю над темой самообразования « Исследовательские методы обучения в интеллектуальном, личностном и социальном развитии учащихся».

Перед собой поставила цели:

1.Повышение интереса учащихся к изучению истории.

2.Социализация личности по месту проживания.

3.Формирование основных нравственных качеств личности.

Для реализации поставленных целей определила следующие задачи:

1.Развивать познавательный интерес учащихся к предмету через использование краеведческих материалов на уроках и во внеурочной деятельности.

2.Развивать способности к проведению научного поиска.

3.Развивать креативные способности учащихся через привлечение их к исследовательской деятельности.

4.Формировать коммуникативную культуру у учащихся через практическую деятельность в основных социальных ролях.

5.Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому родины, народа, семьи.

 

Работая над темой самообразования я изучала литературу, которую можно разделить на четыре группы:

Исследовательские методики преподавания,

исследования по Истории Сибири,

методики краеведческой деятельности,

музееведение.

Исходя из накопленного теоретического материала и из возможностей нашего образовательного учреждения, а также исторического потенциала местности сложилась своя система внедрения исследовательских методов с использованием краеведческого материала, которая представлена тремя направлениями:

учебная исследовательская работа на уроках,

научная исследовательская работа в форме краеведческого направления « Моя малая родина»,

создание и деятельность школьного краеведческого музея.

Такая система позволяет оптимально решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения, как средства развития личности учащегося, способствует формированию творческой активности и самодеятельности, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.

 

1направление - «Учебная исследовательская работа на уроках истории»

Обучение школьников началам исследования провожу поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями.

1. На первом этапе провожу работу с учащимися 3-5 классов. Поскольку в основе исследовательского метода лежит самостоятельная работа, то с выработки её умений и начинаю подготовку учащихся. С этой целью учащихся вначале знакомлю с основными приёмами исследования (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия). Затем провожу практические занятия с использованием исторических источников.

2. На втором этапе вырабатываю у учащихся 5-7 классов умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.

3. На третьем этапе у учащихся 7-9 классов вырабатываю специальные исследовательские умения и навыки.

В результате этого учащиеся приобретают элементарные умения «ремесла историка».

Использовать исследовательские методы обучения на практике во время учебной деятельности начинаю с пропедевтического курса « Введение в историю» Е.В.Саплина 3кл. Чтобы уроки не носили характер сухого запоминания, стараюсь их оживить « живым окружением», тем самым вызвать интерес к предмету. Например:

- по теме « Историческое время»- использую пример изменения в нём предмета, чтобы наглядно показать ход исторического времени, т.к ребёнку ещё очень сложно ориентироваться во времени, для него понятно оно в пределах года или памяти о себе. Для этого даю историческую характеристику рубеля, угольного утюга, электрического утюга, выставляем их рисунки на ленту времени, таким образом отслеживаем изменение предмета в историческом времени. Затем даю домашнее задание нарисовать какую- либо вещь и на следующем уроке определяем ей место на ленте времени. Аналогичные задания даю с фотографиями родственников, рисунками одежды и т.д.

- по теме « Моя родословная»- составляем родословную семьи, собираем небольшую информацию о членах семьи, рода, стараемся эстетично, творчески оформить.

- по теме « Название моего города»- изучаем название нашего населённого пункта, название улиц, оформляем план деревни.

- по теме « История вещей»- провожу экскурсию в школьном краеведческом музее, затем даю творческое задание нарисовать или описать историю старой вещи дома или у бабушки.

- по теме « История в символах и знаках»- изучаем экспозицию школьного музея « История денег», на примере монеты изучаем её стороны, обозначения. На следующем уроке ребята самостоятельно дают описание.

В 5кл. начинаем курс истории с изучения основных исторических понятий, источников. Для более лучшего понимания термина - исторический источник, применяю как наглядный пример краеведческие источники на этапах урока - объяснение, закрепление.

При закреплении каждому ученику раздаю краеведческий источник и он даёт ему полную историческую характеристику.

По теме: « Природа и человек в первобытном мире»- даю материал с элементами краеведческих исследований учащихся в форме доклада, сообщения по вопросу « Первобытный человек в Сибири» и в частности изучение данных об археологическом памятнике Волчья Грива.

В 6кл. закрепляем понятие исторического источника и практическое распознание его среди множества предметов, вещей в форме игры « Узнай, что это?», « Находка археолога», « Вещи говорят».

В 7-9кл. спектр интеграции краеведческих исследований значительно расширяется, так как данный период истории характеризуется присоединением Сибири к европейской части России и расширяется историография по изучению региона, а также есть возможность интеграции краеведческих исследований в региональном компоненте История Сибири. На практике в этих классах наряду с научным исследованием применяю учебное. В учебном исследовании ставится учебная проблема уже решённая, роль учащегося изучить, исследовать материалы по конкретной теме, проблеме, вопросу и оформить исследование со своими выводами в форме доклада, сообщения, кластера, фишбоуна, таблицы, рафта, логической цепочки

и т.д.

В 7-9 классах применяю классификацию методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и меняю её в зависимости от общего развития класса и численности учащихся:

1.Объяснительно- иллюстрационный.

Сообщаю материал в готовом виде с использованием наглядности: документов, источников, экспонатов, фотографий, исследовательских работ учащихся. Запоминания не требую, цель заинтересовать.

2.Репродуктивный.

Знания сообщаю в готовом виде в большом объёме, чаще всего полностью тему. Требую усвоения, запоминания, воспроизведения данной информации, поэтому для облегчения запоминания наглядно сокращаю её содержание в опорную схему. Например тему: « Сибирь в Великой Отечественной войне» даю лекцию с одновременным оформлением схемы.

3.Метод проблемного изложения.

Обучаю учащихся самостоятельно решать проблемные задачи на примере совместного исследования. Далее по теме: «Сибирь в ВОВ» ставим вопрос -Какова роль человеческого потенциала сибиряков в победе над фашизмом? Проводим совместную поисковую деятельность.

4.Частично- поисковый метод.

Организую поиск знаний самостоятельно. По поставленному вопросу учащиеся сами ведут дальнейший поиск по научной литературе, хрестоматиям, СМИ.

5.Исследовательский метод обучения.

Применяю для организации самостоятельного поиска информации с широким использованием краеведческих материалов. Дифференцированно даю задание узнать, исследовать, изучить, а затем рассказать о ветеранах ВОВ и тружениках тыла.

Метод проблемного изложения, частично- поисковый и исследовательский метод способствуют быстрому поэтапному развитию самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Для реализации исследовательских методов обучения применяю разные типы и формы уроков.

Типы уроков:

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления, совершенствования ЗУН.

3. Уроки контроля.

4. Комбинированные уроки.

Нетрадиционные формы уроков:

1.Ролевые игры.

2.КВН.

3.Уроки- суды.

4. Уроки- соревнования, состязания.

5.Штутм крепости.

6.Конференции.

7.Урок- карусель.

8.Викторины.

Учебное исследование постепенно переходит в «научное», которое реализуется в форме краеведческого направления « Моя малая родина».

2 направление - «Научная исследовательская работа в форме краеведческого направления « Моя малая родина»

Школьное краеведческое исследование является научным исследованием, так как ставятся задачи, проблемы ранее никем не изученные, в качестве научной лаборатории используется природная и культурная среда своего края. Педагогу самому необходимо быть подготовленным к проведению исследовательской работы и владеть методикой руководства по приобщению к ней учащихся. При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определённую последовательность.

Я для себя выделила два основных этапа работы по этому направлению:

1. Подготовительный.

Повторяем все ранее изученные приёмы исследовательской деятельности в форме групповых занятий, с использованием исторических, краеведческих источников.

2. Самостоятельная работа.

Сокращаю групповые занятия и увеличиваю индивидуальные. Самостоятельный поиск, самостоятельное добывание знаний, исследование - важнейшее звено познавательного интереса, причём центром познавательного интереса является вопрос, проблема, задача.

При этом формы работы могут быть различными: коллективная, групповая, индивидуальная. Учащихся знакомлю с памяткой по организации своей поисковой деятельности, которую они применяют на практике:

Выбор темы, определение целей, задач.

Разработка общего плана.

Подготовка программы сбора материалов.

Распределение видов работы, определение сроков.

Определение форм, методов и приёмов работы.

Изучение источников опубликованной литературы.

Выявление и изучение документальных источников.

Выявление участников исторических событий, их очевидцев.

Сбор изучение и описание предметов материальной и духовной культуры.

Проверка достоверности собранного материала.

Обработка, систематизация и оформление собственного материала.

Контроль и консультации педагога на всех этапах.

Чем больше и разнообразнее будут использованы источники, тем выше научность работы.

За годы практического научного краеведения были выполнены следующие работы:

Коллективные - « Армия сегодня», в создании принимали участие все классы с 5 по 9. Ребятам давались задания по сбору материала из СМИ, а также местных свидетельств ( фотографии, письма, рассказы призывников – срочников ). Работа по сбору активизируется к праздникам 23 февраля и 9 мая.

Групповые – « История населённого пункта»; « Народные традиции материальной культуры»; « История образовательного учреждения Алабугинская школа», оформление школьного стенда по материалам «Из истории школы»; « Биография в документах»; « Вспомним всех поимённо»; « Иллюстрации к стихам сибирского поэта А.Д.Раевского»; « Духовная культура русского народа»; « Материалы Каргатского краеведческого музея как источник пот изучению истории края».

Индивидуальные – « Ещё одна разгаданная тайна»; « Воспоминания бабушки»; « Родословное дерево семьи»; « Путь моей семьи».

Краеведческие исследования носят межпредметный характер (история, литература, русский язык, ИЗО, музыка).

По моему мнению работы учащихся имеют характер перспективных, могут дорабатываться, дополняться новыми результатами исследований авторами или другими учащимися, что уже подтверждено на практике.

Результатом исследовательских навыков и умений учащихся стал школьный краеведческий музей, в котором хранятся выставленные экспонаты, а также исследовательские работы учащихся носящие краеведческий характер.

 

3 направление – «Создание и деятельность школьного краеведческого музея»

Школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение, являясь результатом совместной коллективной деятельности учащихся, учителей, родителей способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. Работа по созданию музея проводится в несколько этапов:

1. Первоначальный поиск и сбор краеведческого материала.

Мы ходим по домам старожил, собираем различные предметы старины, записываем сведения бытовой жизни деревни, истории семей и отдельных людей. Многие жители узнав о создании школьного музея сами приносят будущие экспонаты. Поиск и сбор материалов сразу вызвал интерес у учащихся, сплотил их в поисковые группы, активизировал коммуникативные умения.

2. Реставрация экспонатов музея.

Многие вещи уже давно были убраны хозяевами из повседневного обихода, поэтому находились в неопрятном состоянии. Для реставрации экспонатов музея ребята разделились на три группы. Первая группа- подготовители, они очищают, моют предметы; вторая группа- мастера, которые производят ремонт очищенной вещи; третья групп- художники, придают вещи обновлённый, эстетический вид.

Данный этап работы способствует развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, развивает стремление к созданию прекрасного.

3.Создание экспозиций школьного музея.

Готовые предметы оформляем в экспозиции, именно в ней находится логическое и педагогическое завершение по созданию школьного краеведческого музея. На данном этапе у ребят развивается логическое мышление, исторические события предстают в определённой последовательности, появляется чувство синхронности исторического процесса в целом.

Экспонаты школьного краеведческого музея применяются как учебно-наглядные пособия на уроках истории, ИЗО, технологии, математики, литературы, музыки, иностранного языка.

Я также применяю экспонаты музея в качестве материала для организации игры на уроках истории. Например: большое наличие монет в музее использую для проведения на уроках торгов, ярмарок, аукционов.

Обзорные экскурсии в музее проводятся для учащихся, учителей, родителей, воспитанников детского сада, ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Учебные экскурсии проводятся согласно учебно-тематическому планированию на уроках истории. Проведение экскурсии развивает у учащихся чувство патриотизма, познавательный интерес, творческое мышление, коммуникативные умения.

Вывод.

Я считаю, что нашла пути реализации исследовательских методов обучения в интеллектуальном, личностном, социальном развитии учащихся. Цели, которые я ставила перед собой, выполняются, а также решаются поставленные задачи. У учащихся повышается общий интерес к предмету «история», что подтверждается участием и результатами.

На базе школы учащиеся оформляют исследовательские работы, ведут самостоятельный поиск экспонатов в школьный краеведческий музей, проводят экскурсии.

Большое значение имеет краеведческое образование для учащихся, обучающихся по программе 8 вида. Изучение истории с использованием элементов « живого созерцания» способствует лучшему пониманию, запоминанию исторической информации, формированию гражданских качеств и личностных особенностей учащихся. Исследовательские, творческие работы выполняемые, обучающимися по программе 8 вида, также признаны одними из лучших в районных конкурсах.

Навыки и умения исследовательской деятельности способствуют развитию выявления нужной информации из потока разнородной, которой заполонены головы наших детей через СМИ и даже учебники.

Достоинства этого способа обучения, состоят, прежде всего, в том, что он включает совокупность поисковых, проблемных, творческих по своей сути приёмов и методов. Учащиеся при выполнении работ проявляют большую долю самостоятельности, используют не только предметные знания, но и межпредметные и надпредметные умения. В результате исследовательской деятельности у учащихся вырабатываются основные требования современной жизни:

1.Способность пользоваться приобретённым.

2.Умение получать информацию.

3.Умение моделировать информацию.

4.Умение планировать свою деятельность.

5.Ставить цель и определять задачи.

6.Представлять свои работы в публичном выступлении.

 

Использованная литература.

1.Берельковский, И.В; Павлов, Л.С. «История. Методика преподавания».- Москва.: «Поматур», 2001г.

2.Заир-Бек, С.И; Муштавинская, И.В. «Развитие критического мышления на уроке».- Москва.: «Просвещение», 2004г.

3.Туманов, В.Е. «Школьные музеи».№2,2003г.//Преподавание истории в школе.

4.Интернет-ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.