Мастер-класс «Использование элементов инновационной технологии «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование элементов инновационной технологии «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Добрый день, уважаемые коллеги!И я учитель-дефектолог проведу мастер-класс и познакомлю Вас с практическим применением игрового набора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода…
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени…
Игра является прообразом всей человеческой жизни.
Ф. Фрёбель.
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения со взрослыми и детьми. И поэтому им необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.
Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи и мелкой моторики детей, формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.
Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплект обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. При использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» создаются условия для более эффективного усвоения материала. Ведь игровая практическая деятельность, тактильное воздействие позволяет детям с ОВЗ проще и доступней усваивать получаемую информацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Итак, расскажем о задачах, решаемых в образовательной деятельности с использованием игр с применением комплекта «Дары Фребеля» по перечисленным ранее областям.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- развивать игровую деятельность детей;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы;
- передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2. Познавательное развитие:
- развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
- формирование начал самопознания.
3. Речевое развитие:
- развивать речевые способности и умения;
- формировать предпосылки чтения и письма;
- учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать эстетическое мировидение;
- обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5. Физическое развитие:
- оказывать психолого-педагогическую поддержку способностей к двигательному творчеству;
- создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- содействовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Игровой набор «Дары Фребеля» - целая находка для педагогов, ищущих современные подходы, формы, методы в коррекционном развитии детей. Данный игровой набор- настоящий помощник в решении как образовательных, так и коррекционных задач. Детали конструктора удобно группировать между собой по цвету, форме, величине, сравнивать и отсчитывать.
Более подробно об использовании различных дидактических игр я расскажу чуть позже, а сейчас мы познакомимся с этапами работы с комплектом «Дары Фребеля».
Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»
1. Визуальное обследование «дара» как целого.
2. Свободная игра ребёнка с «даром».
3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.
4. Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.
5. Совместные постройки и с помощью педагога.
6. Строительство по образцу.
7. Строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.
Применяя «Дары Ф. Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ, нужно учитывать не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а также их желания и интересы.
Игровой набор «Дары Фребеля» – это мобильный комплект, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Его использование в познавательной деятельности дает хороший результат, так как развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей подразделяются на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Итак, воспользуемся «Дарами Фрёбеля» и посмотрим на мир глазами детей.
Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
Игра «Светофор»
Вариант 1
Используемые материалы | Дары №1 |
Количество участников | 1 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей различать и называть цвета светофора; развивать внимание, память, мышление, речевые навыки общения, чувство цвета; учить детей выкладывать сигналы светофора из шариков соответствующего цвета; вызывать интерес к правилам дорожного движения.
Игровые правила: брать цветной шарик одной рукой и выкладывать перед собой вертикально в последовательности соответствующей сигналам светофора.
Вариант 2
Используемые материалы | Дары № 7,10 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 6-7 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
Задачи: закрепление знаний цветов светофора и их назначения, формировать умение двигаться по сигналу педагога.
Игровые правила:
Он висит над перекрестком
И командует один.
И направить может просто,
Повернув поток машин.
Его видят все и сразу.
Он висит меж двух опор.
У него горит три глаза.
Он зовется… (Светофор)
Педагог показывает детям светофор и предлагает поиграть в игру. Дети стоят напротив педагога, он поочередно (затем хаотично) показывает им круги красного, желтого и зеленого цвета (соответствующие сигналам светофора). Когда педагог показывает красный цвет – дети стоят неподвижно, желтый – ребята внимательно наблюдают за ним и ждут «разрешающий сигнал», а на зеленый цвет - дети выполняют движения имитирующие ходьбу.
Игра «Разноцветные шарики»
Используемые материалы | Дары № 1 |
Количество участников | 1 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый; формировать умение соотносить цвета шариков с цветом шнурка; развивать внимание, мышление, чувство цвета, память, навык речевого общения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Игровые правила: брать шарики одной рукой, соотносить цвет шарика с цветом шнурка.
Игра «Шустрые шарики»
Используемые материалы | Дары № 1 |
Количество участников | 1 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
Задачи: учить детей направлениям движения с помощью шарика на ниточке: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу; развивать внимание, память, навык речевого общения, мышление, усидчивость; умение слышать, понимать и выполнять односложную речевую инструкцию. Игровые правила: брать шарик за ниточку одной рукой ку, выполнять движения по разным направлениям.
Игра «Какого мяча не хватает?»
Вариант 1
Используемые материалы | Дары № 1 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: продолжать учить с детьми основные цвета: красный, зеленый, синий, жёлтый; развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, чувство цвета; воспитывать дружеские отношения и интерес к игре.
Игровые правила: брать мячики одной рукой, подбирая по цвету, и находить тот, которого не хватает.
Вариант 2
Используемые материалы | Дары № 1 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 6 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
Задачи: формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров шар заданного цвета. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Ход игры: педагог показывает детям шары, обращает внимание, что все они разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. После предлагает детям поиграть. Педагог со словами: раз, два, три – наклонись и затворись, убирает один из мячей (в этот момент дети закрывают глаза ладошками и наклоняются). Раз, два, три – отворись (дети открывают глаза). Педагог спрашивает: какого мяча не стало? Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Весёлая гусеница»
Используемые материалы | Дары № 11 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: тренировать мелкую моторику рук; развивать сенсомоторные навыки; изучать геометрические формы, цвета; развивать логическое мышление, внимание, усидчивость, воспитывать дружелюбные взаимоотношения со сверстниками.
Игровые правила: брать одной рукой поочередно фигуры и нанизывать их на ниточку.
Игра «Разноцветные вагончики»
Используемые материалы | Дары № 11 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей нанизывать на нить предметы, одинаковые по форме, но различные по цвету; развивать мелкую моторику руки, чувство цвета и формы; память; внимание, мышление, усидчивость; воспитывать интерес к игре.
Игровые правила: брать предметы одной рукой, чередовать их по цвету.
Игра «Весенние цветы»
Используемые материалы | Дары № 7,10 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Задачи: развивать у детей фантазию, мышление, воображение, умение сочетать цвета; тренировать мелкую моторику рук; уточнять и закреплять знания о геометрических фигурах; воспитывать эмоциональность и чувство взаимопомощи.
Игровые правила: брать фигуры одной рукой; использовать фигуры различные по цвету, форме и размеру, выкладывая весенние цветы.
Игра «Волшебный коврик»
Используемые материалы | Дары № 7 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Задачи: учить детей выкладывать коврики из геометрических фигур различной формы и цвета; развивать фантазию, логическое мышление, чувство цвета, внимание, усидчивость, навык речевого общения; воспитывать интерес к игре.
Игровые правила: брать фигуры различной формы и цвета, выкладывать из них узор.
Игра «Найди вторую половинку»
Используемые материалы | Дары № 7 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей подбирать фигуру соответствующую по цвету и форме; развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, глазомер, усидчивость, чувство цвета, мелкую моторику руки; воспитывать эмоциональность, интерес к игре.
Игровые правила: брать предметы одной рукой, подбирая их по цвету и форме к заданной фигуре.
Игра «Сделай такой же»
Используемые материалы | Дары № 7 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей выкладывать картинку по образцу; развивать внимание, усидчивость, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать дружеские отношения, интерес к игре.
Игровые правила: брать фигуры одной рукой, выкладывать их по образцу.
Игра «Дорожки»
Используемые материалы | Дары № 8 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей выкладывать дорожки из палочек различной длины и ширины; закреплять понятия «длинный – короткий», «широкий – узкий»; развивать внимание, память, мышление, навыки речевого общения, усидчивость; воспитывать интерес к игре.
Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать вертикально перед собой.
Игра «Волшебный мешочек»
Используемые материалы | Дары № 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 6-7 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.
Ход игры:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Педагог заранее готовит мешочек, в которые кладет разные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), а один набор фигур кладет на столе. Взрослый показывает геометрическую фигуру и предлагает детям на ощупь найти в мешочке такую же геометрическую фигуру.
Игра «Весёлые мячики»
Используемые материалы | Дары № 7,9,10 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Дидактические задачи: учить детей группировать предметы по цвету, заполняя разноцветные колечки – мячики маленькими кружочками в соответствии цвету колечек; продолжать развивать умение различать основные цвета: красный, жёлтый, синий, зеленый; развивать у детей чувство цвета и ритма, мышление, внимание, сенсорные качества, речевые навыки, мелкую моторику руки; воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам.
Игровые правила: брать предметы одной рукой, заполнять разноцветные колечки кружочками в соответствии со цветом колечек.
Игра «Посмотри в окно»
Используемые материалы | Дары № 7,8 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Задачи: учить детей выкладывать из геометрических фигур картинку: солнце, облака, домик; развивать внимание, мышление, память, фантазию, навыки речевого общения, самостоятельность, чувство формы и цвета; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения.
Игровые правила: брать фигуры одной рукой, составлять из них картинку соотнося их по цвету и форме.
Игра «Цветы на полянке»
Используемые материалы | Дары № 7,8 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Задачи: учить детей выкладывать силуэты цветов различного цвета; развивать фантазию, мышление, внимание, навыки речевого общения, чувство цвета; воспитывать бережное отношение к цветам.
Игровые правила: брать фигуры одной рукой; выкладывать цветы, различные по цвету лепестков.
Игра «Квадратики»
Используемые материалы | Дары № 8 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Задачи: учить детей выкладывать квадрат из палочек основных цветов (красный, синий, жёлтый, зеленый), различных по размеру; закреплять умение называть цвет и размер квадрата: большой – маленький; развивать внимание, память, чувство цвета и формы, усидчивость, мышление, чувство взаимопомощи; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения.
Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать квадраты различные по размеру и цвету.
Игра «Посадим деревья»
Используемые материалы | Дары № 8 |
Количество участников | 2 и более |
Возраст | 4-5 лет |
Интеграция с образовательными областями | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» |
Задачи: учить детей из палочек выкладывать силуэт дерева; закрепить с детьми понятие о строении дерева, умение различать и называть ствол, ветки; развивать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память, расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
Игровые правила: брать палочки одной рукой, ствол должен быть больше, чем ветки, каждая веточка должна соответствовать маленькой палочке.
Хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
В дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширять и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
СБОРНИК дидактических игр с применением игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ, воспитатели МДОУ «Детский сад № 5 СЕРПАНТИН» Кротова Наталья Владимировна, Кузнецова Елена Алексеевна на основе методики воспитания Фридриха Фребеля.
А.Ф.Бейлина, Фребель: игры и игровые средства /А.Ф.Бейлина//Журнал "Дошкольное воспитание" - 2005. - №3.- С. 56 - 59.
Е.А.Гребенщикова, История дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учебн.пос.для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология"/ Е.А. Гребенщикова, А.А.Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савина, О.А. Фролова, под ред. М.Ф. Шабаевой//- Просвещение,1986.- 567с.
Т.В.Башаева, Развитие восприятия у детей. Форма,цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева// - Ярославль: Академия развития,2007. -240с.
Соколова Елена Борисовна
Панченко Инна Ивановна
Соколова Елена Борисовна