Статья «Воспитание патриотизма через совместные проекты музейной и театральной педагогики»
Воспитание патриотизма
через совместные проекты музейной и театральной педагогики
Память святое человеческое чувство. Она живет в нашем сознании вечно. И не просто живет, а зовет поколения людей на новые подвиги, равняя дела сегодняшние на свершения героев прошлого. Воспитание историей издревле было и остается важным инструментом привития подрастающему поколению гражданственности, подлинного патриотизма и гуманизма. Музей, в этом смысле, является одной из наиболее значимых форм работы по патриотическому воспитанию. Он выполняет благородную миссию – обеспечивает связь времен, преемственность поколений, сохраняет наследие прошлого. Величественная жизнь народа дойдет до потомков с ее страданиями и героическими победами, в первую очередь, через музеи. И именно по экспозициям музеев потомки создадут представление о той или иной эпохе.
Проведение мероприятия такого масштаба, как открытие музея в образовательном учреждении, качественное оформление экспозиции музея невозможно без серьезного отношения к проблеме патриотического воспитания обучающихся со стороны руководства учреждения. Экспозиция пополняется за счет поисковой работы обучающихся, родителей, учителей и сотрудников.
Велика роль экспозиционной, выставочной деятельности музея образовательного учреждения в воспитании патриотизма у обучающихся. Систематическая и целенаправленная работа с предметным миром, где каждый предмет или памятник свидетельствует о героических событиях в истории страны, способствует формированию объективного подхода к событиям как прошлого периода, так и современным, пробуждает историческое сознание, умение ощущать себя в потоке времени. Музейная педагогика учит уважению к предметному миру, учит противостоять вандализму, все более распространяющемуся в последнее время, формирует желание достойно продолжать славные традиции своего народа.
Важной представляется также роль научно-просветительской деятельности музея. Результаты поисковой деятельности обучающиеся могут заявить на исторических конференциях, опубликовать в изданиях города. Не подлежит сомнению факт, что обучающиеся способны помогать в работе по учету и хранению фондов музея, по содержанию в надлежащем состоянии территории музейного комплекса.
Результаты проводимой работы заметно сказываются на развитии творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды музейной информации. Ребята охотнее занимаются поисковой деятельностью, поддерживают тесную связь с ветеранами, ведут переписку с музеями города, собирают по крупицам материал для выставок.
Наступление аудиовизуальных средств, визуализация культуры повлияли на процесс человеческого восприятия. Люди, а особенно, дети, разучились замечать то, что представляло интерес прежде. Это обстоятельство требует изменения характера музейной коммуникации. Что становится возможным в результате практической деятельности в области социального и художественного творчества, в рамках совмещения воедино музейной и театральной педагогик, как методик педагогического воздействия на личность.
Действительно, слияние воедино двух этих технологий дает интересный результат. Музей - атмосфера, дух, среда. Он работает с неодушевленными предметами, но ставит своей задачей вложить в них идею, оживить, научить говорить. Театр воздействует через слово, образ, музей – через предмет, образ.
И художественное творчество, и музееведение обращаются к глубинным чувствам и эмоциональным переживаниям человека, к его ценностно-нравственным установкам. Это происходит вследствие того, что эмоциональное мышление, мышление образами, напрямую влияет на поведение человека и становится, собственно, основой формирования патриотизма.
Взаимодействие с миром предметов, в котором любой экспонат - свидетельство героических событий, позволяет сформировать объективный подход к событиям того или иного отрезка времени, обеспечивает формирование исторического сознания, способности почувствовать себя в потоке времени. Влияние театра на поведение молодого человека еще более эффективно, поскольку театр позволяет ему идентифицировать себя с историческими персоналиями. Путем перевоплощения, ребенок – исполнитель проживает поступки, жизненные обстоятельства героя, сверяя эти поступки с общими ценностными представлениями. С помощью мощных выразительных средств театр воздействует эмоционально, обеспечивает узнавание – внутреннюю переработку образов на уровне переживания.
Этот процесс можно назвать драматизацией воспитания – процессом организации чувств через культурно заданные формы.
Наличие в образовательном учреждении музея диктует осуществление разработок ряда сценариев, посвященных теме музея. В них сценографически выстраивается театрализация исторических событий с опорой на экспонаты музея, эффективно применяются все возможные выразительные средства театра: шумовые и музыкальные эффекты, костюмы, свет и декорации. Но, главное, сценарий основывается на исторических справках и экспонатах музея, воспоминаниях очевидцев, видеоматериалах. Это способствует более глубокому погружению школьников в эпоху, более глубокому ее проживанию.
Эмоционально пережитые события становятся ближе и понятнее, надолго запечатлеваются в сознании, а факты героической истории Родины, представленные в музейных предметах и театрализованной постановке, рождают чувство гордости и сопричастности к истории страны, готовность к ее защите.
Единство патриотизма и гражданственности, возникающее в результате такой совместной практической деятельности, выстраивает личность цельной, критически мыслящей, адаптивной к социальным изменениям.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна