Отчет «Лучшая группа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

5
2
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

Эссе на тему:

«Лучшая группа МБОУ «Прогимназия №15» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…»
В.Сухомлинский

 Безопасность и психологическая комфортность

пребывания детей в группе

В ДОУ, за последние три года созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Групповое помещение старшей группы «Золушка» МБОУ «Прогимназия №15» находится на 2 этаже 3-х этажного здания детского сада и состоит из пяти комнат: игровая, приемная, спальня, туалетная, буфетная.

В группе хорошее естественное освещение. Источники искусственного освещения, размещены в соответствии с санитарными правилами, содержатся в исправном состоянии и обеспечивают достаточное равномерное освещение.

Электрические розетки и включатели недоступны для детей.

Учебная зона в старшей группе расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Столы для занятий расположены в соответствии с нормами СанПиН. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Мебель в группах закреплена. Детские стульчики и столы для настольных игр - из дерева. Мебель имеет гладкое покрытие, что позволяет производить частую влажную уборку и дезинфекцию. Столы и стулья не имеют острых углов. Вдоль стен установлены стеллажи, которые укреплены к стенам. Пособия располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место.

В спальне находятся кровати односпальные и трехъярусные кровати.

Длина кровати 140 см, ширина 60 см и высота 90 см. Кровати расставлены с соблюдением минимальных разрывов.

В группе имеется ионизатор, который дезинфицирует и обеззараживает воздух. Пользоваться им можно даже в присутствии детей. Имеется инструкция по эксплуатации ионизатора.

В приемной размещены индивидуальные шкафчики для личных вещей воспитанников, скамейки для переодевания. В каждом шкафу оборудованы ячейки: для головного убора, для верхней одежды, для обуви.

Информационные стенды для родителей (законных представителей воспитанников):

Стенды «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ воспитанников.)

«Для вас родители» - информационный стенд с режимом работы детского

сада и группы, расписанием деятельности, рекомендации специалистов,

объявления.

Туалетная комната разделена на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне установлены раковины, где ребята моют руки и душевой поддон. Для воспитателей установлена умывальная раковина. Детские унитазы установлены в закрывающихся кабинах без запоров. На двери каждой кабины висят обозначения «мальчики», «девочки».

Созданные условия РППС способствуют сохранению физического и психического здоровья, интеллектуальному, художественно - эстетическому, социально - нравственному развитию, психо-эмоциональному комфорту ребенка и его социализации.

Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности.

Мебель в старшей группе соответствует росту и возрасту детей, игры - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Оборудование групп способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач старших дошкольников в соответствии с их возрастными и особенностями, склонностями и способностями, с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.

Созданы условия, способствующие детской самостоятельности и активности, возможности индивидуального общения педагога как с одним ребёнком, так и в системе работы с группой детей в целом.

Групповое помещение эстетично оформлено, полностью оснащено игровой и детской мебелью. Указать центр «Познание»? для перехода?

Оформлены дидактические пособия для формирования целостной картины мира (далее-ФЦКМ), демонстрационный материал для речевого развития, раздаточный материал для познавательного развития, физического развития.

Созданная в старшей группе РППС трансформируема, обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

РППС в группе содержательно - насыщенная, включает технические средства обучения (далее - ТСО): телевизор, музыкальный центр; интерактивное оборудование: mimio-доски, ноутбуки .(ФОТО)

Педагогами лично разработаны mimio - проекты для НОД, которые систематизированы старшим воспитателем в банк данных ЭОР ДОУ, созданных самостоятельно.

Активно используется в совместной деятельности с детьми развивающее сенсорное оборудование: конструктор «Тико», игровые панели «Сенсино»,

«Пират», «Сырный ломтик» и т.д.

Во время прогулок воспитатели используют инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям возраста; двигательную безопасную активность, в том числе развитие мелкой и крупной моторики; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

РППС в старшей группе обладает полифункциональностью,

т.е. обеспечивает возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности.

В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).

В интерьере групп, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона с коэффициентом отражения 0,7-0,8 (бледно-желтые, бледно- розовые), что положительно влияет на эмоциональное настроение ребенка.

Групповое помещение функционально разбито на отдельные Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В старшей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно- соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей»,«Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов».

В «Игровом центре» для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ателье» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализация ОП ДО

(отражение образовательных областей)

Образовательный процесс в группе реализуется в соответствии с рабочей программой, разработанной воспитателями на основе образовательных программ ДОУ и примерной основной образовательной программой, одобренной ФИРО и ряда парциальных программ и методических разработок.

В развивающей среде старшей группы отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

Пространство групповых комнат организованы в виде хорошо разграниченных Центров развития:

  • «Сюжетно - ролевых и режиссерских игр»;

    «Познавательной активности»;

    «Самостоятельной деятельности»;

    «Двигательной активности»;

    «Настольно-печатных и развивающих игр»;

    «Экспериментирования и наблюдения за природными явлениями»;

    Отдыха»;

    «Краеведение» («Дербентоведение»)

Оснащение Центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В Центрах имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Использование педагогом в образовательном процессе средств ТСО, развивающие сенсорные игры: конструкторы Lego Duplo, «Сырный ломтик», логические Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, конструктор «Ферма», рамки – вкладыши по лексическим темам помогают сделать его более интересным, продуктивным, насыщенным.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивающая предметно – пространственная среда по образовательной области социально-коммуникативное развитие обеспечивает усвоение норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе, способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирует положительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к обществу, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Материалы развивающей предметно – пространственной среды

учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности и

патриотических чувств.

Игровой материал способствует развитию игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей:

Игрушки – персонажи: небольшого размера куклы с разнообразной одеждой, подходящей по размеру для девочек; наборы солдатиков, фигурки животных мелких по размеру: домашние и дикие животные, и ролевые атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Кафе» и др. (РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВКЛЮЧИТЬ)

Маркеры игрового пространства.

Детям представлены несколько универсальных макеров: театр, магазин, больница, жилая комната (кухня, спальня), парикмахерская, супермаркет.

Имеются мелкие маркеры разной степени готовности различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким

фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных сооружений замка, крепости, домиков и пр. Воспитатель использует предметы – заместители: мягкие цветные модули, стулья, столы, ширмы, бросовый материал.

Игрушки – предметы оперирования: автомобили разных марок, орудия, инструменты; механические игрушки: подъемный кран и лебедка; заводные и управляемые игрушки: железная дорога, автомобили, луноходы; игрушки: посуда, утюг, молоток, руль; сборные модели: самолеты, яхты; действующие сборные модели "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов" и игрушки – трансформеры, игрушки- модели, сборно-разборные игрушки, конструкторы. Действующие игрушки-предметы оперирования позволяют переходить от сюжетной игры к результативному практическому действию.

В группе оформлен «Центр безопасности» (ПДД).

Под руководством воспитателей группы проходит целенаправленное формирование основ правил безопасного поведения на дорогах, на улице: знакомство с источниками опасности, мерами предосторожности при обращении с ними и приёмами элементарной

Педагоги проводят с детьми беседы, проигрывают ситуации по ПДДТТ.

С этой целью воспитателями сделаны красочные альбомы, в наглядной образной форме, представляющие возможные опасности и правила поведения в данных ситуациях.

Представлены книги, картинки по данной теме, дидактические игры, картотека подвижных игр по ПДД, макеты. При подборе материала учтены возрастные особенности детей.

Воспитателями совместно с детьми изготовлено авторское пособия по безопасности.

 

Центр «Сюжетно-ролевых, театрализованных игр»

Дети дошкольного возраста активно проявляют стремление к общению со сверстниками. Основной формой организации их жизни является игра. Таким образом, при построении предметно- пространственной среды воспитателями группы(нами?) уделяется большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, приборы и инструменты – профессиональные принадлежности, предметы - заместители, рациональное размещение игрового оборудования («Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Жилая комната»- обстановка периодически меняется).

В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста весьма разнообразны, весь игровой материал в данных Центрах размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы".

Стабильные тематические центры полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками.

Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками- персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира.

Для умственного развития создан «Центр умственной активности» с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Развивающая среда старшей группы многогранна: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; макеты часов; часы песочные; материал для счета. Настольно- печатные игры, наборы моделей «Завтрак»: деление на части (2-6), мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

Центр «Строительно-конструктивных игр»

Среда насыщена тематическими строительными наборами: город, крестьянское подворье ферма; зоопарк, крепость, домик, гараж и конструкторами: «Лего», « Тико».

Представлена бумага различной фактуры и цвета, бросовый и природный материал. Для строительства подготовлены схемы и алгоритмы построек, рисунки, фотографии и чертежи. Собрана копилка транспорта разного размера мелкий, средний и крупный, машины легковые и грузовые, самосвалы и фургоны, подъемный кран, корабль, лодка, самолет, вертолет, деревянная железная дорога.

Центр Природы расположен у окна. Созданы условия для

обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Здесь представлены различные материалы и инструменты для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры по экологии, огород на подоконнике.

Развитие познавательно – исследовательской

деятельности

Центр «Экспериментирования» оборудован мебельным модулем со стеллажами, столом для экспериментирования и стулом. На полочках размещен природный материал (мел, нефть, соль, песок, глина, камни, ракушки,шишки), бросовый материал (пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, баночки, киндер сюрпризы, крышки), коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магнит, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами.

Перед работой проводится инструктаж: правила поведения и проведения экспериментов.

Организована деятельность в «Лаборатории детской опытно- экспериментальной деятельности»

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников групп в организации предметной среды

При построении предметно-пространственной среды воспитатели учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.

РППС старшей группы обеспечивает не только разные виды активности (физическая, игровая, умственная и т.п.), но является основой для самостоятельной деятельности воспитанников с учётом их интересов и особенностей.

Воспитателями грамотно подобраны игрушки, развивающие игры, материалы для самостоятельной детской деятельности.

РППС – это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, социально–коммуникативному, познавательному, художественно – эстетическому развитию детей.

Следуя принципам построения и оснащения РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО, педагоги учли все пять образовательных областей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку позволил педагогам сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной РППС в зависимости от вида детской деятельности, и с учетом разнообразных потребностей воспитанников данной группе.

Рациональное решение размещения Центров активности в группе обеспечивает реализацию в игровой форме творческих видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной – рисования, лепки, конструирования и др., способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству.

Условия созданные для РППС

по физкультурно-оздоровительной работ

В старшей группе «Золушка» уделяется большое внимание физкультурно- оздоровительной работе, направленной на укрепление, развитие здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.

Сформирована развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.

Массажные коврики для босохождения, точечный массаж, закаливание, релаксация.

В старшей группе созданы условия, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья, песочная терапия, сухой бассейн и др.

Ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки- передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастными особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.

Условия, созданные для РППС

по ОО «Художественно-эстетическому направлению» музыкальной деятельности

Для реализации ОО «Художественно – эстетическому развитию» по музыкальной деятельности имеется Центр музыки.

Созданные условия с учетом регионального компонента РППС в Центре музыки безопасны, доступны, вариативны, полифункциональны, насыщены развивающим оборудованием для НОД по музыкальному воспитанию и развитию.

ВЫВОД: развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Рена, приветствую. Это не эссе, а творческий отчёт.

4 February 2018

Здравствуйте. Правда... Сейчас исправлю. Спасибо большое

4 February 2018

Похожие публикации