Эссе «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»
Эссе на конкурс «Педагогический дебют-2017» «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»
Не стыдись учиться в зрелом возрасте:
лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп
Мы живем в век перемен. Новые идеи и веяния сменяют друг друга. Сможет ли человек научить другого, если сам не хочет учиться ничему новому? Думаю, что нет. В век развития компьютерных технологий, постоянного усовершенствования, изобретения современных гаджетов, воспитатель просто обязан быть в курсе всех новшеств. Иначе, чему он сможет научить своих воспитанников? Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Новые технологии и методы, которые я стараюсь применять в своей работе должны помочь мне не только развить умственные способности моих воспитанников, дать им определенный багаж знаний, но и, прежде всего, мотивировать ребенка на успех, дать детям возможность научиться самостоятельно мыслить и действовать, быть уверенным в своих силах.
В современном детском саду перечень современных образовательных технологий широк, каждая технология имеет ряд своих особенностей и преимуществ. Мне хочется остановиться на тех, которые я стараюсь использовать в своей педагогической деятельности постоянно.
1. Игровые технологии
Моя любимая технологи – игровая. Игра – ведущий вид деятельности ребенка – это уже аксиома. «Где же здесь инновация?» - спросите Вы. Жизнь не стоит на месте, все сложнее научно – технический прогресс, который потребует от ребенка в будущем быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, гибкости мышления, творческого подхода к решению различных проблем, успешности его будущей социальной практики. Игра – это не только развлечение, недаром мы, взрослые, давно взяли на вооружение «детские» игры: деловые игры, бизнес игры и пр., которые являются хорошим инструментом для привлечения, обучения и развития сотрудников, полигоном для моделирования различных ситуаций, возникающих в реальной работе.
Разве можно было еще лет 10 – 15 назад представить, что в детском саду возникнут такие сюжетно-ролевые игры как «Турагентство», «Гипермаркет», «Корпорация «Мегафон», «Дизайнерская студия» и многие другие. Не секрет, что в современном мире часто лучшим другом ребенка становится телевизор или телефон. В связи с этим очень часто у детей возникают проблемы в общении со сверстниками. И тут на помощь приходит игра или игровые тренинги для развития коммуникативных навыков «Как вести себя в супермаркете», «К тебе пришли гости» и другие. Изменяется игровое пространство, сами игры, роль ребенка в процессе игры. Особое место я отвожу творческими, или сюжетно – ролевым играм. Детская игра способствует расширению детского опыта, развивает личность ребенка, формирует различные стороны психики. Творческий процесс игры, не ограничивает ребенка определенными рамками, позволяет «примерять» на себя различные роли, осваивать способы решения возникающих в игре проблем межличностных отношений. Игра – это социальная проба и самопроверка, прибавьте сюда еще любознательность, благоприятный период для развития творческих способностей и огромное желание познавать окружающий мир. Не опоздайте поиграть с ребенком.
Поэтому важной задачей моей педагогической практики является организация пространства для расширения и обогащения игровой деятельности воспитанников.
2. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Современную жизнь представить без мобильного телефона, компьютера, интернета уже невозможно. На помощь воспитателю в его работе приходят информационно-коммуникативные технологии. Дети с большим удовольствием и интересом откликаются на занятия, в которых различный материал предоставлен на интерактивной доске, ярко, анимировано, со звуком. В связи с этим понимание и усвоение предлагаемых знаний становится более эффективным. Современные средства ИКТ (компьютер, интерактивная доска, обучающие программы, интернет и др.) помогают мне с помощью звуковых эффектов, анимации, фотографий, ярких иллюстраций смоделировать различные обучающие занятия более образно и точно. Интерактивная доска - это окно в новый, увлекательный, чаще познавательный мир для моих воспитанников. Зная своих детей, их склонности, интересы, я стараюсь сама создавать мультимедийные презентации, на которые иногда уходит очень много времени. Но когда ты видишь восторженные глаза ребенка, интерес к новым знаниям, а главное результат их освоения, то все пройденные трудности сразу забываются. На таких занятиях я чувствую себя немного «волшебницей», способной создать новый, неизведанный, порой сказочный мир знаний для ребенка и в то же время стать для него проводником в страну новых технологий, помочь ему идти в ногу со временем, сформировать основы информационной культуры воспитанника.
3. Проектные технологии
Метод проекта. Как здорово и просто: «Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация». И всегда виден Результат: это или конкретное решение теоретической проблемы, или конкретный результат для внедрения практической проблемы. Видели бы вы, как интересно детям самостоятельно искать необходимую информацию для решения порой сложной, но такой увлекательной задачи. Мои маленькие исследователи и ученые самостоятельно выдвигают теории, делают целые «научные открытия», на моих глазах вырастают «дизайнеры» и «модельеры», или просто волшебники, создающие добро, которое потом разлетается по целому огромному неизведанному детьми миру. Мне очень нравится этот метод еще и тем, что родители воспитанников, становятся полноправными, активными участниками нашего увлекательного путешествия в неизведанное.
Проект «Семья», проведенный в 2016 году, помог нам объединить детей и родителей в одну дружную команду. В процессе реализации каждый ребенок составлял рассказ о себе и своей семье, (все рассказы были записаны воспитателем, мы рисовали свою семью, составляли генеалогическое дерево, оформляли на каждого ребенка альбом «Мои родственники», записали интервью с детьми о маме, которое оформили в интереснейший фильм. Родители в данном проекте попробовали себя в роли воспитателей и подготовили совместно с детьми подарки к праздникам 8 Марта и 23 февраля. Мы поняли, что семья – это сила, это самое ценное из того, чем мы можем дорожить и гордиться.
Увлекательный проект – «Зеленый мир на окне» экологической направленности и, правда, стал окошком в зеленый мир «огородных» растений и мостиком из зимы в весну. Результат проекта: цветущий и оригинально оформленный «огород» на окне, зеленые витамины и новое волшебство с маленьким семечком, которое превращается в полезное растение.
Самым масштабным и интересным был проект «Шире круг» по формированию основ толерантной культуры дошкольников, приобщению детей к национальной культуре России. В процессе реализации проекта дети получили представление о культуре, быте, жизни маленького русского, татарина и других представителей народов, которые растут вместе с ними, познакомились с некоторыми национальностями, проживающими на территории Российской Федерации. Завершил проект фестиваль. «Дети разных народов» в национальных костюмах России представляли национальные песни, танцы, игры и предметы национальных промыслов. На протяжении трех лет моей педагогической практики я с пользой для себя и воспитанников, успешно использую проектный метод и буду активно применять в своей деятельности и дальше.
Воспитатель должен быть примером для подражания, а для этого нужно много работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, быть любознательным, владеть современными технологиями. Современный педагог должен быть готов к открытию нового, иметь желание повышать свою компетентность, совершенствовать структуру воспитательно – образовательного процесса. Умелое применение инновационных технологий и методик становится мощным фактором повышения эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса в целом.