Инновационный педагогический проект «Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)»

2
0
Материал опубликован 31 March 2020

Инновационный педагогический проект

«Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)».


Визитная карточка проектной идеи

Предметный раздел Образовательно-воспитательная деятельность

База реализации Учащиеся 1-4 классов

Сроки реализации проекта 2013- 2014 учебный год

Тип проекта по методу - исследовательский,

по цели - практико-ориентированный.

Обоснование необходимости проекта

Актуальность проектирования

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС.

Гипотеза

Создание предметно-пространственной среды в начальной школе будет способствовать формированию метапредметных УУД и повышению учебно-познавательной мотивации.

Цель - организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения для повышения учебно-познавательной мотивации и развития творческих способностей с учетом ресурсных возможностей школы.

Задачи:

организовать предметно-пространственную среду для учащихся начальной школы, способствующей реализации УУД;

создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

формировать социально-открытый уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;

создать психолого-педагогические условия для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Новизна проекта

Проект предполагает:

новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;

новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;

новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;

поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;

использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.

Принципы проекта

Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность – соединение образовательного процесса с его компетентностным воплощением.

Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с партнёрами из разных сфер общественной жизни.

Целевые группы

учащиеся первой ступени;

родители учащихся;

учителя начальных классов;

учителя-предметники, работающие в начальной школе, школьный психолог, логопед, библиотекарь.

Ресурсное обеспечение (интеллектуальное, методическое, дидактическое)

Информационные: Интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Windows Movie Maker – как средство структурирования, оформления и систематизации информации.

Материально-технические: компьютер, принтер, сканер, проектор, документ-камера, видеокамера, фотоаппарат.

Временные: 2013-2014 учебный год.

Кадровые: учителя начальных классов, психолог образовательного учреждения, библиотекарь.

Партнеры: педагоги образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования, родители.

Нормативное обеспечение проекта:

Закон «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г);

Концепция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;

Программа развития школы на период до 2015 года;

Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140» г. Перми.

Санпин


Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через 3 этапа: подготовительный, основной и обобщающий.

Этапы проекта

Этап

Сроки

Содержание работы

I этап

Подготовительный

июнь-август 2013 г.

разработка подходов к организации предметно-пространственной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;

разработка диагностического инструментария;

разработка программы, направленной на реализацию целей и задач проекта по организации предметно-пространственной среды в начальной школе.


II этап

Основной

сентябрь 2013 г. –

апрель

2014 г.

реализация программы организации предметно-пространственной среды в начальной школе;

определение влияния новой организации предметно-пространственной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности школы;

мониторинг проектной деятельности;

анализ промежуточных итогов проекта.

III этап

Заключительный

май

- август 2014г.

оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;

оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;

выявление влияния организации предметно-пространственной среды на результативность образовательной деятельности школы;

выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;

- распространение опыта по использованию основных методов и механизмов организации предметно-пространственной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС


Рабочий план-график реализации педагогического проекта «Создание предметно-пространственной среды в начальной школе (по книге Н. Носова «Незнайка и его друзья»)».


п/п

Направления

деятельности

Пакеты работ, входящие в единичный проект

Сроки выполне-

ния работ

Ответствен-ные

Ожидаемые результаты

1.

Создание предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы.

Разработка и утверждение плана мероприятий организации предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы.

июнь-

август 2013г.

Зам. директора по УВР I ступени

Рост профессионального мастерства учителя.

2.

Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации УУД.

Обеспечение технических и комфортных условий для образовательно- воспитательного процесса.

2013-2014 учебный год

Зам. директора по УВР I ступени

Работа в режиме школы полного дня.

«Коротышки в Цветочном городе»

I четверть

Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта

Разработка декады литературного чтения в формате проекта.

Выявление одарённых детей и создание банка данных.

«Математические приключения в Цветочном городе»

II четверть

Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта

Разработка декады математики в формате проекта.

Выявление одарённых детей и создание банка данных

«Незнайка в стране профессий»

III четверть

Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта

Разработка материалов

в формате проекта.

Участие детей в НПК.

«Уроки Незнайки»

IV четверть

Зам. директора по УВР I ступени, руководитель проекта

Разработка декады русского языка в формате проекта.

Выявление одарённых детей и создание банка данных.

Разработка программы работы с одарёнными детьми.

Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями

3.

Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей




Создание информационного стенда.

2013-2014 учебный год

Руководитель проекта

Ознакомление результатами деятельности

Разработка страницы реализации проекта на сайте школы

2013-2014 учебный год

Зам. директора по ВР

Расширение участников информационной сети (на сайте)

Методическое обеспечение проекта, изучение опыта построения образовательно-воспитательного пространства

2013-2014 учебный год

Зам. директора по УВР I ступени, ВР

Издание сборника работ участников проекта

Формы и методы деятельности:

В процессе занятий используются различные формы:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

участие в олимпиадах разного уровня;

проектная деятельность учащихся;

посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, экскурсии;

создание портфолио участников проекта.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео- и мульти-медийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Результаты-продукты:

- методические рекомендации для учителей по созданию предметно-пространственной среды;

- банк сценариев уроков по разным учебным предметам по технологии деятельностного метода обучения;

- мультимедийные разработки в формате проекта.

Результаты-эффекты:

- повышение у учащихся мотивации к обучению;

- повышение качества обученности по предметам;

- сформированность УУД;

- высокая творческая активность учащихся;

- увеличение числа участников, призеров и победителей в олимпиадах, проектах, творческих конкурсах разных уровней.


Оценка эффективности реализации проекта

Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате мониторинга реализации проекта (мониторинг сформированности метапредметных результатов , психологический мониторинг, мониторинг воспитанности, мониторинг удовлетворенность всех участников проекта).


Класс

Сроки

Вид мониторинга

Ответственные

1

Сентябрь

Внешний мониторинг

Готовность к обучению в школе

Зам. директора по УВР I

Январь

Итоги адаптации

Психолог

Май

Комплексная работа

ШЦОКО

2

Октябрь

Внешний мониторинг

ЭМУ-марафон

Зам. директора по УВР I

Декабрь

Психологический мониторинг

Психолог

Май

Комплексная работа

ШЦОКО

3

Октябрь

Внешний мониторинг

ЭМУ-марафон

Зам. директора по УВР I

Февраль

Внутренний мониторинг качества обучения

ШЦОКО

Май

Комплексная работа

ШЦОКО

4

Декабрь

Внутренний мониторинг качества обучения

ШЦОКО

Март

Мониторинг воспитанности

Зам. директора по ВР

Апрель

Внешний мониторинг


Зам. директора по УВР I


Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска


Риск проекта: значительное возрастание нагрузки на учителя, по причине отсутствия методических разработок.

Меры для минимизации риска: создание методических рекомендаций.


Перспективы проекта:

создание программы «Одарённые дети» (оценка ребёнка как одарённого не является самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки);

возможность использования других литературных произведений при проектировании предметно-пространственной среды на 2014-2015 учебный год.







Список литературы

Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.

Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. // Серия «Новые образовательные стандарты». 2-е изд.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006. – №1.

Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. 2005. – №4.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации