Методические рекомендации «Роль пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

3
0
Материал опубликован 1 July 2022














«Роль пластинографии в коррекционно-развивающей работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»










Автор:

Ошуркова Лариса Александровна,

учитель-дефектолог





















Оглавление


Название

Страницы


Введение

3


Актуальность

3


Аннотация

4


Описание работы в технике «пластинография»


4

Требования к применению техники «пластинографии»


6

Примеры заданий в технике «пластинографии»


7

Заключение.

8


Список используемых материалов

8


























Введение.


Для обучения и воспитания детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимы специфические образовательные условия, необходима индивидуализация процесса. Выбор содержания и средств обучения  происходит с учетом индивидуальных возможностей и особенностей развития каждого ребенка.

Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, так как у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.

При обучении данной категории детей одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Актуальность.

Еще Сухомлинский сказал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев... Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже … взаимодействие руки с природой, с общественным трудом … чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

У многих обучающихся с умственной отсталостью малоподвижна кисть, слабо развита мелкая моторика. Они практически не умеют застёгивать одежду, зашнуровывать обувь, собирать пазлы и мозаику. Отставание в психомоторном развитии обучающихся проявляется совместно с нарушением речевого развития, недостаточностью представлений об окружающем мире, с незрелостью эмоциональной и волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая часть слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография – это техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия по пластилинографии комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Также занятия пластилинографией необходимы детям, у которых имеются трудности, связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.

Аннотация.

Технику «пластилинографии» можно использовать в работе педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам с детьми с ОВЗ, необходимо применять на коррекционно-развивающих занятиях; индивидуальной работы с ребёнком, так и для групповой. Возможно использование данной техники дома родителями со своими детьми.

В ходе создания лепных картин, во время манипуляции с пластилином происходит естественный массаж - Су-Джок терапия. Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений.

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков средствами пластилинографии.

Задачи:

- Развивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.

- Развивать творческую активность, художественные способности.

- Развивать коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

- Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

- Развивать память, мышление, воображение.

- Воспитывать навыки ручного труда.


Описание работы в технике «пластинография»


Работа в технике пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи:

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу учителя.

- Научиться действовать по словесному указанию учителя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.


При работе с пластилином используются различные приёмы лепки:


- Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

- Размазывание – самый упрощенный способ пластилинографии, доступный каждому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

- Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

- Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

- Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

- Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стекой или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

- Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.


Существует несколько видов пластилинографии:


Прямая – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. При выполнении работ нужно скатать поочередно детали изображаемого объекта в виде шарика или колбаски, расположить их на горизонтальной поверхности (картоне) и расплющивать, соединяя детали.

Обратная – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры).

Контурная – изображение предмета при помощи жгутиков.

Особенность данной техники заключается в скатывании из пластилина колбасок или тонких жгутиков.

- Мозаичная – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Можно выполнять моделирование цифр и букв.

- Многослойная – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов.

Модульная – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки.

Каждая из представленных техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


Требования к применению

техники «пластинографии»


Перед началом выполнения работы обращается внимание на соблюдение техники безопасности при работе с пластилином, для снятия напряжения и подготовки к работе мелкой мускулатуры рук.

«Пальчиковая гимнастика» (выполнение упражнений на развитие мелкой моторики пальцев).

- Упражнение «Поздороваемся»: поочередно касаемся кончиком большого пальца кончиков мизинца, безымянного, среднего пальца, указательного на обеих руках. То же самое делаем в обратном порядке, начиная с указательного.

Упражнение «Замочек»: скрестив пальцы рук к ладоням в замочек, немного сжимаем пальцы. Меняем расположение рук и делаем тоже самое.

Упражнение «Солим салат»: сложить пальцы рук в щепотку и круговыми движениями, от себя, сыпем солью. Представить, что «солим салат».

Упражнение «Стряхни водичку»: потрясти пальцами и кистями рук. Представить, что руки очень мокрые, нужно стряхнуть капельки воды.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия, нужно предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Для работы с детьми выбирается пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

Примеры заданий в технике «пластинографии»


Применение шаблонного контурного изображения (животные, предметы, растительность и тд)


Данная техника может применяться на уроках при обучении пересказу текста. На первом уроке читается рассказ, рассматриваются иллюстрации, обсуждаются, уточняются детали. Затем проводится обсуждение плана работы, выбор приемов. После выполнения задания ученик рассказывает об изображении, составляя логически завершенный рассказ. С использованием пластинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные, перелётные птицы, грибы, ягоды и т.д.) поможет ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ ученика более осознанным, развёрнутым и логичным. У обучающегося не пропадает желание учиться и узнавать что-то новое.


Очень эффективным для стимуляции речевой деятельности является создание «своей книги». Этот процесс рассчитан на длительное время. В зависимости от развития ребенка проведение данной работы может занять месяц, а может быть рассчитан и на весь учебный год. При умелом стимулировании обучающегося, можно подобные книги «писать» весь процесс обучения в школе. Ребенку предлагается стать писателем. Сообщается, что он сам напишет свою книгу, и она будет «напечатана» необычным способом. Можно таким образом описывать домашнее животное или придумать рассказ – приключение про домашнего питомца, например ежика.


Выполнение аппликаций


Ожидаемый результат у детей с использованием техники «пластинография»


1. У детей улучшиться мелкая моторика.

2. У детей улучшиться творческая активность.

3. У детей улучшаться коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.

4. Дети будут более усидчивыми и аккуратней при работе с пластилином.

5. Дети будут способны к волевым усилиям, смогут соблюдать правила безопасного поведения, навыки ручного труда и навыки личной гигиены.

6.У детей улучшится память, внимание, воображение.


Заключение

Таким образом, применение техники «пластинографии» на уроках, коррекционно-развивающих занятиях будет способствовать оказанию помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в приобретении определенных умений и навыков, в развитии самостоятельности, уверенности в своих силах, развитию общения со сверстниками, что способствует успешной социальной интеграции в обществе.

Коррекционная работа с применением пластилинографии делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Таким образом, у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит более эффективное развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение кругозора.


Используемая литература.

- Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004г.

- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002г.

- Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997г.

- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999г.

- Интернет ресурсы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации