Статья на тему «Инновационные технологии при изучении физики»
Инновационные технологии при изучении физики
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненно‑ценностных ориентаций.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.Успех в обучении во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Поэтому перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Особенно актуальна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной задачей, которой стало воспитание творческой личности средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.
Изучая современные педагогические технологии, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, т.к. принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.
Наличие в школе компьютеров и свободного доступа к Интернету способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, использование которых позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, научно-исследовательская и проектная деятельность, элементы дистанционного обучения, решение творческих задач, элементы технологии уровневой дифференциации.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.
Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.
При использовании данной технологии я реализую также принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях:
мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
подготовка дидактических материалов для уроков;
использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
работа с электронными учебниками на уроке;
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
работа на уроке с материалами Web-сайтов;
применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
На всех уроках я использую мультимедийный проектор, благодаря которому записи всем в классе хорошо видны, более чётки и ясны. Наличие в школе компьютеров и подключения к сети Интернет позволяет организовать дистанционное обучение учащихся.
Используя компьютерные технологии, провожу тестирование по текущим темам в течение всего учебного года. Тестирование осуществляется также дистанционно, регулируя время выполнения и количество попыток, осуществляя не только локальный контроль то темам, но и фронтальный, по выбранным темам, задавая случайный выбор вопросов. Контроль осуществляется через электронный журнал, в котором учитывается время выполнения заданий и количество попыток и количество ошибок, допускаемых учащимися. Проверку заданий можно провести сразу на уроке и выявить индивидуальные ошибки каждого ученика. По результатам анализа ошибок учащиеся получают индивидуальное домашнее задание. Таким образом, можно проследить динамику обучения ученика по предмету.
Помимо тестов имеется возможность изучить лекции, выполнять различные задания в режиме on-line, имеются ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР. Данная форма облегчает работу по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения и дает возможность выполнять задание в удобное для него время. При возникновении вопросов возможность задать их преподавателю, а также возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость
Учебный материал сопровождается заданиями, упражнениями, опросами различного уровня, которые помогают закреплению излагаемого материала. Данная технология обучения носит более индивидуальный характер, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля. Дает возможность углубленно изучать темы не только разделов школьной программы, но и вне школьного курса, а также ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам; подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени; дополнительное образование по интересам; подготовка школьников к экзаменам.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.
Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию. В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер. Составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.
Многие мои ученики, имеющие дома компьютер, используют обучающие программы для выполнения творческого домашнего задания, с результатами которого выступают на уроке. Это позволяет мне проводить индивидуальную работу с учениками, расширять их образовательную среду.
К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики. Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук.
Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных и факультативных курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ, сбора и анализа пожеланий учеников, мной были разработаны следующие курсы: « Занимательная физика», «Решение задач по физике повышенной сложности», «Подготовка к сдаче ЕГЭ». Как элемент системы инновационного образования, элективные и факультативные курсы, кроме личносто-ориентированного подхода к обучению, позволяют решить следующие задачи при изучении физики:
углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;
сформировать умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;
сформировать умения использования языка физики для анализа научной информации;
сформировать умения применения полученных знаний при объяснении явлений природы.
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.