12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панченко Инна Ивановна407
Социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования в дошкольном учреждении
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
1

«Использование элементов инновационной технологии «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование элементов инновационной технологии «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»



Добрый день, уважаемые коллеги!И я учитель-дефектолог проведу мастер-класс и познакомлю Вас с практическим применением игрового набора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.


Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода…
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени…
Игра является прообразом всей человеческой жизни.
Ф. Фрёбель.

В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения со взрослыми и детьми. И поэтому им необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.

Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи и мелкой моторики детей, формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.

Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплект обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. При использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» создаются условия для более эффективного усвоения материала. Ведь игровая практическая деятельность, тактильное воздействие позволяет детям с ОВЗ проще и доступней усваивать получаемую информацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Итак, расскажем о задачах, решаемых в образовательной деятельности с использованием игр с применением комплекта «Дары Фребеля» по перечисленным ранее областям.

Задачи:


1. Социально-коммуникативное развитие:

- развивать игровую деятельность детей;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы;

- передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.


2. Познавательное развитие:

- развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

- создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

- формирование начал самопознания.


3. Речевое развитие:

- развивать речевые способности и умения;

- формировать предпосылки чтения и письма;

- учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.


4. Художественно-эстетическое развитие:

- развивать эстетическое мировидение;

- обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

- формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

- формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.


5. Физическое развитие:

- оказывать психолого-педагогическую поддержку способностей к двигательному творчеству;

- создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

- содействовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки;

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.


Игровой набор «Дары Фребеля» - целая находка для педагогов, ищущих современные подходы, формы, методы в коррекционном развитии детей. Данный игровой набор- настоящий помощник в решении как образовательных, так и коррекционных задач. Детали конструктора удобно группировать между собой по цвету, форме, величине, сравнивать и отсчитывать.


Более подробно об использовании различных дидактических игр я расскажу чуть позже, а сейчас мы познакомимся с этапами работы с комплектом «Дары Фребеля».


Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»


1. Визуальное обследование «дара» как целого.

2. Свободная игра ребёнка с «даром».

3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.

4. Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.

5. Совместные постройки и с помощью педагога.

6. Строительство по образцу.

7. Строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.

Применяя «Дары Ф. Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ, нужно учитывать не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а также их желания и интересы.

Игровой набор «Дары Фребеля» – это мобильный комплект, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Его использование в познавательной деятельности дает хороший результат, так как развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей подразделяются на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Итак, воспользуемся «Дарами Фрёбеля» и посмотрим на мир глазами детей.


Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста


Игра «Светофор»

Вариант 1


Используемые материалы

Дары №1

Количество участников

1 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей различать и называть цвета светофора; развивать внимание, память, мышление, речевые навыки общения, чувство цвета; учить детей выкладывать сигналы светофора из шариков соответствующего цвета; вызывать интерес к правилам дорожного движения.

Игровые правила: брать цветной шарик одной рукой и выкладывать перед собой вертикально в последовательности соответствующей сигналам светофора.


Вариант 2


Используемые материалы

Дары № 7,10

Количество участников

2 и более

Возраст

6-7 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»


Задачи: закрепление знаний цветов светофора и их назначения, формировать умение двигаться по сигналу педагога.

Игровые правила:

Он висит над перекрестком

И командует один.

И направить может просто,

Повернув поток машин.

Его видят все и сразу.

Он висит меж двух опор.

У него горит три глаза.

Он зовется… (Светофор)

Педагог показывает детям светофор и предлагает поиграть в игру. Дети стоят напротив педагога, он поочередно (затем хаотично) показывает им круги красного, желтого и зеленого цвета (соответствующие сигналам светофора). Когда педагог показывает красный цвет – дети стоят неподвижно, желтый – ребята внимательно наблюдают за ним и ждут «разрешающий сигнал», а на зеленый цвет - дети выполняют движения имитирующие ходьбу.


Игра «Разноцветные шарики»


Используемые материалы

Дары № 1

Количество участников

1 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый; формировать умение соотносить цвета шариков с цветом шнурка; развивать внимание, мышление, чувство цвета, память, навык речевого общения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Игровые правила: брать шарики одной рукой, соотносить цвет шарика с цветом шнурка.


Игра «Шустрые шарики»


Используемые материалы

Дары № 1

Количество участников

1 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»


Задачи: учить детей направлениям движения с помощью шарика на ниточке: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу; развивать внимание, память, навык речевого общения, мышление, усидчивость; умение слышать, понимать и выполнять односложную речевую инструкцию. Игровые правила: брать шарик за ниточку одной рукой ку, выполнять движения по разным направлениям.


Игра «Какого мяча не хватает?»


Вариант 1


Используемые материалы

Дары № 1

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: продолжать учить с детьми основные цвета: красный, зеленый, синий, жёлтый; развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, чувство цвета; воспитывать дружеские отношения и интерес к игре.

Игровые правила: брать мячики одной рукой, подбирая по цвету, и находить тот, которого не хватает.


Вариант 2


Используемые материалы

Дары № 1

Количество участников

2 и более

Возраст

6 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»


Задачи: формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров шар заданного цвета. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Ход игры: педагог показывает детям шары, обращает внимание, что все они разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. После предлагает детям поиграть. Педагог со словами: раз, два, три – наклонись и затворись, убирает один из мячей (в этот момент дети закрывают глаза ладошками и наклоняются). Раз, два, три – отворись (дети открывают глаза). Педагог спрашивает: какого мяча не стало? Игра повторяется 2-3 раза.


Игра «Весёлая гусеница»


Используемые материалы

Дары № 11

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: тренировать мелкую моторику рук; развивать сенсомоторные навыки; изучать геометрические формы, цвета; развивать логическое мышление, внимание, усидчивость, воспитывать дружелюбные взаимоотношения со сверстниками.


Игровые правила: брать одной рукой поочередно фигуры и нанизывать их на ниточку.


Игра «Разноцветные вагончики»


Используемые материалы

Дары № 11

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей нанизывать на нить предметы, одинаковые по форме, но различные по цвету; развивать мелкую моторику руки, чувство цвета и формы; память; внимание, мышление, усидчивость; воспитывать интерес к игре.

Игровые правила: брать предметы одной рукой, чередовать их по цвету.


Игра «Весенние цветы»


Используемые материалы

Дары № 7,10

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»


Задачи: развивать у детей фантазию, мышление, воображение, умение сочетать цвета; тренировать мелкую моторику рук; уточнять и закреплять знания о геометрических фигурах; воспитывать эмоциональность и чувство взаимопомощи.


Игровые правила: брать фигуры одной рукой; использовать фигуры различные по цвету, форме и размеру, выкладывая весенние цветы.


Игра «Волшебный коврик»

Используемые материалы

Дары № 7

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»



Задачи: учить детей выкладывать коврики из геометрических фигур различной формы и цвета; развивать фантазию, логическое мышление, чувство цвета, внимание, усидчивость, навык речевого общения; воспитывать интерес к игре.


Игровые правила: брать фигуры различной формы и цвета, выкладывать из них узор.


Игра «Найди вторую половинку»


Используемые материалы

Дары № 7

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей подбирать фигуру соответствующую по цвету и форме; развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, глазомер, усидчивость, чувство цвета, мелкую моторику руки; воспитывать эмоциональность, интерес к игре.


Игровые правила: брать предметы одной рукой, подбирая их по цвету и форме к заданной фигуре.


Игра «Сделай такой же»


Используемые материалы

Дары № 7

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей выкладывать картинку по образцу; развивать внимание, усидчивость, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать дружеские отношения, интерес к игре.


Игровые правила: брать фигуры одной рукой, выкладывать их по образцу.


Игра «Дорожки»


Используемые материалы

Дары № 8

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Задачи: учить детей выкладывать дорожки из палочек различной длины и ширины; закреплять понятия «длинный – короткий», «широкий – узкий»; развивать внимание, память, мышление, навыки речевого общения, усидчивость; воспитывать интерес к игре.


Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать вертикально перед собой.


Игра «Волшебный мешочек»


Используемые материалы

Дары № 2, 3, 4, 5, 6, 7

Количество участников

2 и более

Возраст

6-7 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»



Задачи: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.


Ход игры:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог заранее готовит мешочек, в которые кладет разные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), а один набор фигур кладет на столе. Взрослый показывает геометрическую фигуру и предлагает детям на ощупь найти в мешочке такую же геометрическую фигуру.


Игра «Весёлые мячики»

Используемые материалы

Дары № 7,9,10

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»


Дидактические задачи: учить детей группировать предметы по цвету, заполняя разноцветные колечки – мячики маленькими кружочками в соответствии цвету колечек; продолжать развивать умение различать основные цвета: красный, жёлтый, синий, зеленый; развивать у детей чувство цвета и ритма, мышление, внимание, сенсорные качества, речевые навыки, мелкую моторику руки; воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам.


Игровые правила: брать предметы одной рукой, заполнять разноцветные колечки кружочками в соответствии со цветом колечек.


Игра «Посмотри в окно»

Используемые материалы

Дары № 7,8

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»


Задачи: учить детей выкладывать из геометрических фигур картинку: солнце, облака, домик; развивать внимание, мышление, память, фантазию, навыки речевого общения, самостоятельность, чувство формы и цвета; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения.


Игровые правила: брать фигуры одной рукой, составлять из них картинку соотнося их по цвету и форме.


Игра «Цветы на полянке»


Используемые материалы

Дары № 7,8

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»


Задачи: учить детей выкладывать силуэты цветов различного цвета; развивать фантазию, мышление, внимание, навыки речевого общения, чувство цвета; воспитывать бережное отношение к цветам.

Игровые правила: брать фигуры одной рукой; выкладывать цветы, различные по цвету лепестков.

Игра «Квадратики»


Используемые материалы

Дары № 8

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: учить детей выкладывать квадрат из палочек основных цветов (красный, синий, жёлтый, зеленый), различных по размеру; закреплять умение называть цвет и размер квадрата: большой – маленький; развивать внимание, память, чувство цвета и формы, усидчивость, мышление, чувство взаимопомощи; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения.


Игровые правила: брать палочки одной рукой; выкладывать квадраты различные по размеру и цвету.


Игра «Посадим деревья»

Используемые материалы

Дары № 8

Количество участников

2 и более

Возраст

4-5 лет

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»


Задачи: учить детей из палочек выкладывать силуэт дерева; закрепить с детьми понятие о строении дерева, умение различать и называть ствол, ветки; развивать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память, расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

Игровые правила: брать палочки одной рукой, ствол должен быть больше, чем ветки, каждая веточка должна соответствовать маленькой палочке.



Хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

В дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширять и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:



Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

СБОРНИК дидактических игр с применением игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ, воспитатели МДОУ «Детский сад № 5 СЕРПАНТИН» Кротова Наталья Владимировна, Кузнецова Елена Алексеевна на основе методики воспитания Фридриха Фребеля.

А.Ф.Бейлина, Фребель: игры и игровые средства /А.Ф.Бейлина//Журнал "Дошкольное воспитание" - 2005. - №3.- С. 56 - 59.

Е.А.Гребенщикова, История дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учебн.пос.для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология"/ Е.А. Гребенщикова, А.А.Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савина, О.А. Фролова, под ред. М.Ф. Шабаевой//- Просвещение,1986.- 567с.

Т.В.Башаева, Развитие восприятия у детей. Форма,цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева// - Ярославль: Академия развития,2007. -240с.



Опубликовано


Комментарии (3)

Соколова Елена Борисовна, 26.10.22 в 07:00 1Ответить Пожаловаться
Материал был бы полезен, если бы было описание самого игрового набора. Что в него входит? Из чего сделано? А фотографии дали бы полную картину.
Панченко Инна Ивановна, 26.10.22 в 07:54 1Ответить Пожаловаться
Доброе утро!Елена Борисовна,спасибо за Ваше мнение и совет!Изначально так и было.Т.к. материал большой по об'ему.И в мастер-классе первую часть готовила моя коллега,где расскрывалось про комплект "Дары Фребеля",поэтому я рассказла только про практическое применение этого набора.Презентация к выступлению есть.
Соколова Елена Борисовна, 26.10.22 в 09:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за пояснение, Инна Ивановна! Думаю, многие коллеги, как и я, не слышали раньше про данное пособие. Сложно понять игры, если не представляешь, с чем играть.

Отредактировано 26-10-2022 09:26

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.