Творческий отчёт «Применение инновационных технологий на уроках ИЗО»
Применение инновационных технологий на уроках ИЗО
Мне повезло , что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю , что общение с искусством в школе необходимо для нравственного и духовного развития детей. Урок искусства ---удивительный урок , здесь сталкиваются время и вечность , добро и зло , гениальность и бездарность , любовь и ненависть. 30 лет работы в школе ---это , конечно опыт , но и в тоже время это постоянный поиск , творческие идеи , которые делают мой труд результативным , интересным ,удовлетворяющим запросы моих учеников. Важным условием является сохранение у детей тяги к изобразительному искусству , развитие творческой активности . Мое педагогическое кредо держится на трех китах: творчество учителя , современные образовательные технологии ; творчество учащихся ( каждый ребенок талантлив).
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Но и в тоже время ИЗО---любимейшее занятие детей. Нужно сделать каждый урок радостным , интересным , а главное ---направленным на развитие каждого ребенка. Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет ---выявить возможности применения компьютера на уроках изо. Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства , не требуя наличие материалов , которые порой недоступны. При этом надо учитывать , что компьютер не заменит учителя , а только дополняет его . В результате я определила формы применения компьютера на уроках изо: использование медиа –ресурсов как источника информации ; компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока. В ходе педагогической деятельности выяснила , что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников , направлениям в искусстве . Поэтому , разрабатывая план-конспект урока , необходимо учитывать , что , как правило , использовать готовые видеосюжеты возможно лишь фрагментарно , сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Целесообразнее создавать свои фильмы , по своему сценарию , органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы -презентации , слайд-фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока , целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами , от типологии урока. Слайды применяю на уроках поэтапного рисования. Презентация может быть использована на беседах . Она помогает заинтересовать детей , удержать их внимание. При этом надо учитывать , что обширная информация , помещенная на слайдах , малоэффективна, так как отвлекает от наглядной. Демонстрация фильма сопровождается комментарием педагога. При этом предполагается активное общение , имеется возможность задавать вопросы и делать пояснения , коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека , максимально приближенная к учебному процессу.
В качестве обобщения , закрепления я использую метод обучения в виде тестовых заданий , оформленных на слайдах. Их применяю на первом этапе урока , в качестве разминки , для повторения пройденного материала , для создания проблемы в начале урока , чтобы привлечь внимание , вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока тесты могут быть завершающим элементом , когда дети без труда будут узнавать и называть. Выведенные на экран , эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям , по эмоциям , по радости оттого , что они знают , умеют и могут , определяется уровень восприятия материала , степень его усвоения.
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО , я сделала вывод , что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения , позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютерных технологий здесь велики. Видеофрагменты использую для знакомства с любой темой , для того , чтобы «посетить» крупнейшие музеи .
Таким образом , использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую ,более комфортную сторону , охватывая все этапы учебной деятельности.
Я применяю многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, модульное обучение. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, видеоролики, музыка, презентации к урокам). .
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий.
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Подводя итог , хочу сказать , что если ученик получает удовольствие от уроков ИЗО , то это залог того , что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием , поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями , разовьет изображение и фантазию. А значит , он будет успешным и счастливым человеком.