Статья «Инновационные образовательные технологии в системе физической культуры и спорта»
На сегодняшний день вопрос введения инноваций в различные сферы жизни человека становится всё более актуальным. На первое место выходит вопрос здоровьесбережения, и это неудивительно, ведь он касается и науки, и культуры, и образования. В физкультурной практике инновации, совмещённые со здоровьесберегающими методиками, позволяют добиваться выдающихся целей.
Необходимость освоения инновационных технологий в области физической культуры обусловлена такими причинами, как:
Укрепление физического состояния и здоровья учащихся.
Выявление скрытых резервов организма.
Популяризация спорта.
Занятия физкультуре априори направлены на стимулирование развития детей, особенно в начальной школе. В этот период основной задачей педагога становится создание базы знаний и навыков, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем не только в стенах учебного заведения, но и в повседневной жизни. Это касается физического и психологического здоровья, причём инновации позволяют снизить вероятность возникновения многих заболеваний (например, гиподинамии).
Исследователи считают, что часто человек не осознаёт возможности своего организма, поэтому не использует имеющиеся перспективы. Физкультура позволяет определить собственный потенциал и достичь определённых высот на соревнованиях и олимпиадах. В дальнейшем богатое портфолио может сыграть положительную роль при поступлении. Личная физическая культура учащихся тесно связана с нравственным здоровьем, а современные приёмы через создания благоприятной обстановки позволяют повысить духовный и физический рост.
Заинтересованность ребёнка в здоровом образе жизни и регулярных физических нагрузках должна формироваться с раннего возраста. Поэтому мало просто создать необходимые условия в школе и дать информацию – необходимо ещё и вовлечь учащихся, объяснить преимущества и необходимость правильного, бережного отношения к собственному телу и здоровью. Если человек не ставит перед собой цель стремиться к благоприятному физическому, психологическому и даже социальному состоянию, усилия педагога не будут оправданы.
Одним из достоинств использования современных методик можно назвать психологический комфорт детей, а также улучшение их внутреннего состояния. Ребёнок становится более уравновешенным, уверенным в себе, повышается уровень коммуникации и стабилизируется эмоциональный фон. Кроме того, спокойного и психически здорового ребёнка проще мотивировать на занятия спортом.
Можно выделить такие виды инновационных образовательных технологий в сфере физической культуры:
Сбережение здоровья.
Информационно-коммуникативный.
Ориентация на личность ребёнка.
Здоровьесберегающие инновационные технологии являются основными в перечне современных методик и содержат различные комплексы упражнений, которые позволяют оптимизировать нагрузку, учитывать возрастные особенности групп учащихся (в том числе небольших и специализированных), а также применять разнообразные способы подачи материала.
Среди таких технологий можно выделить чередование разнообразных видов работы на занятии, индивидуальный подход и создание позитивной, дружелюбной атмосферы, грамотно дозированные упражнения, в том числе и на свежем воздухе, а также задания для профилактики заболеваний.
Внедрение ИКТ в учебный процесс в первую очередь касается преподавательского состава. Современные технологии позволяют педагогам повышать профессиональный уровень и компетенцию, в том числе дистанционно, а также использовать полученную информацию на практике.
В это направление также включена работа с родителями учеников, обучение использованию новых технологий, расширение круга общения педагогов. ИКТ позволяют сделать учебный процесс увлекательным и интерактивным, моделировать различные ситуации и экономить время обработки и поиска информации.
Личностный подход подразумевает индивидуализацию образовательного процесса. При этом педагог стремится разглядеть в учащемся уникальные особенности и с учётом возрастных характеристик выстроить траекторию обучения.
Такая разновидность инновационного обучения включает, например, возможность самостоятельного выбора вида физической активности, оптимизацию уровня нагрузки, формирование специализированных групп учащихся, диагностику и коррекцию процесса, профориентацию и мотивирование. Личностное ориентирование позволяет дифференцировать образование и внедрить инклюзию.
Одним из важных условий организации процесса обучения в современных реалиях становится создание оздоровительных центров, в которых можно снизить воздействие стрессовых ситуаций и осуществлять специализированные занятия с различными группами детей. Пребывание в таких центрах также позволяет проводить реабилитацию при наличии заболеваний и облегчать учебную нагрузку.
Отдельно следует сказать о необходимости предварительных исследований для формирования учебных групп и плана работы. Это позволит вычислить оптимальный размер физической нагрузки, соответствие физического уровня развития фактическому возрасту ребёнка. Последующий мониторинг и отслеживание результатов необходимо для фиксирования прогресса учащихся и оправданности внедрения инноваций.