Инновационные технологии на уроках ОБЖ
ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
МБОУ СОШ№42 им.Героя Советского Советского Союза Хаджи-УмараДжиоровича Мамсурова г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания
Инновационные технологии на уроках ОБЖ.
Гусалова Бэла Владимировна,
учитель основ безопасности
жизнедеятельности
МБОУ СОШ №42 им.Х. Мамсурова
Владикавказ 2022
Педагоги не могут кого-то усердно
учить,
Если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони
Обобщение опыта работы, учителя основ безопасности жизнедеятельности, Гусаловой Бэлы Владимировны, проведено на основе материла собранном в процессе работы. Наблюдается положительная динамика в результатах учащихся, а также в нравственном и патриотическом воспитании учащихся на уроках ОБЖ. Анализ работы учителя проведен согласно заявленной теме «Инновационные технологии на уроках ОБЖ» необходимостью распространения педагогических находок учителя, использующего на уроках традиционные и современные образовательные технологии.В течение многих лет учитель ведет целенаправленную работу по решению проблем воспитательного характера, который служит целям гражданско - патриотического воспитания учащихся, способствует не только общению молодежи с ветеранами войны, труда, спорта, но и формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Работа направлена на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Я считаю, что только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Целью работы является изучение особенностей использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. В своей педагогической деятельности учитель ОБЖ Гусалова Бэла Владимировна применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся.
Содержание:
Слово о педагоге…………………………………
Описание опыта………………………………….
Литература……………………………………….
Приложение 1.Авторская рабочая программа «Путешествие в историю родного края».
Приложение 2.Урок-игра по ОБЖ: «Мы любим планету красавицу».
Приложение 3. Интегрированный урок ОБЖ и биологии «Здоровый образ жизни».
Приложение 4. Урок здоровьесберегающие технологии «Автономное пребывание человека в природной среде».
Слово о педагоге.
Гусалова Бэла Владимировна окончила в 1988 году Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова и ей была присвоена квалификация историка. А с 1991 года, когда в государственных общеобразовательных учреждениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» она ведет предмет ОБЖ. Ее педагогический стаж – 34 года, стаж в данном учреждений 16 лет. Бэла Владимировна имеет высокий уровень профессионализма, эффективно использует свои знания на практике и в педагогичекой деятельности. Она трудолюбивый , добросовестный, знающий и творчески работающий педагог. Глубокие теоретические знания, тщательный отбор методов и приемов ведения каждого урока, умение использовать дополнительный материал делают ее уроки интересными, содержательными, эмоциональными. Учитель методически грамотно умеет донести учебный материал, увлекая учащихся на изучение предмета ОБЖ. Она обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся, высокую результативность и качество учебных достижений выпускников. Особое внимание учитель уделяет работе по формированию мыслительных процессов: учит сравнивать, анализировать,находить главное, делать выводы,
У Бэлы Владимировны есть своя система работы с одаренными и мотивированными учащимися. Применяет современные образовательные технологии на уроках, участвует в Республиканских соревнованиях по спортивному и архитектурному ориентированию, в военно-спортивной игре «Зарница», проводит встречи с военнослужащими 58-ой армии.
Бэла Владимировна пользуется авторитетом в коллективе, является председателем ШМО и наставником для молодых специалистов. Она активно участвует в работе предметных методических объединений, в научно-практических конференциях; в работе городских и школьных семинаров, мастер-классов, в конкурсах профессионального мастерства; проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, «Классные встречи» не только очно но и дистанционно в ЗУМе. Учитель включает в школьную жизнь
учащихся и их родителей. Бэла Владимировна разработала авторский проект: в рамках Всемирной акции «16 дней против домашнего насилия» «Кавказ
территория Добра». Министерство Обороны Российской Федерации каждый год присылает благодарность Гусаловой Бэле Владимировне, за то что «к выполнению своих обязанностей она относится с большой ответственностью и самоотдачей, вследствие чего мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет учеников СОШ№42 им.Х.Мамсурова уже который год проходят на высоком организационном уровне», так же глава администрации города Владикавказ наградил грамотой Бэлу Владимировну за многолетний добросовестный труд, профессиональное мастерство, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Старший преподаватель кафедры ОБЖ ГБОУ СОРИПКРО
Левченко Николай Николаевич
Инновационные технологии на уроках ОБЖ.
Сегодня в начале третьего тысячелетия человечество заново переосмысливает мир в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире выдвигает задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующиеся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.
Быть педагогом в современном мире ответственно и трудно. Не все, кто получил диплом педвуза, идут работать в школу учителями. А секрет здесь в том, чтобы в полной мере и, главное, с любовью овладеть профессий учителя, хорошо знать все ее нюансы. Так получилось, что мы живем в эпоху перемен. Перемены эти происходят не только в жизни государства, общества, но и в жизни школы. Необходимость изменений осознана сейчас различными представителями педагогической науки, учителями, управленцами. В современной системе образования существует ряд проблем и противоречий, которые требуют своего решения. Возможно, этому будет способствовать переход образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.
Приходя сегодня в класс, всегда задаю такие вопросы: «Как обычный урок ОБЖ сделать необычным? Как неинтересный материал представить
интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?» Хочется, чтоб мой ученики творчески мыслили, формировались как личности, отличались оригинальностью и неповторимостью. Таланты, способности и качества каждого моего ученика раскрываются на уроках в результате обучения и воспитания. В решении этих вопросов, на мой взгляд, мне помогают комплексы творческих заданий, тесты, конкурсы, соревнования, смотры строя и песни, кружковая работа (кружок «Юный турист-раевед»)приложение1, посещение музеев, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии по местам Боевой Славы, проектная деятельность, современные образовательные технологии, совместная работа с общественными организациями, Лидер-Центр «Новое поколение», Юнармия, РДШ которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально - комфортной атмосферы. Все это развивает положительную мотивацию учения и приводи, к достаточной результативности обучающихся по предмету.
В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:
-Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
-Игровой технологии;
-Технологии дифференцированного обучения;
-Технологии интегрированного обучения;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
-Информационно-коммуникационная технология.
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.
Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний.
Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
В сфере преподавания курса ОБЖ находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках открытия нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.
Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии,
которые способствуют активизации и интенсификации учебного процессаприложение2.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках ОБЖ могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.
IV группа игр – строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
V группа игр – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.
Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности
учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.
Технология уровневой дифференциации.
Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и дает данная технология.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.
Технология интегрированного обучения.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее
невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний , используя информацию из разных предметов, совершенно по0новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на моих уроках ОБЖ, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной приложение 3.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта;
через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.
Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного
психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса. приложение 4
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.
Использование проектного образования позволяет:
-Индивидуализировать обучение.
-Актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося.
-Позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе.
-Помогает выполнять работу в собственном ритме.
-Использовать полученные знания в практическом применении.
-Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и примы деятельности.
-Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности.
-Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход,
групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.
Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.
Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики,
пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.
Информационные и коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ:
-Улучшение качества обучения.
-Изменения в методах и организационных формах работы учащихся.
-Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде.
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Excel, Power, Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ даёт свои положительные результаты. Главное это то, что учащиеся приобретают навык учиться самостоятельно. Ведь теперь они в меньшей мере слушатели, а в большей мере сами организуют и процесс, и активную его деятельность. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов.
С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступаю:
1.На сайтах всероссийских конкурсов и ЦГМИ «Идея» разместила материалы педагогической деятельности «Я педагог», выступления и интервью на телевидении.
2.Республиканская конференция в СОРИПКРО «УМК по ОБЖиздательства «Вентана-Граф» при переходе на ФГОС.
3.На заседаниях ШМО: «Учитель перед именем твоим…» (из опыта работы)-2020 год
4.На школьном педагогическом совете:«Военно-патриотическое воспитание в процессе урочной и внеурочной деятельности по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
5. На городском семинаре учителей ОБЖ: «Инновационные технологии на уроке ОБЖ»
6. На городском семинаре учителей физической культуры: «Профессиональная компетентность учителя физической культуры в современных условиях образования».
Список используемой литературы и источников:
1.Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года// Российская газета. №237,1993.
2.Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ред.от 01.05.2017)
3.Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013г.№ 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания (ред.от 30.12.2015).
4.Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
5.Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. - М.: Академия, 2010
6.Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010
7.Электронный ресурс http://w.school2100.ru/pedagogam/collect/
Приложение 1.Авторская рабочая программа «Путешествие в историю родного края».
Приложение 2.Урок-игра по ОБЖ: «Мы любим планету красавицу».
Приложение 3. Интегрированный урок ОБЖ и биологии «Здоровый образ жизни».
Приложение 4. Урок здоровьесберегающие технологии «Автономное пребывание человека в природной среде».
Приложение1
Программа (кружок «Юный турист-краевед»)
«Путешествие в историю родного края».
1-й год обучения.
Введение в программу.
Организационная работа. Техника безопасности и правила поведения
на занятиях. Географическое расположение республики Северная Осетия – Алания. Историческая справка о прошлом и настоящем республики. Знакомство с трудами в области археологии на территории Северной Осетии В.Ф. Миллера, Б.В. Скитского, Е.И. Крупнова и др. Административно-территориальное деление республики.
Массовая работа: Просмотр документальной ленты ТРК Алания «Осетия древняя и молодая».
Образование Владикавказской крепости
Экономические и культурные связи осетин до образования крепости Владикавказ. Сближение осетинского народа с русскими в период 60-х гг. XIX века. Роль Военно-Грузинской дороги в жизни Владикавказской крепости.
Владикавказ XIX века глазами современников
Интересные подробности из жизни крепости со слов Михаила Селезнева. Пушкин о Кавказе: « Путешествие в Арзрум», и др. Кнут Гамсун – путешественник, географ и писатель о Кавказе.
Массовая работа: Литературно-творческая гостиная «Деятели русской культуры о Кавказе».
История моего города до начала ХХ века.
Жизнь крепости в 40-х годах XIX века Образование. Экономическое развитие города с преобразованием Владикавказской крепости в город. Открытие школы Навагинского училища. Открытие первой горской школы. Открытие прогимназии, ремесленного училища. Население Владикавказа. Переселение жителей центральной России на Кавказ. Газеты «Терские ведомости», «Владикавказский листок объявлений».
Практическая работа: Работа в библиотеках и в архиве.
Владикавказ в годы первой русской революции
Облик Владикавказа в начале ХХ века. Появление Русского драматического театра, электротеатров «Гигант», «Модерн». Бельгийский капитал и его роль в строительстве города. Материальное положение рабочих. Демонстрация 1905 г. во Владикавказе. Роль первой революционной юношеской организации, созданной по инициативе С.М.Кирова.
Практическая работа: Сравнительная характеристика карты города начала ХХ века с современной картой.
Массовая работа: Посещение дома – музея С. М. Кирова.
Национальная интеллигенция Осетии.
Влияние К. Л. Хетагурова, Арсена Коцова, Цомака Гадиева на отношение властей к образованию, культуре, низкому жизненному уровню населения. Прогрессивное настроение представителей русской, осетинской интеллигенции. Общество по распространению образования. Практическая работа: Работа в библиотеках и архивах по сбору информации о состоянии жизни жителей Терской области. Подготовка рефератов и сообщений.
Гражданская война на Кавказе.
Столкновение казачества с горцами. Террористические акты против революционных деятелей. IV съезд народов Терека. Террор деникинских банд во Владикавказе. Освобождение города повстанческими отрядами и частями Красной Армии.
Массовая работа: Посещение вечного огня у обелиска, посвященного жертвам контрреволюции.
История города в лицах.
Их именами названы улицы: Н. Буачидзе, Я. Бутырин, К. Кесаев, С. Гегичкори, П. Огурцов, Г. Камалов, И. Серобабов, Н. Никитин, Я. Шмулевич, Я. Огнев и т.д.
Практическая работа: Работа с печатными источниками местных газет и журналов. Написание рефератов на тему: «Почему улица моего города носит имя…»
Массовая работа: Экскурсия по Владикавказу.
Годы морового строительства на Кавказе.
Владикавказ- центр Горской Автономной Советской Социалистической республики. Восстановление промышленности города. Владикавказ- столица двух автономных областей: Ингушской и Северо-Осетинской. Развитие коммунального хозяйства и промышленности. Открытие первого института во Владикавказе. Создание Северо-Осетинского педагогического, государственного медицинского и Северо-Кавказского горно-металургического институтов.
Массовая работа: Экскурсия в музей СОГУ.
Оборона г. Владикавказа во время ВОВ.
Строительство оборонительных сооружений. Участие в боях добровольных батальонов и бригад. Герои битвы за Кавказ. Трудовой героизм жителей города Орджоникидзе (Владикавказ). Работа заводов. Ученые республики – на службе обороны. Работники искусств в годы ВОВ.
Практическая работа: Сообщение на тему: «Моя семья в Великой Отечественной войне».
Массовая работа: Экскурсия по местам боев на Кавказе. Встреча с ветеранами ВОВ Северо-Западного МО. Участие в акции «Мой подарок ветерану».
Приложение2
«Мы любим планету красавицу».
Цель: воспитание экологической культуры и воспитание любви к окружающей нас природе.
Задачи:
Образовательные: Формирование нравственного отношения к природе, основанного на понимании места человека в окружающем мире.
Развивающие: Развивать внимание, речь, обогащать словарь детей новыми терминами.
Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Демонстрационный материал:
Интерактивная доска, энциклопедии «Животный мир», «Красная книга», детские журналы «Юный натуралист», «Тоша и компания», кроссворд, ветка с цветами.
Раздаточный материал:
цветные карандаши, бумага,краски,фломастеры
Методические приемы: игровая ситуация, физкультминутка «Бабочка», инсценирование, рассматривание книг, журналов, энциклопедий и беседа по ним, слуховое восприятие, чтение стихотворений,разгадывание загадок, подведение итогов.
Ход мероприятия:
1.Рефлексия.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте ,мои друзья!
Очень рада всех вас видеть я!
_Ребята, давайте перед началом нашего занятия скажем друг другу слова- пожелания на успешное проведение нашего занятия и благополучное течение дня.
-Хорошо, проходите, садитесь на свои места. Класс делится на 2 команды.
Идет жеребьевка: листочки в одну команду,цветочки в другую.
Обе команды на листочках и цветочках с одной стороны пишут проблемы Земли, с другой решение этих проблем.
Команды соревнуются:
Ее бьют, режут, топчут,
а она все терпит и добром всем платит.
Ответ. Земля.
Чем больше её роешь,
тем глубже она становится.
Ответ. Яма.
Ни затылка, ни лица,
ни начала, ни конца.
Как по ней ты не пойдешь –
конца-края не найдешь.
Ответ. Земля.
Тесто – не тесто,
земля – не земля.
И пирог из него не спечешь,
И ногами по нем не пройдешь.
Ответ. Болото.
Она весь мир кормит,
сама же ничего не ест.
Ответ. Земля.
Ее все топчут, топчут,
а она от этого все лучше.
Ответ. Тропинка.
Там земля, как будто тесто.
Все обходят это место.
Осока там, кочки, мох.
Там опоры не найдешь.
Ответ. Болото.
Она частенько умывается.
Четыре раза в году переодевается.
Ответ. Земля.
Огненный шар вокруг нее ходит,
Теплого взгляда с нее не сводит.
Ответ. Солнце и Земля.
Не человек, а пьет.
Не повар, а всех кормит.
Ответ. Земля.
Всех накормит и напоит,
И собою всех накроет.
Ответ. Земля.
Под музыку читаем стихи.
Вед.1Защитим мы родную планету,
Сохраним все леса и поля,
Любим землю, красавицу эту,
Трудно ей, но она не одна.
Вед.2Мы поможем дышать, плодородить
И украсим цветами её,
Юный житель, будь благороден,
Ведь планета – наше жильё.
Вед.3Пусть рождаются птицы и звери,
Не разрушим их гнёзда, дома,
Без замков пусть стоят их двери,
Вы доверьтесь нам, наши друзья.
Вед.4Ручейки пусть вливаются в реки,
Родникам только чистых ключей,
Ведь вода – это друг наш навеки,
Нам сберечь все богатства морей.
Вед.5Любим все мы планету – красавицу,
Как же нам не лелеять мир сей,
Жить с природой в гармонии нравится,
Пусть душа станет чище, светлей.
Музыка продолжает играть, ведущие зажигают свечи, раздают всем краски и бумагу для рисования.
Учащиеся рисуют плакаты «Мы любим планету красавицу»
В классном уголке ребята организуют выставку.
Приложение3
Интегрированный урок биологии и ОБЖ «Здоровый образ жизни».
Дата: «___»____20__г.
Класс – 10 «___ »
Учитель :Гусалова Бэла Владимировна
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 25
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.
Задачи:
- определить факторы, влияющие на здоровье;
-обобщить знания о вредных привычках и об их вреде на организм человека.
- продолжать воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
-воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- сформировать позитивное отношение к своему здоровью;
- создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы, развивать навыки творческой деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: научаться выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать алгоритм действий; составлять план работы с текстом.
Познавательные: научаться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации; применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные: научаться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, работать в группах.
Форма занятия: творческая мастерская с элементами ролевой игры.
Ход урока: 1.Организационный момент.
2.Фрагмент мультфильмы о ЗОЖ
Учитель№1: « Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?»
Здоровье – самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни. А так же жизненный успех и счастье. Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных привычек, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила.
Учитель№2
- “Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального.
А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы? (Ответы учащихся)
Учитель№2:- Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения ещё в 1946 году в своём Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».
Учитель№1 Сегодня мы будем говорить о том, как стать здоровым, а значит, быть счастливым.
А давайте сейчас определим состояние своего здоровья ведь в современном мире, людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей. А ведь здоровье - это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Попробуем определить состояние своего здоровья по доступной в наших условиях методике.
Методика (научная)????
Учитель №1:Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:
- Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья (зеленый жетон)
- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон) Учитель №1: делает вывод о размере здоровья класса в целом.
Учитель№2:- Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
Учитель №2:Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека?
(Образ жизни) - Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. - А какой смысл вы вкладываете в понятие образ жизни?
(Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека).
- Чтобы выяснить, что надо для здорового образа жизни, мы поработаем в творческой мастерской.
Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас. Каким он будет – кривым, или покосившимся, крепким и долговечным?
Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.
Учитель №1:Вам предстоит побывать в роли архитекторов. Вы объединились в 4 группы, каждая из которых будет выполнять определённую задачу, закладывать свои кирпичики для построения дома. На столах у вас лежит материал- кирпичики(правильные и неправильные), вы должны сделать правильный выбор для постройки дома на нашем участке. Но, т.к. у нас Дом здоровой жизни, то из всех предложенных вам объектов вы должны выбрать только те, которые будут способствовать здоровому образу жизни. Свой выбор вы должны прокомментировать. Фундаментом нашего дома будет «формула здоровья» (Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.)
Работа групп (2 минут).
Учитель №1 - Что вы не взяли для строительства нашего дома?
- Посмотрите, какой великолепный дом у нас получился. А главное, что наши архитекторы прекрасно справились с заданием, и в Дом здоровой жизни не попал ни один ( плохой кирпичик). Давайте ещё раз посмотрим, что есть в нашем необычном дому. (Перечисляем)
- Нам тоже хочется внести вклад в общее дело и добавить одну важную деталь: над таким замечательным домом будет воздух радости и мирного настроения, а светить нам всем будет солнце (прикрепляют солнышко).
Учитель №2 - Ну а теперь представьте себе, что вы работаете в рекламном агентстве. Вы получили задание – сделать социальную рекламу своего объекта Дома здорового образа жизни.
- Что такое социальная реклама? (Выслушиваю мнение ребят)
- Социальная реклама – это средство привлечь внимание людей к ежедневным проблемам, заставить задуматься о «простых» вещах. Это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам.
- О каких «простых» вещах вы должны заставить задуматься людей? (О том, что гигиена и режим, правильное питание, движение, отказ от вредных привычек, стремление к познанию и т.д. – это факторы здорового образа жизни)
- Создание социальной рекламы – сложное дело: с одной стороны, она должно быть предельно ясной, а с другой – свежей, яркой, оригинальной.
Чтобы начать создавать рекламу, достаточно:
- захотеть привлечь внимание людей, побудить их к действию;
- иметь, что сказать;
- быть кратким и убедительным.
- Итак, вы работаете в рекламном агентстве, и каждая группа получила задание – сделать социальную рекламу одного из объектов (спорт, здоровое питание, нет вредным привычкам, закаливание) Дома здорового образа жизни. На ваших столах лежат конверты с заданием, ключевыми словами, высказываниями известных людей - что, я надеюсь, поможет вам в работе. Над текстом вашей рекламы вы будете работать в течение 10 минут. Продолжительность рекламы – не более 1 минуты.
Учитель№1 - Время на подготовку истекло. Начинаем рекламную кампанию. (рекламные плакаты вывешиваются на доску).
Учитель №2 (Подведение итогов).
- Для чего мы сегодня с вами построили «Дом здоровой жизни» и рекламировали его?
- А для вас, что это значит?
- Итак, мы завершили нашу работу, построили Дом здоровой жизни .А что же не хватает у нашего дома? (крыши) -А крышей нашего дома------- ЗОЖ
Учитель №1: А теперь вашему вниманию предлагаем притчу ( видео)
Притча.
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках»...
Учитель №2: Относительно здоровья каждого можно сказать: «Все в твоих руках…».
Учитель №2 . Рефлексия. (облака: синее, голубые, чёрные)
- Перед каждым из вас картинки облака разных цветов, выберите те которые вам ближе по тем ощущениям, которые вы испытывали во время нашей работы и объясните почему.
Украсьте небо над нашим домом этими облаками.
Учитель№1Домашнее задание (по выбору)
1) Подборка песен о ЗОЖ. 2) Подборка стихов о ЗОЖ
3) Разработка своих рекомендаций по ЗОЖ.
4) Подборка пословиц и поговорок о ЗОЖ
5) Разработка комплекса упражнений для ЗОЖ
Учитель №2:Всегда помните, что хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы и счастливы!
Прилолжение4
Тема урока:«Автономное пребывание человека в природной среде»
Дата: «___»____20__г.
Класс – 10 «___ »
Учитель : Гусалова Бэла Владимировна
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 25
Тип урока:комбинированный
Цель урока:
1.Образовательные: познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия
вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию
или возникновению экстремальных ситуаций. Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии
2.Воспитательные: воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.
3.Развивающая: закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, плакаты, иллюстрации
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Какие места считаются особенно опасными в метро?
- Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
- Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
- Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?
- Что является началом опасной ситуации пешехода? - Кто такой водитель, пешеход?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 1 стр. 6-9
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Цели добровольной автономии.
Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его
жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
Дополнительные материалы.
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Выводы :1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
III. Закрепление материала;
- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры автономного существования в природной среде.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную автономию в природной среде?Выберите рисунок.
Выберите рисунок.
Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3.На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6.Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7.Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8.Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9.Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
30