Выступление «Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Инновационная деятельность
учителя как основа развития современной школы»
( выступление на педсовете)
Подготовила: Жданкина И.Н.
2022 г.
«Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть ясна нам сейчас так, как очевидна их необходимость»
Питер Друкер.
Современное состояние образования в Российской Федерации в полной мере связано с феноменом «инновации». Инновация представляет собой естественное явление в педагогическом процессе, является движущей силой его совершенствования.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно умственно отсталыми обучающимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами школы - интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.
Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.
Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива — создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения, обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности педагогов на основе внедрения современных педагогических технологий в образование и воспитание детей с ОВЗ.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы.
Чтобы идти в ногу со временем, конечно же, мы - педагоги школы-интерната овладели основами компьютерной грамотности. В своей работе учителя русского языка, я произвожу поиск нужной информации для своей работы, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работаю с отобранной информацией, выделяю главное, систематизирую и обобщаю её с помощью современных средств.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках русского языка, чтения и внеклассных мероприятиях.
Использую компьютерные и ауди – визуальные технологии на своих уроках, также в организации внеклассных воспитательных мероприятий , которые значительно повышающего качество образования , делает процесс обучения и воспитания более современным разнообразным и насыщенным.
Использование ИКТ позволяет обучающимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках,
во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и чтению;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса;
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.
Применение компьютерных технологий на уроках позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач в работе с детьми с ОВЗ.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и чтению стараюсь применять следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с отклонениями в умственном развитии (малый объём внимания, быструю утомляемость, рассеянность, пассивность, недостатки воспитания), необходимо активизировать работу учащихся на уроке. При правильной организации урока смена видов работ не утомляет школьников, а наоборот, повышает работоспособность и внимание. Таким образом, создаются условия для обучения обучающихся приёмам умственной деятельности, к которым относится работа с книгой, текстом и наглядным материалом. Эта работа проводится по этапам:
1. Перечитать текст, определить главную мысль прочитанного.
2. Разбить текст на смысловые группы и выделить главные слова или предложения, которые выражают основную мысль.
3. Учить составлять план по опорным словам или предложениям.
4. Уметь передать содержание текста (полное или краткое) по плану. При кратком пересказе дети учатся выстраивать логическую схему.
5. Уметь выделить в тексте главное, сделать вывод.
При такой ежедневной работе дети постепенно приучаются работать с текстом самостоятельно.
К инновационным технологиям относится арттерапия
( музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, оригамитерапия)
На уроках письма и развития речи обучающиеся испытывают большие затруднения при овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие познавательных процессов, бессистемное мышление, нарушение памяти, дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы, а также не сформированность навыков учебной деятельности.
Учителю, прежде всего, необходимо пробудить у учащихся интерес к урокам русского языка, сформировать положительный мотив к обучению, путём перехода от простого к более сложному материалу.
В основе планирования любой непосредственно образовательной деятельности должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс познания.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игровые технологии. Обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей и создают положительные условия для мотивации в учении:
• игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
• игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
• корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Обучающиеся с умственной отсталостью медлительны, пассивны, мало инициативны, недостаточно внимательны, поэтому для активизации речи и обогащения словаря применяются следующие виды работ:
1. Лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов.
2. Картинный диктант.
3. Образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных.
4. Образование сложных слов по образцу.
Постепенно задания усложняются (в зависимости от состояния обучения учащихся):
1. Руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложение словом с нужной орфограммой.
2. Вставить вместо точек подходящую по смыслу приставку.
3. Выбрать слова с приставками и обозначить их.
4. При помощи суффикса и приставки образовать новые слова, составить словосочетание и т.д.
5. Работа с синонимами и антонимами.
6. Работа с фразеологизмами.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.
Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Например: урок - лекция, беседа, практикум, путешествие, презентация и т.д.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья.
С этой целью использую здоровьесберегающие технологии.
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Список использованной литературы:
1.Актуальные проблемы педагогической инноватики : материалы международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2009 г. - Балашиха : Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования , 2009. - 372 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2315473-КХ
2.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
3.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологическиеосновы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.
4.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. – № 4. - С. 61-65
5.Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49