12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Михайлова Татьяна Юрьевна36

Государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания Московской области

«Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Коломенский»


Методическое пособие

«Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями»


подготовила:

психолог Михайлова Т.Ю.

г. Коломна

2020г.

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым искать и разрабатывать новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям, которые бы помогли специалистам, педагогам, родителям развивать детей с нарушениями интеллекта более разносторонне. Очень важно пробудить интерес в процессе коррекционного занятия с ребёнком инвалидом, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества. Одним из инновационных методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игротерапия с элементами литотерапии.

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже элементы литотерапии применяются в коррекционной педагогике. Известно, что у детей с интеллектуальными, речевыми нарушениями наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

На занятиях коррекционно-развивающих занятиях специалист не только развивает речь, внимание, мышление, память, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный подход в психолого-педагогической реабилитации детей инвалидов предполагает разработку новых, нетрадиционных методов работы и применение их на практике.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, все больше места занимают специальные техники, относящиеся к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

О литотерапии, целебных свойствах природных камней и минералов, известно издревле. В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам — природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой — ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Поэтому в процессе коррекционно-развивающего занятия камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится. Камни — разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением (например, «Цветовой игротренинг» Погосовой Н. М.).

В практику литотерапии можно включить упражнения дыхательной гимнастики, метод сказкотерапии. 


Примеры упражнений с применением элементов литотерапии:

-   Разноцветные камешки (литотерапия — внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения)

Посмотри на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета ты здесь видишь? Молодец. Возьмите камешек в руку.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

-    Теперь, когда камешек у тебя в руках, внимательно рассмотри его, попробуй заметить особенность этого камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуй, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотри, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучи своим камешком о мой камешек. Какой звук ты услышал? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).

-   Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотри на свой камешек. На что похож твой камешек? Во что его можно превратить, как тебе кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуй изобразить то, на что похож камешек, а я попробую отгадать, что ты задумал. Можно озвучить свои действия.

-        Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а ты попробуй среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

Упражнения дыхательной гимнастики

-       Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Покажи мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т. е. производим «хватательные» движения.

-          Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встань прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделай легкий поклон, т. е. потянись руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимись (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.

-    Согрей его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.

-    Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3–4раза.

-   Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажми камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли ты спрятал камешек, достаточно ли твердым стал твой кулачок. Хорошо. Теперь расслабь руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали твои ладошки. А теперь зажми камешек в другой ладони.

-   Представь, что ты превратился в камешек-столбик. Вытянись в струнку, превратись в твердый-твердый камень, напряги все мышцы и замри. А теперь превратись в растаявшее мороженое, все твоё тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т. д.

-    Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Массажные упражнения

    А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.

-          «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.

-          «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар

-          «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

-          «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывай-перекатывай камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).

-          «Дракон играет с жемчужиной» Физкультминутки:

1.      Камешки, солнышко, заборчик» Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко — растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик — вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу. Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.

2.      Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел. (Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек») Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел. (Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки») Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях, в том числе психологического, является приоритетной.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» (с элементами стоун – массажа)

Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – у ДК

Ёлка очень высока! (массировать безымянный палец)

Пять – по Бухар –Жырау (по Н.Нищевой)

Мы вернемся в детский сад! (массировать мизинец)

Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов

Ход игры: специалист предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Игра «Веселые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики

Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: специалист предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.

У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы, проводить классификацию по заданному признаку и т.п.

Использование элементов литотерапии на занятиях поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.


Примеры использования элементов литотерапии на занятиях по развитию речи:

перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;

в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке);

массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;

логопедические игры с использованием камней.


ИГРЫ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Рекомендации для родителей

​​​​​​​Целебны даже обычные игры с камнями, которых великое множество. Разумеется, для игр с крохой подойдет далеко не любой камень. Он должен быть природной кристаллической формы или хорошо обработан. Наиболее сильной энергетикой обладают кристаллы, каменные шары и пирамиды, но их в основном используют для статичных игр (разглядывания камня, изучения его). Самым маленьким детишкам можно играть с не очень мелкими галтованными камнями (обработанными так, что они имеют объем, но гладкие, поэтому ими нельзя пораниться). Новорожденному можно положить такой плоский камешек под матрасик либо подвесить на ниточке или цепочке вне зоны его досягаемости, но недалеко от кроватки. Помните о мерах безопасности: избегайте осколков минералов и никогда не оставляйте детей играть с камнями одних!

Если позволяют жилищные условия и финансовое положение семьи, то каменными плитками большого размера можно вместе с детьми выложить мозаичную плошадку или дорожку в саду. Как приятно теплым днем побегать босиком по разноцветным камешкам, закаляясь и получая сеанс литотерапии!

Для детей самый простой способ взаимодействия с камнем — игра. Малыш даже не будет догадываться, что в это время принимает

лекарство. Увлечь такой игрой можно любого ребенка. Не верите?

Нарисуем картину 

Поинтересуйтесь у малыша, где в природе можно найти такие цвета. Вместе придумайте сказку, как обычные серые камни, которых полно на любом пляже, вдруг стали разноцветными, когда на них попали солнечные лучи, дождевые капли, краски с палитры художницы-природы. Прекрасно, если вы знаете легенды о происхождении того или иного самоцвета либо его названия. В них часто рассказывается и о том, почему камень такого цвета.

Гулливеры и лилипуты 

Для этой игры понадобятся камни разного размера: большие — это великаны, маленькие — лилипуты. Придумайте вместе с ребенком увлекательные истории о приключениях сказочных человечков. Можете также использовать в игре кукол и аксессуары (машинки, мебель, домики, коробки) разного размера. На ночь расскажите малышу сказку по мотивам романа Д. Свифта. Возможно, в будущем ваш малыш с удовольствием прочтет этот роман, вспомнив детские забавы.

Мозаика 

Для этой игры подойдут камни любых цветов и размеров, каменные бусинки, пуговицы. Из разноцветных камешков ребенок может выкладывать фантазийные панно или картинки по заданному образцу.

Если камни закреплять на картоне либо на стекле с помощью особого клея, получится прекрасный подарок. Аналогично можно изготовить фоторамки, шкатулки, инкрустировать мебель, коробки для игрушек.

«Дочки-матери», «Магазин» 

Сварить любимице-кукле супчик или угостить ее вкуснейшим салатом маленькой маме помогут некрупные разноцветные галтованные камешки, а самоцветы покрупнее могут заменить котлетки, булочки, фрукты и овощи. А где купить продукты?

Разумеется, в «супермаркете» или на «рынке». Не забудьте предупредить детей, что это все-таки камни и брать их в рот, тем более глотать, нельзя, как бы аппетитно они ни выглядели. В лучшем случае каменными фрикадельками можно накормить куклу или плюшевого медведя.

Занимательные фигуры

Вам понадобятся каменные геометрические фигуры — объемные (пирамиды, шары, кристаллы, параллелепипеды, кубы) и плоские (полированные образцы в форме ромба, круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника). На их примере объясните ребенку основные геометрические понятия, сравните плоские и объемные фигуры.

Спросите у малышей, где встречаются похожие фигуры (круг, шар — луна, арбуз, мяч; треугольник, пирамида — крыша дома; прямоугольник, параллелепипед — коробки, здания, кирпичи, шкафы).

На что похоже? 

Вам понадобятся хорошо отполированные образцы некоторых камней либо каменные пирамидки. Лучше взять моховые агаты, пейзажную яшму, ониксы, малахит, пиролит или другие камни, на поверхности которых можно разглядеть какие-нибудь изображения.

В кристаллах и пирамидках из горного хрусталя, флюорита, других полупрозрачных пород картинки могут быть объемными за счет природных трещин, поэтому лучше их рассматривать, подсвечивая с разных сторон и слегка вращая.

Эта игра будит фантазию и отлично развивает художественное мышление. Она не требует физической активности ребенка и подходит для развлечения болеющего или выздоравливающего малыша, а созерцание завораживающего преломления лучей света и меняющихся картинок успокоит кроху перед сном.

В поисках сокровищ

В таз налейте воды. В мисочку насыпьте песка, смешанного с мелкими самоцветными камешками, наберите немного воды и взмутите песок. Слейте полученную взвесь и снова наберите воды. Постепенно песок будет вымываться, а на его поверхности покажутся красивые камешки, которые можно собрать в мешочек и использовать для игры, а можно засыпать на дно аквариума и показывать друзьям как добытый тяжким трудом клад.

Объясните малышу, почему вода становится мутной при движении, почему песок вымывается из мисочки, а камни — нет. Расскажите о профессиях геолога и старателя, поведайте легенду о Золотом Эльдорадо. Объясните малышу: чтобы получить какие-то материальные блага, надо потрудиться.

Родителям стоит лишь взглянуть на мир глазами ребенка и научиться видеть интересное в самых обычных вещах, даже в камнях, которые валяются на дороге. Обычный булыжник можно не только пнуть ногой или пустить «блинчиком» по воде, но и превратить в монету из каменного века либо в магический философский камень Гарри Поттера. Придумывайте вместе с малышом свои игры. А забавы, предложенные нами, подходят для детей разных возрастов, поэтому приобретенный однажды камень будет много-много лет служить вам верой и правдой, отдавая всю свою энергию и целебную силу на благо вашего здоровья и здоровья вашего любимого малыша.

Примеры использования элементов литотерапии в игре с ребёнком:

перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по вашему образцу и самостоятельно;

в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке);

массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)



Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.09.20 в 12:15 2 Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс! Отличный опыт работы! Знаю по своей психолого-пелагогической практике, что эффект великолепен! Дальнейших успехов!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 21.09.20 в 15:31 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за ваш материал!
Галина Владимировна, 21.09.20 в 21:13 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.