Мастер-класс «Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования»
МКОУ «Виноградненскаий лицей им. Дедова Ф.И.» Казаченко Виктория Валентиновна |
[Мастер-класс «Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования»] |
РМО учителей английского языка |
Дата: 27.08.2013
Ответственный: Казаченко Виктория Валентиновна, учитель английского языка, высшая категория
Цель мастер класса: повышение качества преподавания, освоение нового стиля преподавания
Задачи мастер-класса:
актуализировать изучение педагогических технологий
выбрать из существующих пед. технологий те, которые соответствуют контингенту учащихся наших школ
Ожидаемые результаты:
внедрение в практику современных педагогических технологий
повышение уровня креативности педагогов
Ход мастер-класса
Вступление
Современный педагог – это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.
Современный педагог-профессионал должен отличаться «лица не общим выраженьем», быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные пед. технологии или инновационные технологии.
Сегодня я ставлю перед собой задачу– научить вас отрефлексировать свой пед. опыт на научно-методической основе (уметь научно обосновать то, что вы делаете).
«Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует», - возразите вы мне. Да, вы правы. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий вы знаете, тем лучше.
Методический тренинг. Презентация
Сегодня, я надеюсь, вы пополните свой багаж.
Для начала дайте разберемся, что в вашем багаже уже имеется. Это и покажет методический тренинг, который я сейчас с вами проведу.
Я описываю ситуации, которые встречались на моих уроках, а вы определяете, какую пед. технологию я использовала.
Ситуация 1.
Ребенок демонстрирует рисунок, коллаж или постер и описывает его. (ответ: метод проектов – это личностно-ориентированный подход) Слайд 2
Ситуация 2.
Картинка, где дети составляют предложения из слов. (ответ: игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Слайд 3
Игр существует великое множество, я бы хотела поделиться с вами своим изобретением. Все мы прекрасно знаем как сложно заставить детей выучить неправильные формы глаголов: стихи, песенки, распределение по группам и т.д. Я придумала следующий способ: на обычные игральные карты приклеила бумажные карточки с формами глаголов. Вот как они выглядят.
Ситуация 3.
Картинка, где дети с понятыми руками ( ответ: здоровьесберегающие технологии – это также личностно-ориентированный подход). Слайд 4
Ситуация 4.
Я перечислю вам основные принципы этой технологии. (ответ: технология УДЕ: деформированные упражнения, в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций) Слайды 5,6,7,8
Это универсальная технология, которую можно использовать при изучении любой темы.
Будущие времена (способов выражения будущего много), при изучении глагола use, usedto- would- wasgoingto( противоположные понятия) и т.д.
Ситуация 5.
Слайд с портфолио учащегося. (ответ: технология «Портфолио») Слайд 9
Ситуация 6.
На слайдах приемы «Корзина идей, понятий, имен, …» или кластер, механизм ЗУХ, перевернутые логические цепи, прием «Пометки на полях», прием «Кубик», «Сиквейн», «Написание эссе». Слайды 10-15
(ответ: технология развития критического мышления – интерактивная технология)
В начале урока на этапе warm-up можно использовать прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Механизм ЗУХ- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.
«Пометки на полях». Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.
«Кубики» – метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.
Кубики – 15-20 см – 6 подсказок:
Опишите это.
Сравните это.
Дайте ассоциацию этому.
Проанализируйте это.
Примените это.
Дайте аргументы за или против этого.
«Синквейн»-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
Ситуация 7.
На слайде дебаты (ответ: технология «Дебаты» - интерактивная технология)
Слайд 16
Ситуация 8.
Итак, багаж у вас хороший. Сегодня вы пополните его еще двумя инновационными технологиями. Устроим эксперимент, если он провалится честь вам и хвала.
Я называю технологию, вы поднимаете руки, если использовали ее в своей практике.Кейс – технологии. На самом деле в течении многих лет мы с вами пользуемся этой замечательной технологией, но никто и представить себе не мог, что она так называется. Слайды 18-23
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Примеры тематики кейсов:
— Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».
— Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.
К данным заданиям обычно идут так называемые languagesupportboxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.
По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе Активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.
Этот метод хорошо представлен в учебниках NewMillenniumEnglish. Поэтому педагоги, работающие по данным учебникам могут с радостью вписать в систему своей работы данную технологию.
И вторая «инновационная» технология (игра Знамя) – это методика станционного обучения. Кто понял о чем идет речь?
Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения.
Слайды 24-26
Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально. В прошлом году мы опробовали эту методику в нашей школе, нам она понравилась.
При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:
1) подготовительный;
2) процессуальный;
3) рефлексивный.
Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.
Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. У каждого стола должны быть предусмотрены в достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.
Примерные схемы расположения станций:
Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта – это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.
Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания.
Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы. Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку.
На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета – задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета – задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Это еще и хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.
III Залючение. Рефлексия.
Вот на этой позитивной ноте я бы хотела закончить свой мастер-класс. Творите, развивайтесь, двигайтесь вперед, будьте мастерами своего дела, шанс есть у каждого, так как мастерами не рождаются, мастерами становятся. Творческих вам успехов!
Какую технологию использовала я, проводя этот методический тренинг? (ответ: ИКТ – информационная технология) Слайд 17
Сам по себе методический тренинг является формой интерактивных
технологий.
Кто из вас использовал кейс-метод в своей практике?
Понравилась ли вам моя лекция?
Есть ли у вас вопросы?
Презентация для мастер-класса
PPSX / 2.81 Мб