12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стрюкова Ольга Сергеевна44
1

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17







СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ 

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ









Учитель-дефектолог: Стрюкова О.С.

МБДОУ д\с№17










г. Миллерово 2023уч.г.


СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

"И нельзя без сказки нам прожить друзья,

                                Ведь со сказкой проще верить в чудеса. 

   Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.

                                В маленькое сердце дверцу распахнуть."


Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и

поведенческие затруднения, и средств развития доброжелательных

отношений является сказкотерапия, этот метод приобрёл популярность в последнее время является наиболее универсальным методом воздействия. Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением.  В процессе восприятия сказки ребенок осваивает жизнь через переживания героев.


В работе учителя дефектолога применение элементов сказкотерапии помогает решать следующие задачи:

1.Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи.

2.Коррекционно-развиваю-щие: развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

восприятия, воображения, общей и мелкой моторики.

3.Коррекционно-воспитательные: развитие доброты, любви к природе,

ответственности, сопереживания.

Сказкотерапия способствует:

Коррекции речевых нарушений, развитию творческого и образного мышления, развитию фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, установлению причинно-следственных связей.


Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.

Виды сказок, использующихся в сказкотерапии: дидактическая, диагностическая, художественная, психологическая, медитативные я хотела бы рассказать о наиболее распространенных и те которые я чаще использую на своих занятиях.

Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых

понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме
чему-то новому. Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может
быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра)..
Вы сами тоже можете придумывать сказки, которые помогут ребенку
усвоить названия цветов, выучить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Сказки можно сочинять, о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно.

Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.

Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения.

Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами,         традициями человечества. Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и
выявляет его отношение к миру. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем
тревожности. Диагностическая сказка может способствовать
выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может
говорить в слух.

Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно
эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она
приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества,
дети принимают руководство взрослого не замечая его. На занятие можно использовать определенный элемент сказки или какой-то интересный сюжет или провести как игру-путешествие главное придерживаться определенной структуры.


Занятие по сказкотерапии я провожу обычно в следующей последовательности:


    Ритуал «погружения» в сказку. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение. (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).

    Знакомство со сказкой.  Происходит чтение либо прослушивание
аудиозаписи.


  Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка. Педагог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки,
чему она может научить ребенка. Сказки можно повторять через
определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме
того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с
большим интересом. Сказки лишь условно можно поделить на простые
и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к
сложному»


    Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).

    Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х,
на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.

    Подведение итогов.
Таким образом, имея структуру занятия и необходимый для него материал,
педагог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на
продуктивную работу.
Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.


    Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.

    Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.

    Инсценированние. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации — такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.

    Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития ребенка

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям

Именно сказки помогают побудить интерес к слову

 Таким образом, сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на ребенка, который помогает решать самые серьезные проблемы. Но важно тщательно делать выбор материала, который подойдет к внутреннему состоянию и поведению ребенка. Несмотря на свою простоту, метод сказкотерапии имеет высокую эффективность, потому что построен на материале, близком даже младшему дошкольнику.


Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете.

Станет легче людям жить




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.