Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Статья по теме
«Инновационные технологии на уроках истории и обществознания »
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории: Клинчаева Марина Оганесовна МКОУ СОШ №5
Притча Ш.Амонашвили «Крылья» (Видеоролик)
Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания.
- Знаете ли вы древнюю притчу?
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек.
-Жду тебя! - ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! - удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья..."
Педагог Будущего должен иметь «крылья», чтобы «летать» и вести за собой. Ведь крылья – как знания, умения и навыки, которые мы передаём детям, и чем ярче, полнее и интереснее наше оперение, тем выше будет их полет. Учителю нужно приложить немало усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Быть учителем Будущего!
Какой он Учитель Будущего? Какими должны быть уроки будущего? Основная парадигма в работе учителя Будущего «Дать каждому ребенку шанс проявить себя, стать личностью».
2 слайдОтец дидактики, Я.А. Коменский, резко выступает против традиционного обучения, который вынуждает ребенка «мыслить чужим умом».
Ж.Ж. Руссо призывает мотивировать детскую мысль новыми для ребенка вопросами.
И.Г. Песталоцци подчеркивает необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе наглядности.
К.Д. Ушинский видит одну из центральных задач в активизации детского мышления, способности приобретать новые знания.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Учитель и ученик должны находиться в постоянном диалоге в приобретении новых знаний.
Как и все учителя, я в постоянном поиске новых интересных приёмов и методов обучения, чтобы на уроке было обучающим интересно и познавательно.
3.Слайд Менязаинтересовала сингапурская методика обучения.
Во всемирном рейтинге школ от Организации экономического сотрудничества и развития Сингапур занимает 1 место в мире по качеству образования.Сингапурская система обучения это ничто иное, какформа интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагога и детей, детей между собой.А 2008 года Сингапурская система школьного образования считается самой эффективной в мире.
4 слайдЧем и почему Сингапурская методика пользуется популярностью?
Дело в том, что школьники Сингапура показывают лучшие результаты в мире. А Сингапурские вузы входят в топы лучших международных рейтингов, а организация подготовки учительских кадров считается передовой даже в западных странах.Образовательная система, как и всё государственное устройство «азиатского тигра», по-прежнему остаётся меритократической и чрезвычайно требовательной к ученикам. Здесь никто не собирается расслабляться. Именно это можно назвать главным секретом сингапурского успеха.В основе ее лежит коллективное или совместное обучения.Одной из первых в России в этом направлении стала работать Республика Татарстан. Была разработана система обучения школьных учителей.
Урок по сингапурской методике предполагает не классное обучение, а групповое т. е. командное по 4-5 человек. У каждого из которых есть партнер по плечу и партнер по лицу. Команды получают задания и активно выполняют их. Сильные помогают слабым. Никто не остается в стороне.
С чем-то я согласилась, что-то взяла в измененном виде. Но то, что получилось на практике, меня порадовало. Возможно, не всем вам она подойдет, но кого-то из вас, я думаю, увлечет точно.
Я предлагаю на примере некоторых приёмови методов сингапурскойметодики и своих наработок изучитьнекоторые этапы уроковистории.
Мне помогут учителя – в роли учеников. Для этого я пригласила фокус группу из3 человек. ( Аревик Зав, Карина Вал, Виктория Русл,)
В решении поставленных задач могут принимать активное участие и коллеги из зала.
Рассмотрим различные виды заданий для различных этапов урока.
Задание 1
1.Технология Шпаргалка
Урок начинают сами учащиеся с подготовленными дома вопросами. Дети сами проверяют свои знания в усвоении дат или терминологии.
Данная технология хорошо подходит на этапе подготовки к самостоятельной и контрольной работе. Я только слушаю и корректирую вопросы.
В начале урока – для постановки проблемы или проблемной ситуации ученикам предлагаю осмыслить эпиграф или посмотреть видеоматериал и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
( ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА) на манеже
В 1962 году в Москве на Манеже состоялось художественная выставка творческих работ молодых авангардистов. Ген сек Н. С. Хрущёв был главным гостем выставки. Увидев работы скульптора Эрнста Неизвестного Н С подверг жёсткой критике, обвинил его в том, что он искажает лица советских людей и назвал его работы язвительными и бездарными. На что Неизвестный обиделся, но не промолчал, снял свою рубашку и показал страшные рубцы от боевых ран на спине. Ведь на фронт он ушёл на фронт юным, приписав себе годы.
Тогда в 60-тые молодой скульптор был не принят и не понят.
Но спустя десятилетия именно Неизвестный, по просьбе семьи Хрущёва создал надгробный памятник на могиле Генсека. Но создавая памятник, Неизвестный часто в недоумении повторял «Чего же в нём больше - Белого или Черного?»
Сформулируйте тему урока.п/о.Тема нашего урока «Реформы Н.С.Хрущева. «Белое или черное?» (Слайд
- Подумайте, что подразумевал скульптор- Белое и Чёрное?
- Далее идет работа по осмыслении темы и определении проблемы урока.
О хрущёвском периоде советским народомсложены рассказы и истории, в которых затронуты экономические проблемы страны.
Предлагаю прочитать и обозначить задачи урока.
1.– Почему в продаже нет обуви?
– Босиком легче догнать и перегнать Америку. ( Проблема в промышленности, обеспечение народа предметами потребления -социальная сфера )
2..Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает». (с/х, духовная )
(3.Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет. ( социальная. образование)
У нас 3 группы историков- аналитиков, каждая работает с инфографикой и картиной и фото галереей и подготовить информационный моно проект с элементами групповой исследовательской деятельностью. (получает задания и познакомит нас с основными видами и мерами работы). Главное условие – все члены группы должны представлять работу.
1. Реформы в промышленности
2.Реформы в сельском хозяйстве
3.Реформы в социальной сфере
4. Реформа в духовной сфере
( Представление реформ в виде картинной галереи)
Слайд 2. Технология НАМЕТКА ИДЕЙ
Учащиеся читаютновый параграф.( партнёр по лицу, партнер по плечу)
В тетради на каждой строчке записывают главные мысли. Каждый зачитывает свои наработки, остальные внимательно слушают и фиксируют новые мысли. Учитель просит добавить новое и обращает внимание на упущенное.
Такая технология может быть использована при изучении практически любой темы по истории. Например при изучении темы «Реформы Хрущева Н.С.». (показать пример на слайде).
Например: Алекс Рендалл, репортер «Геральдтрибьюн». Хрущев: "Умру я... Положат люди на весы дела мои. На одну чашу дела худые, на другую добрые... И добро перетянет... "Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это не пропадет, прорастет».
Обязательно надо связать урок с современностью, дать развитию урока и событий.
(слайд)Например: Каждого наверняка заинтересовала дальнейшая судьба молодого скульптора. Э.Неизвестный уехал в Америку продолжал творческую деятельность, создал знаменитую 15 метровую «Маску Скорби», посвящённую погибшим в репрессии в Магадане, «Цветок Лотоса» в Египте в знак советскс- египетской дружбы народов и знаменитую телевизионную статуэтку «Тефи», которой награждают и в настоящее время на кинофестивале лучших актеров фильма.
II. Учитель Будущего –это прежде всего патриот совей родины. Учитель любящий свою родину, свой народ, молодое поколение, на которое мы возлагаем большие надежды и планы построения государства – Будущего, в котором его жителям будет комфортно и хорошо.
( слайд) Указом Президента РФ В.В.Путина 2020 год обвялен Годом Памяти и Славы.Согласно Указу Президента РФ «О праздновании 75 – летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск» в общеобразовательных школах, провести Урок Памяти.
И.Г. Песталоцци подчеркивал необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе наглядности.
1 вариант. Посмотрите видеоролик и озвучьте тему урока.
2 вариант. Например: «Битва под Сталинградом – это золотая страница военной истории нашего народа» - советский военачальник, генерал А.И.Ерёменко.
1.Сформулируйте тему урока?2. Обозначим проблемы ( вопросы ) темы урока.
3.Как вы думаете, Почему Сталинградская битва - золотая страница? Ведь сражений было огромное количество.
Ответы уч-ся: Я предполагаю Что
1.русская армия блестяще выиграла,
2.немецкая армия потерпела позорное поражение,
3. русская армия выиграла с малыми потерями,
4. Сталинградская битва повлияло на ход дальнейших военных действий, 5.потери германской армии и техники были огромны,
6. миф о непобедимости немецкой армии развеялся в Сталинградской битве,
7.о победе русской армии узнали многие европейские народы и страны, на нашу страну теперь смотрели иначе.
Учитель: Многие западные историки и военачальники видят причины поражения гитлеровской армии в природных условиях России; мороз, снег, дождь, грязь, неубранные кукурузные поля.
- А что бы вы ответили вашим же сверстникам 11 классикам, если бы они у вас спросили о причинах победы советской армии?
Примерные ответы - Причины Победы Советского народа
(мужество и героизм народа, отвага и самоотверженность, стойкость, сила духа, патриотизм и любовь к Родине, военное искусство и талант военачальников).
(Учитель. Сталинград – это прежде всего Мамаев Курган главная высота России.
- Что вы знаете о Мамаев кургане?
Примерные 0тветы
– 1. важнейшая высота России, святое место для всех людей нашей страны. Памятник-ансамбль полностью передает весь героизм, смысл и значение великой битвы. Скульптор Е. В. Вучетич 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника.
2. Здесь состоялась самая ожесточенная и продолжительная битва, превосходившая на тот момент все сражения мировой истории.
Закончилась она важнейшей победой советских войск,Битва закончилась 2 февраля 1943 года. После ее окончания здесь были похоронены более 34 тысяч человек. В живых осталось чуть больше тысячи. )
Рефлексия: Ребята, как вы считаете, зачем это нужно - вспоминать о Сталинграде?
( 1.Я считаю, что наш урок дал возможность нам соприкоснуться с военной историей нашей Родины.
Мы не имеем право, забывать героические страницы Сталинграда.
Главам государств – это послужит уроком для их политической и дипломатической деятельности, чтоб не повторить ошибки истории.
И еще один момент. В школе решаются"закрытые" задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ.
А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?Как сохранить дружную семью?), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор между задачами закрытыми и жизненными, зачастую проваливается интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
Для достижения успеха ученика на уроках, мы обязательно должны учитывать и творческие способности каждого ребенка. Пример: детям предлагаю составить свой отличительный герб- эмблему.А чем Вы отличаетесь от других?
Или следующее задание:предложите идею оригинального памятника «Успешному человеку»,( цветные карандаши)
памятника «Успешному ученику»
4 прием Учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем. Учитель дополняет ответ.
Например: Урок обществознания в 11 классе по теме Экономика.
Показываю репродукции картин Иванова «Явление Христа народу» и Айвазовского «Девятый вал». Найдите отличительные признаки картин.
Ответы учеников
Отличительные признаки картин.
трагедия и надежда
по памяти писал Айвазовский, а Иванов с натуры.
Что общего в картинах?
признаны шедевром мировой живописиизображены человеческие судьбы
Учитель: Обе картины имеют одинаковую цену,оценены и застрахованычерном рынкомв 5000000долл. Приносят одинаковое духовное удовлетворение
Но полотно «Явление Христа народу» Александр Иванов писал 20 лет, 3 года шла подготовка к работе, он писал эскизы, этюды и потом только приступил к картине. Акартину «Девятый вал» И.Айвазовский создал всего за 10 дней, на 11 день картина была выставлена на показ.
- Выскажите свое мнение, Какие чувства испытали вы узнав об этом?
П/ О. Несправедливые цены.Это тема урока.
А теперь прочтите тему с различными интонациями.! ? Это и есть проблемы урока.
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) дают нам возможность использовать в обучении открытые задачи. Предлагаю Вам решить одну из таких задач:
На уроке истории в 5 классе тема «Древнейший человек». При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившей пещере. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношестве, Предположите,Как выжил этот человек????????
Ответы: 1. древнейшие люди жили вместе, стадом друг другу помогали,
2.он был сильным и преодолел трудности
3. смог найти выход из положения.ноги выполняли функцию руки.
(В 5 классе на ОДНКР предложила написать Сочинение-рассуждение, письма, сказки, реклама, сочинение стихов. Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.
" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",)
Различные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
И в завершении своего выступления, хочу привести своеобразную «мудрость в назидание»: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В.А.Сухомлинский. На основе всего этого, можно сделать вывод: Успех в учебе – это благодаряУчителю Будущего!
Список использованной литературы:
1.Гин А.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя- изд.13-е. -М.:ВИТА - ПРЕСС,2013.
2. Гин А.А., М.Баркон. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить. -М.:ВИТА - ПРЕСС,2016.
3.Белкин А.С.Ситуация успеха. Как ее создать :книга для учителей. -М.:Просвещение,1991.
4.Кинякина О.Н. и др.Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интуиция. Креатив. Интенсив - тренинг по развитию суперспособностей. -М.:Эксмо,2009.