Образовательные технологии на уроках математики в начальной школе
Совершенствование математического образования в условиях современного учебного процесса
Батьковская Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа № 77 города Донецка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Сегодня образование республики переходит на новый ГОС, который предъявляет повышенные требования к методической подготовке учителя. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Использование современных образовательных технологий повысить эффективность учебного процесса.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, новые технологии, игровые технологии, критического мышления, ИКТ, Ромашка Блума, интерактивная олимпиада, дифференциация учебных интересов, качество обучения.
Особенность государственных образовательных стандартов начального образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует внедрения в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Он связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. [4,c.39]
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Математика формирует мышление ребенка, развивает логику, способность к анализу, умение делать выводы, тренирует память, воображение и так далее. В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»? Ответ на данный вопрос - Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. На сегодняшний день существует достаточно большое количество инновационных педагогических технологий обучения. В начальной школе мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология обучения в сотрудничестве, позволяющие разнообразить формы и средства обучения и повышающие творческую активность учащихся.[1,c. 72]
Немаловажная роль в обучении математике отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом», - писал А.Франс. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, логическое мышление, у учащихся вырабатывается умение сосредоточиться, развивается внимание, стремление к знаниям.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности младших школьников, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Применение приёмов технологии критического мышления на уроках математики позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Например: составление кластера.[2,c.70]
Один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Творческое мышление – ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации.«Запустить» творческое мышление на уроках можно, используя методы критического мышления. Методов, стратегий и приемов критического мышления достаточно много. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать факты, воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
(рис.1.)
2. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Рис. 1. Ромашка Блума
Такие вопросы обычно начинаются со слов:
"То есть ты говоришь, что…?",
"Если я правильно понял, то …?",
"Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
«Правда ли, что...»
Вопрос можно начать и со слова – объясни…
Уточняющие вопросы выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет". Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.
3. Объясняющие вопросы.
Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза:
"Что изменилось бы ...",
"Что будет, если ...?",
Вопрос можно начать со слова – придумай….
(Изменение данных задачи. Задать другой вопрос. Дополнить условие данными)
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
«Как можно применить ...?»
«Где может пригодиться знание …»
«Способ решения…»
Вопрос можно начать со слова – предложи…(Вопросы направленные на алгоритм решение задачи, применение изученной формулы.)
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем … отличается от …?, «Что лучше, легче?» и т.д.
Вопрос можно начать со слова – поделись… .[3,c.96]
Поработав таким образом над текстами задач, ребята лучше освоят тему, понятия, научатся видеть разность между формулами вычисления скоростей сближения при встречном движении и движении вдогонку; скоростей удаления при движении в противоположных направлениях и с отставанием.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.
В работе учителя чаще используются готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, созданные собственные презентации, используются средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Многие учителя работают на сайте образовательного портала «Учи. ру». Концепция сервиса Uchi.ru - процесс обучения с "Учи.ру легкий и увлекательный для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами. Симпатичные иллюстрации подбадривают деток интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Результат виден сразу, что нравится детям, повышается самооценка.
Чем интересен интерактивный курс «Учи.ру»?
учителю
формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;
контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;
оценивать достижения учащихся;
дистанционно обучать детей с ОВЗ;
корректировать знания и самообучение;
работать с одарёнными детьми.
ученику
достигать планируемых результатов;
контролировать свои действия с помощью системы;
оценивать свои достижения;
повышать уровень своего интеллектуального развития;
работать в комфортном для себя режиме.
Использование системы позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.
Дети получают грамоты, дипломы, благодарственные письма(бесплатно)
Основными направлениями работы при использовании ИКТ являются:
дистанционные олимпиады и конкурсы;
уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Чтобы пятиклассникам было легче адаптироваться к новым условиям, необходимо использовать методические приёмы, которыми пользуются учителя начальных классов. Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября.
Необходимо:
заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем,
полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями,
вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу. Следовательно, маленькие «будущие Эйнштейны», победители олимпиад показывают себя уже в начальной школе. Очень важно сохранить и передавать буквально из «рук в руки». [5,c.34]
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, формированию положительной мотивации к изучению математики в начальной школе, а главное, повышается динамика качества обучения. Применяя современные технологии, педагог развивается сам!
Список литературы:
Арефьева О.М. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников. Журнал «Начальная школа». – 2012, № 2. – С. 74 – 78.
Дмитриев А.Е., Моделирование и реализация формирования готовности учителя начальных классов к творческой и педагогической деятельности - М.: МПГУ, 2012 - 336 с.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002. – 175 с.
Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016. - 245с.
Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011.- 432 с.
8