12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранов Владимир Ильич876
Я, Баранов Владимир Ильич, мастер производственного обучения по профессии « Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы). Образование высшее. В 1976 году окончил Омский ордена Ленина сельскохозяйственный институт имени С.М.Кирова по специальности
Россия, Омская обл., с. Седельниково
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
3

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей рулевого управления.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей рулевого управления.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ рулевого управления.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ рулевого управления.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

 

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей рулевого управления.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр Академия≫, 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

рулевой механизм с рулевым приводом автомобиля ГАЗ-53А, рулевой механизм автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулевого колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный динамометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепления червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок.


 

1. Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и рулевого привода, крепление рулевого механизма к раме. Вращая рулевое колесо, проследить последовательность

деталей, посредством которых осуществляется поворот направляющих колес.

2. Разобрать рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А (рис. 1) в следующей последовательности:

закрепить рулевой механизм в тисках за фланец;

слить масло из картера, вывернув нижний сквозной болт в боковой крышке. Для ускоренного слива отвернуть пробку маслоналивного отверстия;

отвернуть гайку крепления рулевого колеса к рулевому валу и при помощи съемника снять рулевое колесо, снять с него пружину, разжимное кольцо и подшипник; рулевого вала — опорную шайбу, пружину и уплотнение;

снять сошку с вала ролика, предварительно отвернув гайку крепления;

вывернуть болты крепления боковой крышки; отвернуть колпачковую гайку; снять стопорную шайбу и специальным ключом вывернуть регулировочный винт вала сошки, вращая винт по часовой стрелке; снять боковую крышку вместе с подшипником,

стопорным штифтом и прокладкой;

вынуть из картера вал сошки с роликом;

вывернуть болты крепления нижней крышки, снять ее вместе с трубкой, опорной шайбой и пружиной. Вынуть из гнезда рулевого вала уплотнительное кольцо;

снять регулировочные прокладки из-под нижней крышки;

ударами молотка через деревянный брусок по верхнему торцу рулевого вала выпрессовать из картера наружное кольцо подшипника и вынуть подшипник;

вывернуть болты крепления верхней крышки и снять ее;

ударами молотка через выколотку по нижнему концу рулевого вала выпрессовать кольцо верхнего подшипника, снять кольцо и сепаратор с роликами;

вытащить рулевой вал из картера вместе с роликом.

3. Рассмотреть снятые детали, продефектовать их, обратив внимание на то, что внутренней обоймой подшипников является коническая обработанная поверхность червяка.

4. Собрать рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, и попутно проводя необходимые регулировки:

а) подшипников червяка (выполняется при установленных вале, рулевом колесе и затянутых болтами верхней и нижней крышках);

б) зацепления червяк — ролик (выполняется только после регулировки подшипников).


 


 


 


 

 


 


а б

 

Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А:

а — устройство; 6 — регулировка подшипников рулевого вала;

1 — пробка маслоналивного (контрольного) отверстия; 2 — червяк; 3 — прокладка;

4 — трехгребневой ролик; 5 — вал сошки; 6 — картер; 7 — ось трехгребневого ролика;

8 рулевой вал; 9 — боковая крышка; 10 — регулировочные прокладки; 11 — нижняя

крышка; 12 — провод сигнала.

5. Изучить устройство рулевого привода автомобилей ГАЗ-53А.

6. Разобрать шарнирные соединения продольной тяги с сошкой и поперечной тяги с нижним поворотным рычагом.

7. Собрать шарнирные соединения, выполняя операции в последовательности,

обратной разборке.


 

Контрольные вопросы

2. Как закреплен червяк на рулевом валу автомобиля ГАЗ-5ЗА?

3. Как регулируется осевое перемещение подшипников червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А?

4. Как регулируется зацепление червяк—ролик в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А?

5. Как ускоренно слить масло из картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А?

 

Инструкционно-технологическая карта № 1

Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А

Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Снятие вала сошки

1. Закрепить рулевой механизм

в тасках за фланец, вывернуть пробку маслоналивного

отверстия из картера рулевого механизма и сквозной болт в

боковой крышке для

ускоренного слива масла

Тиски, ключ

гаечный 19 мм

 

2. Отвернуть гайку крепления

рулевой сошки, снять пружинную шайбу и снять сошку с вала

Ключ гаечный

41 мм, молоток,

съемник лапный

 

3. Отвернуть колпачок

регулировочного винта, снять стопорную шайбу

Ключ гаечный

27 мм

 

4. Отвернуть гайки боковой

крышки картера и снять крышку

Коловорот, ключ

торцовый 14 мм

 

5. Вынуть из картера рулевого

механизма вал рулевой сошки в сборе с роликом

 

Вывод ролика из зацепления

с червяком производится

путем перемещения вала рулевой сошки к двигателю

2. Снятие рулевого вала

1. Отвернуть гайку крепления

рулевого колеса, снять рулевое колесо

Ключ торцовый 36 мм, молоток, бородок, брус

деревянный,

съемник лапный

 

2. Отвернуть болты крепления

нижней крышки картера и снять их вместе с шайбами

Коловорот,

ключ торцовый 14 мм

 

3. Снять нижнюю крышку

картера и регулировочные

прокладки

Отвертка

Отсоединить электропроводку

звукового сигнала

4. Выпрессовать из картера

нижний роликовый

подшипник и снять рулевой

вал в сборе с червяком

и верхним подшипником

Молоток, деревянный

брус

 

5. Снять с червяка верхний

роликовый подшипник

   

6. Выпрессовать из рулевой

колонки шариковый

подшипник и разжимное

кольцо подшипника

Молоток, оправка

 

3. Установка рулевого вала и регулировка подшипников червяка

1. Запрессовать шариковый

подшипник и разжимное кольцо подшипника в гнездо рулевой

колонки

Молоток, оправка

 

2. Установить верхний

роликовый подшипник на червяк рулевого вала

   

3. Установить рулевой вал в картер рулевого механизма

Молоток, оправка

 

4. Установить на червяк

нижний роликовый подшипник

и запрессовать наружное кольцо подшипника в картер

Молоток, оправка

Сепаратор, шарики и

обоймы подшипников

не должны иметь повреждений

5. Установить регулировочные

прокладки и крышку на картер и завернуть болты крепления

крышки, подложив под головки болтов пружинные шайбы

Коловорот, ключ

торцовый 14 мм

 

6. Напрессовать рулевое колесо на вал и завернуть гайку крепления колеса

Молоток, брус

деревянный, оправка,

ключ торцовый 22 мм

Осевой люфт рулевого

колеса не допустим

7. Перемещая рулевой вал вдоль оси, проверить осевое перемещение червяка

в подшипниках

 

При наличии люфта снять

нижнюю крышку и удалить

с нее одну из регулировочных прокладок

8. Вторично проверить осевое перемещение червяка в подшипника

   

4. Установка вала сошки и регулировка зацепления червяка с роликом

1. Установить вал сошки

в картер рулевого механизма

   

2. Установить прокладку

и боковую крышку на картер рулевого механизма и завернуть болты крепления крышки, подложив под головки болтов

пружинные шайбы

Коловорот, ключ

торцовый 14 мм

 

3. Установить стопорную шайбу регулировочного винта

   

4. Напрессовать сошку на шлицевой конец вала

и завернуть гайку крепления

сошки, подложив под головку гайки пружинные шайбы

Молоток, оправка,

ключ гаечный 41 мм

 

5. Поворотом рулевого колеса установить сошку в среднее положение и, покачивая сошку в плоскости ее перемещения,

определить величину перемещения конца сошки

Ключ специальный

При наличии большого

зазора в зацеплении ролика

с червяком необходимо

повернуть регулировочный

винт в боковой крышке

6. Вторично проверить

величину перемещения

конца сошки

 

При правильной регулировке перемещение конца сошки должно быть

не более 0,3 мм

7. Установить стопорную шайбу на место, завернуть колпачок регулировочного винта

Ключ гаечный 27 мм

 

8. Завернуть пробку маслоналивного отверстия

в картер рулевого механизма

Ключ гаечный 19 мм

 
Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.