
Иностранные инвестиции в экономику Донбасса
XIX в.

Большую роль в развитии
и промышленном освоении Донбасса сыграл иностранный капитал.
Природные богатства, дешевая рабочая сила, привлекали сюда предпринимателей из
Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии.
Политика России делала выгодным для них ввоз денег в страну и выгодное размещение в одно из предприятий, которые российское правительство
обеспечивало государственными заказами.

В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами -«Новороссийское общество каменноугольного,железного и рельсового производства»,
основанное англичанами с
первоначальным капиталом в 300 ООО фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 ООО фунтов стерлингов.
К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей.
Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский,
Краматорский, Торецкий.

Расцвет металлургии края связывается с деятельностью британского предпринимателя Джона Хьюза(или как его называли в русских документах тех лет—Юза).Он был не только капиталистом, но и инженером-изобретателем,
разбогатевшим на создании новых образцов артиллерии и
корабельной брони для британского флота.
В 1869году англичанин рискнул
купить права на строительство
металлургического завода на правом береге Кальмиуса.

Летом 1870 года из Англии сюда было завезено оборудование и инструменты, а также приехали около сотни английских специалистов—инженеров, металлургов и шахтеров, усилиями которых к апрелю1871 года им удалось построить первую доменную печь, а в 1872 году начать выплавку чугуна.
Дома английских специалистов. Так называемая Английская колония.

Джон Юз и английский рабочие в механическом цехе завода.

Вслед за заводами в Юзовке,
возникают два огромных металлургических
производства в Мариуполе:

Один завод строился инженерами из США и
принадлежал «Никополь-Мариупольскому горному и металлургическому обществу», контролировавшемуся французским, немецким и американским
Капиталом.

Второй металлургический гигант Мариуполя тех лет принадлежал
бельгийской компании «Провиданс».

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья, а в сталелитейном производстве активно применялись новая техника и технология- конверторы и мартеновские печи.

Ручная загрузка мартеновской печи

В Бельгии было 9 провинций, Донбасс они называли своей 10 провинцией. Сюда курсировал прямой поезд из Брюсселя.
"Им нужны были рельсы для железных дорог и поэтому они построили на Донбассе 17 металлургических заводов. Вторым по прибыльности было трамвайное дело. В 1880 году построили первый трамвай - в Одессе. Он был на лошадиной тяге. За 10 лет все трамваи стали работать от электричества. Другие бельгийские заводы выпускали строительные материалы, химию для промышленности и бытовых нужд, стеклянные и керамические изделия. Большинство из них работали до недавнего времени«-отмечает учёный.
24 сентября 2014 года исполнилось 104 года со дня пуска электрического трамвая в Одессе.
.

В 1889 году немецкий предприниматель
Эдуард Теодор Боссе организовал к
югу от завода Юза предприятие, которое должно было обеспечить машинами и
оборудованием развивавшуюся угледобычу. В дело с ним вошел еще один немец –Рудольф Геннефельд. Завод так и назывался –«Машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда» (ныне АО «Донецкгормаш»).

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот период возникли стекольный завод в Константиновне, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких
стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «Донецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огнеупорной и керамической продукции», машиностроительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.


Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за границу, а не шли на развитие российской промышленности.
ОДНАКО!
Ввод иностранных капиталов имел и отрицательные последствия.