Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей рулевого управления.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей рулевого управления.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ рулевого управления.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ рулевого управления.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей рулевого управления.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр Академия≫, 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —
рулевой механизм с рулевым приводом автомобиля ГАЗ-53А, рулевой механизм автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулевого колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный динамометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепления червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок.
1. Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и рулевого привода, крепление рулевого механизма к раме. Вращая рулевое колесо, проследить последовательность
деталей, посредством которых осуществляется поворот направляющих колес.
2. Разобрать рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А (рис. 1) в следующей последовательности:
• закрепить рулевой механизм в тисках за фланец;
• слить масло из картера, вывернув нижний сквозной болт в боковой крышке. Для ускоренного слива отвернуть пробку маслоналивного отверстия;
• отвернуть гайку крепления рулевого колеса к рулевому валу и при помощи съемника снять рулевое колесо, снять с него пружину, разжимное кольцо и подшипник; рулевого вала — опорную шайбу, пружину и уплотнение;
• снять сошку с вала ролика, предварительно отвернув гайку крепления;
• вывернуть болты крепления боковой крышки; отвернуть колпачковую гайку; снять стопорную шайбу и специальным ключом вывернуть регулировочный винт вала сошки, вращая винт по часовой стрелке; снять боковую крышку вместе с подшипником,
стопорным штифтом и прокладкой;
• вынуть из картера вал сошки с роликом;
• вывернуть болты крепления нижней крышки, снять ее вместе с трубкой, опорной шайбой и пружиной. Вынуть из гнезда рулевого вала уплотнительное кольцо;
• снять регулировочные прокладки из-под нижней крышки;
• ударами молотка через деревянный брусок по верхнему торцу рулевого вала выпрессовать из картера наружное кольцо подшипника и вынуть подшипник;
• вывернуть болты крепления верхней крышки и снять ее;
• ударами молотка через выколотку по нижнему концу рулевого вала выпрессовать кольцо верхнего подшипника, снять кольцо и сепаратор с роликами;
• вытащить рулевой вал из картера вместе с роликом.
3. Рассмотреть снятые детали, продефектовать их, обратив внимание на то, что внутренней обоймой подшипников является коническая обработанная поверхность червяка.
4. Собрать рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, и попутно проводя необходимые регулировки:
а) подшипников червяка (выполняется при установленных вале, рулевом колесе и затянутых болтами верхней и нижней крышках);
б) зацепления червяк — ролик (выполняется только после регулировки подшипников).
а б
Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А:
а — устройство; 6 — регулировка подшипников рулевого вала;
1 — пробка маслоналивного (контрольного) отверстия; 2 — червяк; 3 — прокладка;
4 — трехгребневой ролик; 5 — вал сошки; 6 — картер; 7 — ось трехгребневого ролика;
8 — рулевой вал; 9 — боковая крышка; 10 — регулировочные прокладки; 11 — нижняя
крышка; 12 — провод сигнала.
5. Изучить устройство рулевого привода автомобилей ГАЗ-53А.
6. Разобрать шарнирные соединения продольной тяги с сошкой и поперечной тяги с нижним поворотным рычагом.
7. Собрать шарнирные соединения, выполняя операции в последовательности,
обратной разборке.
Контрольные вопросы
2. Как закреплен червяк на рулевом валу автомобиля ГАЗ-5ЗА?
3. Как регулируется осевое перемещение подшипников червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А?
4. Как регулируется зацепление червяк—ролик в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А?
5. Как ускоренно слить масло из картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А?
Инструкционно-технологическая карта № 1
Разборка-сборка и регулировка рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А
Последовательность операций |
Инструмент, приспособление |
Технические условия и указания |
1. Снятие вала сошки |
||
1. Закрепить рулевой механизм в тасках за фланец, вывернуть пробку маслоналивного отверстия из картера рулевого механизма и сквозной болт в боковой крышке для ускоренного слива масла |
Тиски, ключ гаечный 19 мм |
|
2. Отвернуть гайку крепления рулевой сошки, снять пружинную шайбу и снять сошку с вала |
Ключ гаечный 41 мм, молоток, съемник лапный |
|
3. Отвернуть колпачок регулировочного винта, снять стопорную шайбу |
Ключ гаечный 27 мм |
|
4. Отвернуть гайки боковой крышки картера и снять крышку |
Коловорот, ключ торцовый 14 мм |
|
5. Вынуть из картера рулевого механизма вал рулевой сошки в сборе с роликом |
Вывод ролика из зацепления с червяком производится путем перемещения вала рулевой сошки к двигателю |
|
2. Снятие рулевого вала |
||
1. Отвернуть гайку крепления рулевого колеса, снять рулевое колесо |
Ключ торцовый 36 мм, молоток, бородок, брус деревянный, съемник лапный |
|
2. Отвернуть болты крепления нижней крышки картера и снять их вместе с шайбами |
Коловорот, ключ торцовый 14 мм |
|
3. Снять нижнюю крышку картера и регулировочные прокладки |
Отвертка |
Отсоединить электропроводку звукового сигнала |
4. Выпрессовать из картера нижний роликовый подшипник и снять рулевой вал в сборе с червяком и верхним подшипником |
Молоток, деревянный брус |
|
5. Снять с червяка верхний роликовый подшипник |
||
6. Выпрессовать из рулевой колонки шариковый подшипник и разжимное кольцо подшипника |
Молоток, оправка |
|
3. Установка рулевого вала и регулировка подшипников червяка |
||
1. Запрессовать шариковый подшипник и разжимное кольцо подшипника в гнездо рулевой колонки |
Молоток, оправка |
|
2. Установить верхний роликовый подшипник на червяк рулевого вала |
||
3. Установить рулевой вал в картер рулевого механизма |
Молоток, оправка |
|
4. Установить на червяк нижний роликовый подшипник и запрессовать наружное кольцо подшипника в картер |
Молоток, оправка |
Сепаратор, шарики и обоймы подшипников не должны иметь повреждений |
5. Установить регулировочные прокладки и крышку на картер и завернуть болты крепления крышки, подложив под головки болтов пружинные шайбы |
Коловорот, ключ торцовый 14 мм |
|
6. Напрессовать рулевое колесо на вал и завернуть гайку крепления колеса |
Молоток, брус деревянный, оправка, ключ торцовый 22 мм |
Осевой люфт рулевого колеса не допустим |
7. Перемещая рулевой вал вдоль оси, проверить осевое перемещение червяка в подшипниках |
При наличии люфта снять нижнюю крышку и удалить |
|
8. Вторично проверить осевое перемещение червяка в подшипника |
||
4. Установка вала сошки и регулировка зацепления червяка с роликом |
||
1. Установить вал сошки в картер рулевого механизма |
||
2. Установить прокладку и боковую крышку на картер рулевого механизма и завернуть болты крепления крышки, подложив под головки болтов пружинные шайбы |
Коловорот, ключ торцовый 14 мм |
|
3. Установить стопорную шайбу регулировочного винта |
||
4. Напрессовать сошку на шлицевой конец вала и завернуть гайку крепления сошки, подложив под головку гайки пружинные шайбы |
Молоток, оправка, ключ гаечный 41 мм |
|
5. Поворотом рулевого колеса установить сошку в среднее положение и, покачивая сошку в плоскости ее перемещения, определить величину перемещения конца сошки |
Ключ специальный |
При наличии большого зазора в зацеплении ролика с червяком необходимо повернуть регулировочный винт в боковой крышке |
6. Вторично проверить величину перемещения конца сошки |
При правильной регулировке перемещение конца сошки должно быть не более 0,3 мм |
|
7. Установить стопорную шайбу на место, завернуть колпачок регулировочного винта |
Ключ гаечный 27 мм |
|
8. Завернуть пробку маслоналивного отверстия в картер рулевого механизма |
Ключ гаечный 19 мм |