Способ расширения пространства диалога в образовательном процессе школы и дополнительного образования через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов

0
0
Материал опубликован 11 April 2021 в группе

Докладчик:

Головко Людмила Александровна,

педагог дополнительного образования

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Можги

Удмуртской Республики


Способ расширения пространства диалога в образовательном процессе школы и дополнительного образования через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов

Одной из основных задач реализации концепции развития дополнительного образования детей является интеграция дополнительного и основного общего образования, ориентированная на обеспечение широких возможностей индивидуализации образования, ее вариативности.

Интеграция основного общего образования и дополнительного образования детей является актуальной задачей системы образования, поскольку она решает следующие проблемы:

1) появление и усиление мотивационного потенциала личности обучающегося к обучению, духовно-нравственному развитию, познавательной деятельности, творчеству;

2) развитие системы основного общего образования, обновление его содержания, педагогических средств реализации образовательного процесса;

3) успешная реализация профильного обучения;

4)реализация ФГОС основного общего образования, повышение качества образования.

Из этого следует, что интеграция системы дополнительного образования и основного общего образования способна обусловить успешное формирование мотивации обучающихся к обучению и познавательной деятельности. Один из способов реализации данного подхода в Доме детского творчества города Можги осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).

Дом детского творчества города Можги - многопрофильное образовательное учреждение высшей категории. На протяжении 82-летней истории учреждение осуществляет дополнительное образование детей города Можги и нацелено на развитие творческого, физического, социального потенциала личности ребенка, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию. У нас обучаются 2150 детей в возрасте от 6 до 18 лет для которых реализуется 45 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по 6 направленностям.

Согласно Положения об ИОМ в Доме детского творчества ИОМ были разработаны для следующих целей:

Сопровождение исследовательской и проектной деятельности.

Совершенствование мастерства учащегося в выбранном виде деятельности.

Профориентация учащихся.

В настоящий момент обучение по ИОМ проходят 12 учащихся.

Я являюсь педагогом дополнительного образования художественной направленности, обучаю детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее, программа) «Мастерская мягкой игрушки» и «Креативное рукоделие». Содержание программ позволяет на своей основе построить ИОМ для одаренных учащихся моего объединения. Реализация ИОМ по направлению «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности» показала высокие успехи одной из учащихся не только в рамках обучения в объединении дополнительного образования, но и в основной школе.

Условия успешной реализации индивидуального образовательного маршрута в объединении «Креативное рукоделие»1

Из чего же состоят этапы разработки ИОМ в нашем учреждении?

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, в первую очередь опирается на содержание базовой программы своего объединения.

Разработка ИОМ происходит поэтапно:

1 этап – Предварительный

Он включает:

выявление одаренных и мотивированных детей через педагогическое наблюдение, анализ промежуточной аттестации и достижений;

диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей с привлечением педагога-психолога;

информирование родителей.

Например:

Адресат ИОМ:

1. Фамилия, имя учащейся: Якимова Ксения Дмитриевна

2. Возраст: 14 лет

3. Год обучения в объединении «Креативное рукоделие»: 3 –й год.

4.Характеристика личностных качеств: любознательная, целеустремленная, увлекается рукоделием (успешно освоила дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерская мягкой игрушки), занимается в творческой группе танцевального объединения. Постоянно стремится улучшить свои результаты. Умеет заниматься самостоятельно. Участвовала и занимала призовые места в городских, республиканских и всероссийских конкурсах декоративно прикладного творчества. Проявляет интерес к творческой и исследовательской деятельности. Свои творческие проекты успешно представляла на городской научно-практической конференции «Твои горизонты». С учетом интересов и достижений учащейся составлен данный образовательный маршрут, который будет способствовать эффективной работе в исследовательской и проектной деятельности.

Результатом первого этапа становится:

- выявление одаренного ребенка

- получение заявление родителей на формирование ИОМ.

2 этап – Проектирование ИОМ

определение цели и задач, согласно результатов диагностики, времени на освоении маршрута;

определение содержание маршрута;

планирование результатов и способ отслеживания результативности;

анализ условий реализации ИОМ: материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение. Здесь же и прописывается интеграция с другими специалистами.

Например:

Цель ИОМ: формирование самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

- совершенствовать знания о технологиях в декоративно-прикладном творчестве через изучение техники «джутовая филигрань;

- способствовать развитию умения четко планировать выполнение творческой работы;

- развивать мыслительные операции: обобщение, сравнивание, анализ, выводы;

- повысить роль самостоятельной творческой работы учащегося, реализуя творческий проект.

Срок реализации ИОМ: 1 год.

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса по ИОМ:

1. Самоанализ учащегося.

2. Карта отслеживания результатов индивидуального обучения, включающая результаты участия в конкурсах, конференциях и уровень усвоения ИОМ (сформированность компетенций).

Результатом 2 этапа становится: наличие ИОМ, согласованного с родителями, рассмотренного на АМС, принятого на педсовете, утвержденного приказом директора.

3 этап – Реализация ИОМ

При реализации индивидуального образовательного маршрута предусматривается сочетание учебных занятий с индивидуальной самостоятельной работой учащегося, консультациями педагога в определённые сроки.

В ходе ИОМ может возникнуть необходимость его корректировки, которая производится педагогом и доводится до сведения административно-методического совета и родителей (законных представителей) учащегося.

Результатом 3 этапа является карта отслеживания результатов индивидуального обучения, самоанализ учащегося.

На 4 этапе – в конце учебного года учащиеся совместно с педагогами в свободной форме отчитываются о проделанной работе с последующей ее оценкой на педагогическом совете. Педагог и учащийся планируют перспективу на следующий учебный год.

С какими трудностями мы столкнулись? Отсутствует педагог-психолог в учреждении. Мы нашли выход в качестве приглашенного психолога (МЦ «Доверие»). В качестве положительного момента стоит отметить, что педагогу было легко составить содержание маршрута, так как методическим отделом был разработан шаблон ИОМ и за каждым педагог был закреплен наставник – методист.

Трудностей в работе с родителями не было, так как они были заинтересованы.

Занятия по ИОМ согласно Положения проводятся вне рамки занятий по программе 2 раза в неделю.

Результаты реализации ИОМ в объединении «Креативное рукоделие»

В 2018-2019 году был реализован индивидуальный образовательный маршрут учащейся объединения «Креативное рукоделие» Якимовой Ксении Дмитриевны. Реализация ИОМ объединила работу Якимовой Ксении, работу педагогов Дома детского творчества (мою работу педагога объединения «Креативное рукоделие» и педагога объединения «Юные туристы-краеведы» Коробкину Н.С.), учителя истории МБОУ «СОШ №1» Смирновой Елены Вячеславовны, родителей учащейся Якимова Дмитрия Якимовича и Ирины Николаевны.

В рамках ИОМ был разработан творческий проект «Кукла в свадебном удмуртском костюме».

Создание творческого проекта привело к следующим результатам:

Участие в XII Республиканской выставки (конкурса) декоративно-прикладного творчества «Рукотворные чудеса».

Участие в выставке Удмуртского Государственного Университета.

Диплом призера Республиканского творческого экологического форума «Зелёная планета 2018», номинация «Многообразие вековых традиций»;

Победа в Республиканском конкурсе на знание государственной символики РФ и УР «Овеянные славой флаг наш и герб».

На Всероссийском слёте юных краеведов-туристов в республике Алтай на Полевой конференции в номинации «Культура и фольклор родного края» Ксения представила свой проект и стала призером 2 степени.

В 2019-2020 году с Якимовой Ксенией был реализован индивидуальный образовательный маршрут к 100-летию Государственности Удмуртии.

Работая над проектом Ксения объединила мою работу, работу педагога объединения «Краеведение» Коробкиной Н.С., учителей МБОУ «СОШ №1» истории - Смирновой Елены Вячеславовны и технологии Пушкарёвой Галины Викторовны, а также Яковлевой Татьяны Федоровны, методиста Городской детской библиотеки «Буратино», и своих родителей Якимова Дмитрия Якимовича и Ирины Николаевны.

Был создан творческий проект Комплект сувениров «Моя Удмуртия». Проект принял:

Участие в XV Республиканской выставки (конкурса) декоративно-прикладного творчества «Рукотворные чудеса».

Стал победителем в городской конференции технических и творческих проектов твои горизонты в г. Можге, в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

Таким образом, исходя, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что реализация индивидуальных образовательных маршрутов – эффективный способ расширения пространства диалога в образовательном процессе школы и дополнительного образования



Список использованной литературы

Методические рекомендации. Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка в системе дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]/ Василенко Е.С., Калинина С.Н., Лях Е.В. — Электрон. дан. — Тамбов, 2016.: — Режим доступа: crtdiytr.68edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Головко Л.А. «Индивидуальный образовательный маршрут Якимовой Ксении Дмитриевны, учащейся объединения «Креативное рукоделие», Можга, 2018

Интеграция общего и дополнительного образования: возможности предпрофессиональной подготовки и профильного обучения. М.: РНМЦ НО, 2016. – С. 16.

Концепция развития дополнительного образования детей / Собрание законодательства Российской Федерации, № 37, 15 сентября 2014 г. Ст. 4983.

Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации/ Сост. Ичеткина Т.А., Попова В.Ц., Смирнова С.В.; под общ. ред. С.В. Смирновой. Сыктывкар, 2012. – 30 с.



1 Головко Л.А. «Индивидуальный образовательный маршрут Якимовой Ксении Дмитриевны, учащейся объединения «Креативное рукоделие», Можга, 2018

8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.