Статья на тему «Инновационные технологии на уроках математики»

0
1
Материал опубликован 24 June 2022

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Н.В. Заморова, учитель математики,

г. Шадринск

Повышенная умственная нагрузка обучающихся на уроках математики принуждает учителя задумываться над тем, как поддержать у них интерес к изучению данного предмета. Ведь всем известно, что многие обучающиеся бояться трудностей, а иногда даже и не желают приложить определённые усилия для приобретения новых знаний.

Федеральный государственный стандарт и Концепция математического образования, реализуемые в современной школе, требует серьёзной подготовки обучающихся по математике. А обучающиеся, часто имеют низкую подготовку или полное отсутствие интереса к данному предмету. Поэтому достигнуть прочных знаний по математике становиться очень проблематично.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были конкурентоспособными на образовательном рынке. Для этого современной школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и выработать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Современная математика не в состоянии обеспечить обучающегося отдельными знаниями на всю жизнь, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать.

В современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся учитель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому из них обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Внедрение в образование новых педагогических технологий позволяет поднять обучение школьников на более высокий уровень. Поэтому инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения. К инновационным технологиям можно отнести модульную технологию, развивающего обучения, проектную технологию, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг и др. Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться.

На уроках математики в первую очередь надо развивать познавательный интерес к предмету, активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого используются проблемные ситуации, которые необходимо разрешить. Чтобы обучение стало интересным, нужно проводить нестандартные уроки. Очень важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. На уроках математики целесообразно использовать игровую технологию, технологию разноуровневого обучения, личностно-ориентированную технологию. Это позволит каждого учащегося увлечься предметом и получить знания.

Например, при изучении признаков делимости чисел на 5 в пятом классе можно провести игру «Спасатели». Учащимся предлагается бутылка с письмом, найденная в море. В письме просят о помощи люди, которых взяли в плен пираты: «Дорогие ребята! Помогите нам. Пираты сказали, что если мы без калькулятора и вычислений на бумаге не скажем, какие из предложенных чисел делятся на 5, то нас выбросят в море на съедение акулам. Числа 1254; 785; 10980; 2675; 27689; 2365438764; 28965432115; 260». Это позволит не просто озвучить признак делимости на 5, а учащиеся, выполняя роль спасателей, решают проблемную ситуацию и осуществляют поиск ее решения. Результатом и будет признак, который не надо заучивать. Знания, добытые в поиски прочно оседают. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач.

Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаем их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. Главное для педагога – «Увидеть и услышать» ученика: его проблемы, наклонности, способности. Но такая деятельность не может опираться только на педагогическое мастерство и интуицию педагога. Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и сформированными общенаучными умениями и навыками. Учитель должен дать обучающемуся необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность.

Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Метод проектов позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении Результативным при обучении учащихся является реализация деятельностного подхода, что обеспечивает выполнение следующих условий: поэтапное оперирование с материалом делает посильным его усвоение; обеспечение уровневой дифференциации в ходе самостоятельной работы позволяет каждому добраться до тех “высот”, которые ему в данный момент посильны. Задания содержат в себе не только указание на образец, но и сопровождаются такой разметкой нового материала, которая позволяет правильно выполнить с ним заданное действие. Но чтобы так разметить новый материал, нужно прежде соответствующим образом разметить сам образец, т. е. разделить его на такие части, из которых он составляется в процессе воспроизведения. В результате осуществляется постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю.

Деятельностный подход предусматривает постоянную обратную связь. Организуется такое выполнение работы, которая свидетельствует, что все понято правильно; осуществляется проверка правильности выполнения работы каждым учеником; каждый ученик получает возможность с помощью учителя и других учеников ликвидировать сбой; если задание выполнено, верно, то ученик об этом немедленно узнает и это весьма действенно стимулирует интерес к учению.

Учитель должен не давать готовые знания, а научить учащихся добывать эти знания, уметь их применять и адаптировать с учетом конкретных условий. Учитель должен грамотно сочетать в своем преподавании инновационные технологии и их элементы. Именно такой комплекс будет эффективным и даст качественный результат


Список использованных источников

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

Голуб Г.Б. Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. основы проектной деятельности.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С.Полат, М: Издательский центр «Академия», 2001.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М, Новая до школа, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.