Инновационная деятельность педагога в современном образовании

2
0
Материал опубликован 19 January 2021 в группе

«Инновационная деятельность педагога в современном образовании»

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Инновации могут быть представлены в виде:

абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Источниками инновационных идей могут быть:

неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

появление новых образовательных моделей;

демографический фактор;

изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

новизна в постановке целей и задач;

глубокая содержательность;

оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Практически все учителя видят в понятии «инновация» два основных элемента: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и новое предназначено для улучшения качества образования. Термин «инновация» является синонимом понятия «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается немного глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении самого педагогического опыта, сравнении и изучении учебного процесса для достижения лучших результатов, получения новых знаний, внедрения новых педагогических практик, это творческий процесс планирования и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образование. Это социально-педагогическое явление, отражающее творческий потенциал учителя.

Как педагогическая категория этот термин относительно молодой, и это одна из причин того, что существуют разные подходы к определению этого понятия. Современный педагогический словарь трактует термин «инновация» следующим образом: «Педагогическая инновация - это нововведение в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, направленное на повышение их эффективности».

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать формирование необходимых для этой деятельности личностных и особых качеств.

Обязательным условием успешной реализации инновационной деятельности педагога является умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при внедрении инновации, и устранять инновационные барьеры.

Проще говоря, основная причина, по которой мы обращаемся к инновациям, - это острая конкуренция, с которой сталкивается практически каждый коллектив, предоставляющий образовательные услуги. Сегодня коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о поддержании конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке образования, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научно-технических достижений и так далее. И, соответственно, быть немного впереди.

Проблемно-ориентированные инновационные процессы, как следует из названия, направлены на решение определенных проблем, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Ученики должны знать:

- осознавать свою личную и социальную значимость;

- ставить цели для самореализации, самореализации задач и проблем (необходимое условие творческого саморазвития соискателя);

- адекватные представления о свободе и законном риске, отражающие ответственность человека в процессе принятия решений;

- максимально сконцентрируйте свои навыки на их реализации в наиболее подходящий момент (отложенная победа).

Одна из самых актуальных проблем современного образования - воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную стабильность, способность повышать квалификацию, социальную мобильность личности, которая складывается из его способности к обучению, восприимчивости к нововведениям, способности изменять профессиональную среду деятельности, готовности перейти на более престижную сферу деятельности. , повысить социальный статус и уровень образования.

Дополнительно в системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

по масштабности:

- федеральные;

- региональные;

- национально-региональные;

- на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости:

- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;

модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

- системные.

по происхождению:

- модификационные, т.е. усовершенствованные;

- комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента);

- принципиально новые.

Инновационная деятельность может трактоваться как личностная категория, творческий процесс и результат творческой деятельности, он предполагает определенную свободу действий соответствующих субъектов. Ценность инноваций для человека связана с возможностью самовыражения, использования навыков и творчества. Трудности, возникающие в процессе новаторства, предстают перед человеком как перспектива возможности их решения самостоятельно.

Современная российская образовательная система претерпевает ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, использовании новых педагогических технологий и других нововведениях. Это требует от учителя разнообразного обучения, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к инновациям.

Педагог, вовлеченный в инновационный образовательный процесс, должен иметь как высокоразвитую индивидуальную культуру обработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь адаптировать ее в соответствии с возможностями учеников, и обладать дидактическими навыками. Работать продуктивно, если дать возможность грамотно выбирать различные траектории учебной деятельности через формирование индивидуального стиля исследования и найти адекватные пути и средства реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной среды обучения, призванной обеспечить как личностный рост, так и формирование новых психолого-педагогических формаций.

Продуктивное взаимодействие внешних условий и субъективных характеристик учителя обеспечивает его творческое самоопределение, в котором устанавливается соответствие личностных предпосылок профессиональной деятельности и глубина понимания и понимания содержания педагогических нововведений.

Таким образом, инновационные процессы в образовании формируют новый тип профессионального сознания и поведения учителя, становясь объектом педагогической деятельности.



Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.



Список использованной литературы



Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15

Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177

Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации