Статья «Инновационные методы в преподавании истории и обществознания»

3
0
Материал опубликован 8 November 2015 в группе

Инновационные методы

в преподавании истории

и обществознания

Свирина Л.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный

Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире, ему научиться необходимо”.

Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.

Итак, инновация…Есть много трактовок этого термина, но основная мысль – это нововведение. К новшеству тянутся люди, которых не устраивает традиционная система.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы - это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

На мой взгляд, технология интерактивного обучения является хорошей возможностью идти в ногу со временем, кроме того, предоставляет мне один из вариантов разрешения противоречий учебно – воспитательного процесса, выявляющихся на практике.

Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, модульно - редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий и т.д.

Остановимся на модульно – редуктивном обучении. Редукция – сведение сложного к более простому, понимаемому, более доступному для анализа и решения. Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить в среднем звене.

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

Ключевые слова. Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.

3) Игра «Три предложения».

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Технология использования интерактивных методов на уроках истории:

Я использую интерактивные методы на уроках истории в виде

1. Уроков с применением кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций ( от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.

Учебный кейс - кейс с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации.

Например, ситуация:

В городе Н. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.

2)Экономическая производственная деятельность человека.

3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.

Экономическая проблема.

Загрязнение окружающей среды.

Киотский протокол.

Страны, подписавшие Киотский протокол, повышают уровень безопасности граждан своей страны.

Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…

Какое право нарушено?

На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);

Что можно (нужно) сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ.

Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения (например, при изучении тем: «Гражданская война», «Феодальная раздробленность», «Смутное время», «Общественное движение 30-50-х годов XIX в. в России» и др.)

Метод ситуационного анализа направлен на развитие критического мышления, формирования интереса обучаемых к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуациях. Кейс построен таким образом, чтобы побуждать школьников к сотрудничеству, использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Уроки – коллективный способ обучения

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:
– Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!
– Эти фрагменты не должны быть логически зависимыми друг от друга.
– Обучать нужно малыми порциями.
«Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.
- Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
- Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала.
- Проверка и закрепление усвоенного.
Понятно, что после изложения всех фрагментов следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы.

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

3. Уроков с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии обширно, поэтому ее можно применять буквально на всех уроках. Пожалуй, наиболее распространённая форма уроков с использованием ИКТ- урок-презентация.

Я предлагаю различные варианты организации деятельности с презентациями:

Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного.

Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

Ученики получают презентацию и вопрос более широкий и объемный. Задание: дополните презентацию с помощью любых источников и ответьте на вопрос.

Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.

Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т.п.

Т.о. данный подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления обучающихся, поскольку школьник воспринимает изучаемый материал, как личностно значимый, важный для себя, а не только для преподавателя, нужный именно сейчас, а не завтра.

Результативность проекта.

К результативности данного проекта относиться:

Рост активности обучающихся на уроках истории в ходе практического применения многих интерактивных форм и методов обучения. Это выражается как в количественном, так и в качественном отношении. Такие уроки способствуют более глубокому пониманию исторических проблем и спорных вопросов обучающимися. Школьники учатся отстаивать свою точку зрения и работать в группе – это побуждает их к действию, а значит - повышает мотивацию к изучению истории.

2. Повышение уровня таких ключевых компетентностей, как коммуникативные, информационные и учебно-познавательные.

На уроках с применением интерактивных методов обучающимися двигают такие мотивы, как эмоции, идеалы, интересы, потребности, поэтому мотивация на подобных уроках возрастает, а, значит, повышается и качество

урока, что является первостепенным.

Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфической формой организации познавательной деятельности. Одна из целей ИО состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организуется мною таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Примером может служить использование такого элемента ИО, как «ОЖИДАНИЯ».

Технология его применения такова. Указанный элемент интерактивного обучения применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске вывешивается чистый лист ватмана с надписью «Ожидания». Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме: учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего?

Записываю маркером на ватмане ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей.

Анализируя «Ожидания» я, как учитель, могу:

узнать какие вопросы интересуют детей по теме урока;

выявить первоначальное представление ребенка по теме;

помочь детям понять свою мотивацию;

почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;

сравнить достигнутые результаты с «Ожиданиями»;

Учащиеся при применении на уроке этого элемента (ИО) имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть.

Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Все, что у вас написано - это красиво и применимо. Однако я не понимаю, чем кейс технология отличается от обычной работы в группах. Группа получает задание, над ним работает и выдает результат. Весь вопрос в том как сформулировать задания и что получить в результате. Работа в парах хороша, когда дети мотивированы на обучение. А уроки с применением ИКТ, к сожалению не применимы при отсутствии данного оборудования на уроках. Только в процессе дистанционного или индивидуального обучения, разве что... Лично у меня получается взаимообучение, когда ученики друг друга готовите к зачету. Смысл в том, что ученики на уроке в процессе объяснения нового материала заполняют контурную карту. Затем получают задание составить хронологическую таблицу по данной теме. Следующий урок - используя контурную карту и изредка подглядывая собственноручно составленную хронологическую таблицу несколько самых смелых учеников сдают зачет. С ними во время зачета прорабатываются все необходимые вопросы. Дальше я принимаю зачет у не очень смелых. А те, кто сдал в первых рядах объясняют тем, кто в этом нуждается как правильно сдавать зачет, что надо говорить, как показывать события на контурной карте, какие даты надо знать, как подводить итоги сражения или войны и пр... Таким образом за пару уроков все абсолютно, даже "махровые" двоечники сдают зачет на положительные оценки. Правда такая работа у меня получается только при преподавании краеведения. Там по программе я успеваю и объяснить темы, и заполнить контурные карты и провести зачет. По истории времени на все это катастрофически нет. Жаль.

5 February 2016