Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ из опыта работы

2
0
Материал опубликован 11 January 2023

(слайд 1) Тема: Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ из опыта работы


(слайд 2)Актуальность: создание оптимальных условий для детей с ОВЗ в обучении в соответствии с их возрастными особенностями, способствующих их индивидуальному, личностному и эмоционально – волевому развитию и адаптации в социуме.

Обучение в школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но и развитие познавательных процессов.

Работая, с детьми с ограниченными возможностями здоровья еще раз убеждаешься в том, что успешное обучение и развитие учащихся зависит от правильно построенной коррекционной работы, и то, что ни один учебник не может дать четкие инструкции по работе с «особыми» детьми. Поэтому необходимо на практике изучать детей, находя те ниточки, дергая за которые можно положительно воздействовать на ребенка.

Поступая в первый класс, дети практически не готовы к обучению. У них низкая школьная мотивация, познавательный интерес на уровне 4-5 летнего ребенка, не умение слушать, слышать и выполнять задания, в поведении преобладает непосредственность, игровые интересы, стремление получать то, что хочет. Такие ученики становятся вялыми на уроке, им не интересно выполнять учебные задания, но на перемене излишне беспокойные.

(слайд 3) Цель: создание комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи:

-коррекция и развитие личности;

-коррекция познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления;

-коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

Для того чтобы научить таких детей учиться, развить у них познавательный интерес, познавательную активность, научить ясно и четко выражать свои мысли и находить выход из любой трудной жизненной ситуации, необходимо использовать традиционные и нетрадиционные методы и способы обучения, которые отражаются в коррекционно – развивающей работе. 

Нарушения познавательной деятельности отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях. Известно, что для детей с ОВЗ здоровья младшего школьного возраста характерны трудности восприятия учебного материала, недостатки памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, нарушение всех свойств внимания, недостатки речевого развития, низкая познавательная активность. Все эти особенности развития связаны с особенностями эмоциональной сферы этих детей. По характеру поведения, школьники с ОВЗ отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционно-развивающих воздействий.

Поэтому необходимо при организации учебного процесса оказывать дифференцированную помощь каждому ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию в обществе. Учитывать при индивидуальном обучения несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. 

При организации обучения детей с ОВЗ важная роль отводится созданию коррекционно-развивающей среды.

(слайд 4) Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий.

(слайд 5) Основная задача коррекционно-развивающей работы на уроке систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

(слайд с 6 по 11) Задания, выполняемые в ходе урока, способствует развитию памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления, моторики, развитию личности ребёнка. Большую роль в коррекционной работе играют наглядность, демонстрационный материал, игры. Опорные таблицы создают возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления. Упражнения по развитию речи я подбирала по принципу доступности от простого к сложному.

(слайд с 12 по 16) Учитывая возрастные особенности детей 6- 7 лет большую часть упражнений я провожу в игровой форме. Подбираю игры на корректировку звуков, игры с буквами. В упражнениях знакомые детям загадки, скороговорки, чистоговорки, звуковые домики. Речевая активность ребенка достигается проведением нестандартных уроков: урок – сказка, урок – путешествие с применением ролевых игр. Личность ребенка рождается в борьбе с самим собою в процессе самопознания и самоопределения. Требуется большая осторожность, тактичность со стороны учителя, индивидуальный подход к ученику.

(слайд 17 ) Результат: ребенок разговаривает, его словарный запас ежедневно пополняется, он общителен, исчезает замкнутость, появляется интерес к учебе.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа.

Целью этой работы является:

- социализация учащихся;

- выработка положительных качеств;

- формирование правильной оценки окружающих и самого себя.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, дает возможность повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Правильно спланированная коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии учащихся с ограниченными возможностями.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.