Инновационный проект «Интеграция дополнительного образования в учебно-образовательное пространство школы через музейную педагогику и предмет "Окружающий мир" в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 86» г.о. Тольятти
Инновационный проект
"Интеграция дополнительного образования в учебно-образовательное пространство школы через музейную педагогику и предмет "Окружающий мир" в начальной школе".
Автор: Азизова Гульнар Рушановна,
педагог дополнительного образования
Тольятти – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
1. Цели и задачи инновационного проекта 4
2. Содержание и структура инновации 4
4. Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости 9
5. Ожидаемые результаты введения инновации 9
6. Основные области применения и перспективы внедрения инновации 10
7. Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными 10
8. Сроки осуществления замысла инновации 10
9. Степень проработанности инновации 12
9.2. Выполненный объём работ, полученные результаты 12
9.3. Определённость перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых условий 12
9.4. Сформированность ресурсной базы 12
9.5. Наличие специалистов необходимого профессионального уровня 12
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляет интерес музейная педагогика, позволяющая решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи.
Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: "Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики".
Музейная педагогика – это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения. Школьное краеведение и музееведение – важные факторы воспитания молодежи, способствующие развитию познавательных интересов, приобщению учащихся к творческой деятельности, формирующие практические и интеллектуальные знания, умения, навыки.
Музей МБУ "Школа № 86" г.о. Тольятти создан в результате реализации общешкольного проекта и является ресурсом дополнительного образования, где организована работа кружков "Музееведение" и "Юные патриоты".
Кроме того музей используется как дополнительный ресурс в изучении общеучебных предметов, элективных курсов, организации социально-значимой деятельности, развития гражданской инициативы и ответственности.
Направления деятельности школьного музея
Поисково-исследовательское собирательское направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Ежегодно учащиеся 3-4 классов, входящие в актив музея, принимают участие в поисково-исследовательских экспедициях, где пытаются всесторонне исследовать тему, стремятся связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность наиболее полно проявляться и успешно развиваться оригинальности мышления, творчеству школьников.
Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией должен работать большой коллектив, в который необходимо включить юных ученых, художников, дизайнеров и т.д. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов. Так, например, на этапе разработки архитектурно-художественного решения экспозиции детям, проявляющим склонности в художественной деятельности, дается возможность выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; детям с ярко выраженными математическими способностями – составлять список и осуществлять расчеты необходимых материалов и т.д..
Экскурсионное направление. Экскурсия – основная форма работы музея в течение отчетного учебного года. Учащиеся знакомятся с основами экскурсионной деятельности, где наиболее ярко проявляется возможность развития творческих способностей детей. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Для того, чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии и её проведение.
Особые возможности развития способностей детей у музейных уроков нетрадиционной формы: уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж); уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала (урок-погружение в прошлое, урок – путешествие, урок-презентация); уроки с использованием фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз).
Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных видов работы нашего школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий в экспозиционно-выставочном зале "Чаша Жизни" для учащихся школы; встреч с участниками Великой Отечественной войны, участниками и свидетелями исторических событий, интересными и выдающимися жителями квартала; работа с местным населением; театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Цели и задачи инновационного проекта
В рамках инновационного проекта выбрана тема "Интеграция дополнительного образования в учебно-образовательное пространство школы через музейную педагогику и предмет "Окружающий мир" в начальной школе".
Цель инновационного проекта: формирование личности ребенка с гражданской системой ценностей, с целостным взглядом на окружающий мир и осознанием своего места в нем посредством интеграции музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы.
Задачи инновационного проекта:
изучение рабочих программ 1-4 классов образовательного учреждения, разработанных на основе авторской программы по предмету "Окружающий мир" О.Н. Федотовой, Г.В. Трофимовой, Л.Г. Кудровой;
рассмотрение межпредметных связей и разработка цикла музейных уроков, основанных на общности тем и сходстве изучаемых объектов и явлений;
введение педагогами в рабочие программы по предмету "Окружающий мир" музейных уроков с использованием ресурсов школьного музея;
создание методических разработок по интеграции музейной педагогики в образовательное пространство школы;
апробация, анализ и оценка результатов реализации эксперимента.
Содержание и структура инновацииЦель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Особенности организации образовательного процесса в рамках инновационной модели: формы, методы, приемы, средства, технологии
В начальной школе наиболее логично и эффективно использовать средства музейной педагогики на уроках и факультативных занятиях по окружающему миру. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания. Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, история оживает на глазах у детей. Работая с основным материалом школьного курса окружающего мира, ученик может произвести только учебное исследование, «переоткрывающее» ранее открытое. Использование на уроках краеведческого материала дает школьникам возможность участвовать в оригинальном исследовании, открывающем новые сведения.Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача педагога, занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Формы проведения интегрированных уроков
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-презентация;
уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Технологии на занятиях музейной педагогики
Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является побуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.
Основные технологии, используемые мною на занятиях музейной педагогики:
– проблемное обучение;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– игровые технологии.
Технология проблемного обучения
Основой проблемного обучения на занятиях является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
На таком занятии создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.
Основными приемами создания проблемных ситуаций на занятия музейной педагогики могут быть следующие:
подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения (например, рушник – предмет быта, выступающий в обрядах в качестве украшения, символа праздника, а название происходит от слова "рушить, рвать");
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос (пирамиды – творение египтян или инопланетных существ).
Очень удачным приемом на таких занятиях является один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу "ПОПС":
П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Информационно-коммуникационные технологии
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п.). Кроме того, с появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В нашем школьном музее находится компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедиапроектор и экран. Создана медиатека, включающая презентации ко всем занятиям музейной педагогики, коллекцию документальных фильмов о предметах быта XVIII – XIX веков, аудиоэнциклопедии, справочные издания, мультимедийные альбомы по искусству и архитектуре, электронные книги.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия и мотивация познавательного интереса учащихся. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети могут совершать увлекательные путешествия в далекое прошлое.
Варианты применения ИКТ на занятиях музейной педагогики:
презентации к занятию – открытию нового материала;
просмотр видеофильма или видеофрагмента;
электронные викторины для контроля знаний;
ознакомление с историческими источниками;
работа с Интернет-ресурсами (на самих занятиях, виртуальное посещение музеев мира, для исследовательской, проектной работы и участие в Интернет конкурсах);
электронные физминутки.
Проектные и исследовательские методы в обучении
Учащиеся на занятиях, а также совместно со своими родителями создают различные учебные и социально – значимые проекты. Например, учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения экскурсий в экспозиционно-выставочном зале "Чаша Жизни". В течение определенного времени учащиеся совместно с родителями готовят проект и необходимый выставочный материал, защищают его в рамках школьного музея, а затем готовят экскурсионный материал и проводят экскурсии в экспозиционном зале. Кроме того, учащиеся участвовали в городских проектах по установке в квартале мемориальной доски герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу и в закладке "Аллеи Славы" ветеранам Великой Отечественной войны на территории образовательного учреждения.
Игровые технологии
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
В своей учебной деятельности я использую следующие виды игр:
игры-соревнования (конкурсы, викторины, КВН, эстафеты);
интерактивные игры;
игры-путешествия;
ролевые игры.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.
Система интегративной деятельности музейной педагогики и программы по окружающему миру (1-4 класс) О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой представлена в таблице в Приложении 1.
Основная идея инновации
В разделе "ВВЕДЕНИЕ" было сказано об основных направлениях деятельности школьного музея:
поисково-исследовательское собирательское;
экспозиционное (оформительское);
экскурсионное;
музейные уроки нетрадиционной формы;
культурно-массовые мероприятия, дела.
Еще одно важное направление деятельности школьного музея - интеграция образовательных дисциплин и музейной педагогики. Основная идея инновации состоит в том, чтобы включить школьный музей в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс, максимально используя его потенциальные возможности. Кроме того, инновационная деятельность преследовала и следующие цели: пополнить музеи музейными предметами, расширить музейную коммуникацию, сформировать у учащихся музейную культуру, укрепить материальную базу школьного музея.
В начальной школе наиболее логично и эффективно использовать средства музейной педагогики на уроках и факультативных занятиях по окружающему миру. Это открывает новые возможности обучения и воспитания. Занятия становятся увлекательными и интересными, история оживает на глазах у детей.
Смысл интеграции образовательных дисциплин, а именно окружающего мира и музейных уроков в нашем образовательном учреждении в том, что планируется деятельность по общей теме окружающего мира, проводимого педагогом и музейного урока, проводимого руководителем школьного музея. Методической основой интеграции является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом.
Основанием интеграции служит:
необходимость совместных усилий педагогов по формированию УУД (универсальных учебных действий) учащихся;
общность тем по предметам;
сходство изучаемых объектов и явлений.
Данное направление дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию;
охватить 100 % учащихся начальной школы увлекательными занятиями в музее;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала.
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимостиОбращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
Актуальность инновации обусловлена тем, что сферы образования, науки и искусства стремятся сегодня к интеграции, которая необходима для формирования личности человека. Потому очень важно в современной школе использовать музей не только в рамках дополнительного образования, рассчитанного на узкий круг детей, но и для всех учащихся образовательного учреждения с целью решения основной педагогической проблемы.
Возможности школьного музея несут в себе гуманистический потенциал и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Новизна инновационного проекта состоит в организации системной методической работы по интеграции музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы через уроки и факультативные занятия по окружающему миру в начальной школе, что позволяет формировать личность комплексно, через многообразие форм, методов, средств, применяемых в современном образовательном процессе, привлекая потенциал культурно-исторической среды. Кроме того интегрированные уроки так и не вошли в широкую практику современной школы и наш опыт и наработки по этому вопросу могут оказаться интересными для большого круга Российских школ.
С практической точки зрения система интегративной деятельности предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации и положительная мотивация обучения.
Ожидаемые результаты введения инновацииразработка цикла музейных уроков, основанных на общности тем и сходстве изучаемых объектов и явлений по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы);
введение педагогами в рабочие программы и воспитательные планы материалов фондов музея;
создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций по использованию возможностей музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе;
формирование материально-технической базы музея с учетом цикла интегрированных уроков;
включение детей в мир культуры и истории малой Родины посредством музейной педагогики;
всестороннее развитие личности ребёнка;
формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения;
усиление практико-ориентирующей составляющей образования;
формирование интереса школьников к новому типу учебных занятий (музейным и интегрированным урокам).
Основные области применения и перспективы внедрения инновацииДанная инновация может быть использована в обучении учащихся всех классов общеобразовательных учреждений, независимо от предметной области (не только "Окружающий мир", но и музыка, изобразительное искусство, технология и пр.).
Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известнымиПреимущества данного проекта заключаются в том, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, повышает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Кроме того, преимущества обучения и воспитания учащихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она является одной из форм, позволяющих восполнить пробелы в воспитании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе.
Сроки осуществления замысла инновацииЭтапы реализации
I этап: подготовительный, проектировочно-диагностический (Январь 2011 г. - Май 2011 г.):
создание творческого коллектива по разработке инновационного проекта;
обсуждение и утверждение данного проекта на заседания педагогического совета;
подбор и изучение методической литературы необходимой тематики;
проведение и анализ определение уровня готовности к инновационной деятельности;
анализ условий и возможностей;
организация системы подготовки педагогов;
систематизация технологий, форм и методов инновационной деятельности;
разработка собственных методических материалов;
пополнение материально-технической базы и экспозиций школьного музея с учетом внедрения инновации.
II этап: экспериментальный (Сентябрь 2011 г. - Июнь 2015 г.):
активизация экскурсионной, экспедиционной и поисковой работы;
сбор экспонатов для пополнения экспозиций музеев;
работа учащихся в поисковой и исследовательской работе школы;
включение музейной педагогики в учебный процесс.
III этап: аналитический (Сентябрь 2015 г. - Май 2016 г..):
аналитико-диагностическая деятельность;
апробация полученных результатов;
научно-практическая, информационная работа по распространению и обобщению итогов инновационного проекта.
Задачи и ожидаемые результаты
I этап: подготовительный, проектировочно-диагностический
Задачей деятельности на подготовительном этапе проекта является определение уровня готовности к инновационной деятельности, определение критериев и показателей эффективной работы школы и каждого участника процесса и разработка комплексной целевой программы по управлению инновационной деятельностью.
Ожидаемые результаты:
создание творческой группы педагогов, участвующих в инновации (учителя четырех параллелей начальных классов и руководитель музея);
проведение методической учебы, индивидуальных консультаций, обучающих семинаров для участников инновации;
определение критериев и показателей эффективности инновационной деятельности: обученности, воспитанности учащихся, их личностного развития;
разработка комплексной целевой программы по управлению инновационной деятельностью и плана реализации инновационного проекта средствами музейной педагогики;
рассмотрение вопросов осуществления инновационной деятельности на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при директоре;
мониторинг и определение группы учащихся, включенных в инновационную деятельность (начальная школа).
систематизация технологий, форм и методов инновационной деятельности;
разработка собственных методических материалов;
пополнение материально-технической базы и экспозиций школьного музея с учетом внедрения инновации.
II этап: экспериментальный
Задачей деятельности на данном этапе является исполнение календарных планов инновационного проекта, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
активизация экскурсионной, экспедиционной и поисковой работы;
сбор экспонатов для пополнения экспозиций музеев;
работа учащихся в поисковой и исследовательской работе школы;
разработка комплексно-целевой программы и календарно–тематического планирования по предмету "Окружающий мир" (1-4 класс) совместно с музеем.
включение музейной педагогики в учебный процесс;
внедрение в практику работы школы инновации и проведение интегрированных уроков.
III этап: аналитический
Главной задачей данного этапа деятельности по внедрению инновации в практику работы школы является изучение и систематизация результатов образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, представление опыта.
Ожидаемые результаты:
проведение открытых интегрированных уроков;
пополнение фондов школьного музея;
освещение деятельности участников инновационного процесса и обмен опытом через конференции, семинары, публикации в научно-методических и предметных журналах;
разработка методических рекомендаций и методических пособий по использованию материалов инновационного проекта;
подготовка отчетов о результатах работы.
Степень проработанности инновации
Этап работы
На сегодняшний день инновационный проект находится на завершающем аналитическом этапе. Результаты проведенной работы проанализированы, подведены итоги, обобщен опыт реализации проекта на различных уровнях. В данный момент планируется работа по внедрению инновации в основной школе.
По результатам инновационной деятельности опубликованы статьи с рекомендациями, методические разработки (см. Приложение 2). Об отдельных направлениях работы докладывалось на методических объединениях, педагогических советах, конференциях и семинарах.
Выполненный объём работ, полученные результаты
разработаны конспекты и презентации к циклу музейных уроков, основанных на общности тем и сходстве изучаемых объектов и явлений по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы);
введены педагогами в рабочие программы материалы фондов музея;
создан банк методических разработок и рекомендаций по использованию возможностей музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе;
сформирована материально-техническая база музея с учетом цикла интегрированных уроков;
созданы условия для всестороннего развития личности ребёнка, формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения;
созданы условия для усиления практико-ориентирующей составляющей образования;
сформирован интерес школьников к новому типу учебных занятий (музейным и интегрированным урокам).
освещена деятельность участников инновационного процесса и проведен обмен опытом через конференции, семинары, публикации в научно-методических и предметных журналах.
Определённость перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых условий
Для эффективной реализации проекта имеются все необходимые ресурсы: мотивационные, кадровые, финансовые и др. В ходе успешной реализации проекта планируется расширение возможностей инновации за счет интеграции других направлений дополнительного образования в учебно-образовательное пространство школы, а также изменение спектра возрастных групп (основное и старшее звено).Сформированность ресурсной базы
Школьный музей оснащен необходимой техникой: компьютер с выходом в Интернет, аудио и видео аппаратура, принтер, медиапроектор.
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня – руководитель музея, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; учителя, закончившие курсы по ФГОС второго поколения.
Приложения
Приложение 1
Класс |
Разделы предмета окружающего мира |
Тема интегрированного занятия в школьном музее |
1 |
Живая природа
|
"Уникальные природные объекты Самарского края" "Самарская Лука - жемчужина России" |
Природа и её сезонные изменения
|
"Экологические проблемы родного края" "Красная книга" |
|
Наша родина — Россия
|
"История города Тольятти" "Народы России" "Москва - столица нашей Родины" "История Кремля" "Вечные символы России" "История герба, флага и гимна России" "Достопримечательности Самары" "Достопримечательности Тольятти" |
|
2
|
Планеты и звезды
|
"Как возникла Вселенная" "Волга - матушка" |
Живая природа Земли
|
"Как возникла жизнь на планете Земля" "По заповедным тропинкам" "Красная книга Самарской области" |
|
Человек разумный |
"Природа в жизни древних славян" |
|
Младший школьник и семья
|
"У Фамильного Древа" "Духовно-нравственные основы семьи в разные времена" |
|
Родная страна — Россия
|
"История государственной символики России: флага, герба, гимна " "История возникновения названия города Москва" "История Московского Кремля" "Ставрополь – Тольятти: по страницам истории" |
|
3
|
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов |
"История создания микроскопа" "История создания часов" |
Планета, на которой мы живем
|
"Представление древних людей о Земле" "Материки Океаны Исследователи" |
|
Неживая природа
|
"Экологические проблемы родного края" |
|
Наша страна Россия
|
"Виртуальное путешествие по Золотому кольцу России" "Основание Санкт-Петербурга" "Памятники Санкт-Петербурга" "Петропавловская крепость" "Зимний дворец" "Эрмитаж" |
|
4 |
Родная страна — Россия
|
"Самарский край — часть великой России" "Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства" |
Страны и народы мира
|
"История названий стран". "Главные достопримечательности разных стран" "7 чудес света" "7 новых чудес света" |
|
Человек — часть природы. Человек — член общества.
|
"История имени нашей страны: Россия или Российская Федерация" "Президенты России" "История Конституции" |
|
История Отечества
|
"Они сражались за Родину" "Чеченские войны" "Герой" "Во что верили древние славяне" "В гостях у предков" "История письменности" "Былинные герои" "Наш край в годы Великой Отечественной войны" |
Приложение 2
Статьи с рекомендациями, методические разработки
"Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/05/muzeynaya-pedagogika-i-ee-vozmozhnosti-v и http://litterref.ru/rnaatyqasyfsrnarna.html;
"Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/05/vozmozhnosti-muzeynoy-pedagogiki-v-razvitii;
"Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/07/28/diskussiya-disput-i-debaty-kak-odna и http://www.openclass.ru/node/456333;
"Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/12/07/innovatsionnye-tekhnologii-na;
"Коммуникативные технологии" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/07/28/kommunikativnye-tekhnologii;
Конспект занятия "Народы Поволжья" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/09/20/konspekt-zanyatiya-kruzhka-yunye-patrioty-narody;
Конспект занятия "По заповедным тропинкам" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/09/20/konspekt-zanyatiya-kruzhka-yunye-patrioty-po;
Конспект занятия в школьном музее "В гостях у бабушки" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/04/24/konspekt-zanyatiya-v-shkolnom-muzee-v-gostyah-u;
Конспект занятия музейной педагогики "Крутись – вертись веретено!" http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/otkrytyj-urok/22668-konspekt-zanjatija-muzejnoj-pedagogiki-krutis.html;
Конспект занятия музейной педагогики "Мой настоящий школьный друг" http://www.testsoch.info/konspekt-zanyatiya-moj-nastoyashhij-shkolnyj-drug-skachat-besplatno/;
"Организация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в рамках реализации ФГОС" http://www.prodlenka.org/konkursnye-raboty/52-dopolnitelnoe-obrazovanie/935.html;
"Музейная педагогика и возможности Интернет" http://edu.semgu.kz/ebook/umm/7daff739-9e61-11e4-8a1d-f6d299da70eevest004.pdf.