Инновационные образовательные технологии в начальной школе

0
0
Материал опубликован 2 January

Инновационные образовательные технологии в начальной школе

Технология «Скрайбинг» на уроках литературы в начальной школе.

Рисуете ли вы на уроках литературы? Это традиционный прием (в основном для учеников начальных классов), связанный с иллюстрациями. Как правило, учащиеся должны обосновать свой выбор эпизода, то есть выразить свои предпочтения в чтении.

Итак, учащихся просят создать рисунок к любой народной сказке и объяснить свой выбор. Обычно дети охотно выполняют творческие задания, связанные с рисованием, но не все умеют и любят рисовать - в этом случае к ним обращаются с заданиями на тему "иллюстрация" или "сравнение иллюстраций". Например, при изучении сказки "Иван-Царевич и Серый волк" в 3 классе учащиеся должны изобразить образ Царевны, ответив на следующие вопросы: Кто главная героиня? Совпадает ли созданный художником образ Царевны с литературным образом и вашим восприятием этой героини? Как вы думаете, какой момент выбрала автор и почему? Какие цвета передают её характер, красоту? Как фон картины подчеркивает сказочный образ Царевны?

Таким образом, рисование на уроках литературы играет вспомогательную роль и в первую очередь служит развитию воображения учащихся и соотнесению визуальных и вербальных образов.

Например, при выполнении творческого задания учащиеся должны "нарисовать словесный портрет серого Волка (внешность, возможный возраст, характер)." На первом месте стоит умение правильно подбирать слова, строить высказывание и аргументировать свое мнение. В средней и старшей школе иллюстрации и устное словесное рисование часто не используются на уроках литературы, а работа с иллюстрациями и выразительное чтение сводятся к минимуму. Это связано увеличением количества произведений, предлагаемых для чтения и изучения. Кроме того, учителю требуется время для подготовки письменных работ различного рода, особенно итоговых сочинений, и их выполнения, для реализации различных творческих проектов.

В начале 21 века изменились досуговые предпочтения учащихся, их интересы к чтению и принципы восприятия информации. Психологи говорят о так называемом "клиповом мышлении" подростков, отмечая их способность быстро переключать внимание при работе с разными видами информации, но указывают на некоторые трудности в концентрации на одном виде работы. Учащиеся предпочитают слушать аудиокниги, а не традиционное чтение. В какой-то степени это облегчает восприятие произведения, но во время урока учащиеся, которые слушали, а не читали текст, меньше сосредотачивались на сюжете и композиции, не запоминали детали и уделяли меньше внимания языку изложения.

 Таким образом, чтение остается ведущим видом деятельности при изучении литературы в начальной школе. Как сделать процесс чтения более увлекательным и наглядным? Как привлечь учеников к процессу анализа художественного текста, научить разрабатывать план самостоятельной интерпретации произведения?

На уроке литературы в начальной школе учитель может извлечь пользу из скрайбинга (англ.: ssribe-рисовать) - процесса создания визуального повествования, которое передает сложный смысл в виде простых картинок. Эта технология предполагает структурирование и систематизацию информации, использование "визуальных метафор" и позволяет визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе. В этом случае процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения.

Оригинальность технологии заключается в создании, рождении визуального рисунка в режиме реального времени - в отличие от презентации в Power Point.

В результате проведенного эксперимента были выявлены преимущества использования письменной речи, как методического приема на уроках литературы в современной школе.

Во-первых, ученикам не нужно уметь рисовать, чтобы создавать свои визуальные заметки. По результатам опроса, все ученики 3-го класса заявили, что умение рисовать не требуется для такого рода работы. Важно, чтобы учитель также не нуждался в умении рисовать. Для работы подойдут чистый лист бумаги и минимум цветов (оптимально четыре).

Во-вторых, визуальный контур подразумевает осознанную композицию элементов - все заметки и рисунки располагаются в определенном месте на листе. При этом каждый сюжет индивидуален, он ориентирован не только на логические, но и на эмоциональные связи - ученик создает его так, как считает нужным, ориентируясь на понятный ученику сюжет.

В-третьих, при создании наглядного конспекта урока могут быть включены отрывки, которые включают индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов классной работы. При использовании скрайбинга, учитель создает импровизацию, он руководит работой учащихся по созданию собственных заметок во время урока.

Наконец, письменная речь способствует лучшему усвоению информации. Например, учащиеся не просто составляют сравнительное описание - этот вид работы в виде таблицы традиционен для уроков, - они подбирают ассоциации, знаки, символы, расставляют их в определенном порядке, запоминают, потому что они не только записывают, но и зарисовывают информацию и делают это осознанно.

Таким образом, использование технологии скрайбинга на уроках в начальной школе оживляет восприятие авторства; развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление младших школьников; актуализирует навыки чтения и анализа художественного произведения; позволяет подготовиться к написанию сочинения; способствует осуществлению совместной деятельности - создание отношений между учителем и учеником.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.