Эссе на тему «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»
412370 Саратовская область, Самойловский район, р.п. Самойловка, ул. 30 лет Победы д. 13, тел. 8 (84548) 2-15-34, эл. адрес: shkola-1.sam@rambler.ru
Конкурс «Педагогический дебют – 2016»
Эссе на тему:
«Инновационные подходы в преподавании.
Мои маленькие достижения»
Булатова Марина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1 р.п. Самойловка»
р.п. Самойловка
2016
Сейчас вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Мы должны решить для себя, какую школу мы создаём, и какой она станет в будущем? Будут ли дети радоваться встрече с учителем, или просто бояться его? Будут ли их заставлять бездумно зубрить, или они всё-таки научиться думать самостоятельно? И каков же будет результат образования?
Перед обществом стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной не только обеспечить собственное жизнетворчество, но и, признав уникальность других людей, сотрудничать с ними в команде.Учителю в этом процессе отводится далеко не последняя роль. Учитель – это помощник, подсказывающий, направляющий, наводящий ученика на правильную собственную мысль. Именно таким учителем я и хотела стать с детства.
Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным. Поэтому после окончания школы проблемы выбора образовательного учреждения не возникло. Это был педагогический университет. И вот я – молодой специалист, учитель начальных классов! И с каждым днем я всё лучше понимаю, что не зря выбрала эту профессию.
На своих уроках я формирую у учащихся не только умения и навыки, но и интерес к изучаемым предметам. В целом стараюсь сделать каждый урок не только познавательным, но и интересным.Полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать плодотворное, компетентное учебное занятие можно только после осознания своих профессионально- личностных качеств, имея желание их совершенствовать.
Ещё когда я была студенткой университета и проходила практику в школе, меня заинтересовала современная педагогическая технология – технология интерактивного обучения (ТИО). После тщательного изучения литературы по данной теме, я пришла к выводу, что технология интерактивного обучения актуальна на сегодняшний день, поскольку позволяет обучаться на собственном опыте путем специального организационного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации. Технология поддерживает высокую учебную мотивацию школьников, усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, поощряетих активность и самостоятельность,расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В своей практике на уроках и во внеурочной деятельности, я стала внедрять технологию интерактивного обучения. Готовясь к урокам, я стала подбирать такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Проведя несколько уроков с использованием методов интерактивного обучения, я пришла к выводу,что суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет, не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее наиболее высокие формы кооперации и сотрудничества.
Приведу несколько приемов интерактивного обучения из своей практики.
Для создания благоприятной атмосферы, развития коммуникативных навыков я использую метод «Подари цветок», «Комплимент». Педагог, а затем все участники, дарит цветок, объясняя, почему он это делает, или делает комплимент. Таким образом, происходит оперативное включение в деятельность обучающихся в классе.
На этапе актуализации учебных знаний, я предлагаю детям сыграть в «Математическое лото». Объединяясь в группы, дети получают комплект карточек: основную и дополнительные. Задание состоит в том, чтобы правильно и быстро закрыть ячейки основной карточки.
Мотивацию учебной деятельности можно совершать путем беседы. Во вступительном слове выделяется круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, при этом приводятся интересные примеры, используется информация и т.п. На этом этапе урока я применяю такие приемы как, например, «Отстроченная загадка», «Фантастическая добавка». В начале урока я задаю загадку (или малоизвестный факт), отгадку на который можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
При изучении нового материала на уроке я использую прием «Собери пазл». Для формирования понятий и их лучшего запоминания, я предлагаю собрать вам пазл, после чего ребята смогут прочитать понятие, которые мы должны сформировать и усвоить сегодня на уроке.
Таким образом, разнообразие видов деятельности дает возможность использовать различные интерактивные приемы на всех этапах урока и на уроках разных типов, что благоприятствует лучшему усвоению знаний и развитию личностных качеств учеников и их познавательных интересов.
«На дверях способностей написано – толкни» (Джон Мейсон). Этот толчок требует от учителя, прежде всего творчества. Чтобы увлечь ребенка предметом и выявить его способности, нужно создавать условия для постоянного, активного взаимодействия всех учащихся для равноправных, равнозначных взаимодействий ученика и учителя. Педагогическая профессия – особенная. Сколько бы не работал, колодезь педагогической мудрости не исчерпать. Личность каждого ученика – неповторимая. И если учитель не хочет стать ремесленником, он обязательно включится в поиск, каждый раз по –новому будет применять свои знания и умения.
На сегодняшний день многие учителя уже не представляют себе работу без использования инновационных технологий. Их применение помогает организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью, хотел учиться и знал как это правильно делать, опираясь на чуткого наставника и верного помощника – учителя.
Старшов Михаил Александрович