Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки масла двигателя КамАЗ-740»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки
масла двигателя КамАЗ-740»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением узлов и деталей системы смазки.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы смазки.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ системы смазки.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ системы смазки.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы смазки.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —
блок цилиндров, агрегаты смазочной системы (радиатор, маслонасосы,
центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса, и полноточного фильтра.
1. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя КАМАЗ-740 (использовать рис. 1.–3).
Рис. 1. Смазочная система двигателя автомобиля КАМАЗ-740:
1- компрессор; 2- топливный насос высокого давления; 3- выключатель гидромуфты;
4 - гидромуфта; 5, 12 - предохранительные клапаны; 6 - клапан системы смазки; 7- насос
масляный; 8- перепускной клапан центробежного фильтра; 9 - сливной клапан центробеж-
ного фильтра;10 - кран включения масляного радиатора; 11- центробежный фильтр;
13- лампа сигнализатора засоренности фильтра очистим масла; 14- перепускной клапан
полнопоточного фильтра; 15- полнопоточный фильтр очистки масла; 16 - маслоприемник;
17- картер;18- главная магистраль.
Рис. 2. Насос масляный:
1- корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции; 3- проставка;
4 шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 корпус нагнетающей секции; 6- шестерня
ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 - валик ведущих шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10- шестерня ведомая радиаторной секции; 11 - клапан предохрани-
тельный радиаторной секции; 12, 15, 17 - пружины клапана; 13, 16 - пробки клапана;
14 - клапан системы смазывания; 18 - клапан предохранительный нагнетающей секции.
Рис. 3. Фильтры очистки масла:
а – полнопоточный; б – центрифуга; 1 – пробка сливного отверстия; 2 – сливная трубка;
3 – корпус фильтра; 4 – датчик указателя давления масла; 5 – пружина перепускного клапана; 6 – перепускной клапан; 7 – пружина; 8 – болт сливной трубки; 9 – уплотнение фильтрующего элемента; 10 – крышка; 11 – маслопровод; 12 – фильтрующий элемент; 13 – датчик аварийного снижения давления масла; 14 – привалочная плоскость корпуса; 15 – гайка-барашек; 16 – кожух; 17 – сетчатый фильтр; 18 – ось ротора; 19 – колпак ротора; 20; 21 – прокладки; 22 – корпус ротора; 23 – корпус центрифуги; 24 – жиклер; 25 –упорный шарикоподшипник; 26 – стальной отражатель; К – сила реакции; → – движение потока масла.
2. Разобрать масляный насос двигателя КАМАЗ-740 (рис. 2) в следующем порядке:
− отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса;
− снять шестерню 6 с помощью съемника;
− снять сегментную шпонку 7;
− вывернуть болты корпуса радиаторной секции, снять корпус 5;
− извлечь из корпуса ведомую шестерню 9 с осью, вывернуть пробки, вынуть
предохранительный клапан радиаторной секции и клапаны смазочной системы
с пружинами и шайбами;
− вывернуть пробку из нагнетающей секции 16 для доступа к предохранительному клапану;
− извлечь предохранительный клапан 18 с пружиной и шайбами, валик 8 в сборе с ведущими шестернями и стальной проставкой, ведомую шестерню;
− вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции;
− продефектировать детали.
3. Собрать масляный насос двигателя КАМАЗ-740, выполняя операции в
последовательности, обратной его разборке.
4. Разобрать полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 3, а):
− вывернуть болт 8;
− снять крышку 10 с уплотнениями;
− вынуть фильтрующие элементы 12;
− отвернуть пробку перепускного клапана 6 и извлечь пружину 5, регулировочную шайбу, корпус сигнализатора с подвижным контактом и перепускной клапан; продефектовать детали.
5. Собрать полнопоточный фильтр очистки масла, выполняя операции в
последовательности, обратной его разборке.
Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки
масла двигателя КамАЗ-740»
Последовательность операций |
Инструмент, приспособление |
Технические условия и указания |
1. Разборка фильтра центробежной очистки масла |
||
1. Отвернуть гайку крепления кожуха на оси |
Ключ гаечный 13 мм |
См. рис. 3 б, поз. 5 |
2. Отвернуть пробку в корпусе и зафиксировать ротор от проворачивания (повернуть ротор с колпа- ком на стопорно устройстве) |
Ключ гаечный 13 мм, бородок |
Зафиксировать ротор пальцами стопоров |
3. Зажать корпус фильтра в тисках |
Тиски |
- |
4. Отвернуть гайку крепления колпака |
Ключ гаечный 22 мм |
См. рис. 3 б, поз. 19 |
5. Снять колпак |
- |
Очистить колпак и сетчатый фильтр |
6. Отвернуть гайку крепления ротора на оси |
- |
- |
7. Снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор вместе с опорным подшипником и плоской шайбой |
Ключ гаечный 22 мм |
Продефектовать детали, очистить ротор |
8. Вывернуть из корпуса центрифуги пробки перепускного и сливного клапанов |
- |
- |
9. Извлечь пружину и клапан |
Ключ гаечный 27 мм |
- |
2. Сборка фильтра центробежной очистки масла |
||
1. Установить клапан в корпус |
- |
Совместить риску на основании ротора с выступающей меткой на внешней части колпака для обеспечения балансировки ротора |
2. Завернуть пробки клапанов |
Ключ гаечный 27 мм |
- |
3. Установить ротор с опорными подшипниками и плоской шайбой |
- |
- |
4. Установить колпак, вставку, сетчатый фильтр |
- |
- |
5. Завернуть гайку крепления колпака ротора |
- |
Момент затягивания гаек колпака ротора и наружного колпака не более 30 Н·м |
6. Установить кожух |
Ключ гаечный 13 мм |
Перед установкой наружного колпака проверить правильность сборки центрифуги по легкости вращения ротора, для чего отжать пластину стопорного устройства ротора и повернуть ротор на оси – он должен вращаться легко, без заеданий |
3. Разборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-740 |
||
1. Отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса |
Ключ гаечный 27 мм |
- |
2. Снять шестерню и сегментную шпонку |
Съемник лапный |
Сегментная шпонка не должна иметь повреждений |
3. Вывернуть болты крепления корпуса радиаторной секции |
Ключ гаечный 13 мм |
- |
4. Снять корпус |
- |
- |
5. Извлечь из корпуса ведомую шестерню с осью |
- |
- |
6. Вывернуть из корпуса пробки предохранительного клапана и клапана смазочной системы |
Ключ гаечный 24 мм |
- |
7. Извлечь клапаны с пружинами и шайбами |
- |
Пружины клапанов не должны иметь повреждений |
8. Вывернуть пробку из нагнетающей секции |
Ключ гаечный 24 мм |
- |
9. Извлечь предохранительный клапан секции |
- |
- |
10.Извлечь валик в сборе с ведущими шестернями, стальной проставкой и ведомую шестерню |
- |
- |
11.Вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции |
Ключ специальный шестигранный |
Продефектовать детали. Очистить масляные каналы |
4. Сборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-740 |
||
1. Завернуть пробки масляных каналов |
Ключ специальный шестигранный |
- |
2. Установить в корпус нагнетающей секции ведомую шестерню, стальную проставку, валик с ведущими шестернями |
- |
Шестерни секций не должны иметь повреждений |
3. Установить предохранительный клапан нагнетающей секции |
- |
- |
4. Завернуть пробку клапана |
Ключ гаечный 24 мм |
- |
5. Установить предохранительный клапан и клапан смазочной системы с пружинами в корпус радиаторной секции |
- |
- |
6. Завернуть пробки клапанов |
Ключ гаечный 24 мм |
- |
7. Установить в корпус ведомую шестерню с осью |
- |
- |
8. Установить корпус радиаторной секции |
- |
- |
9. Завернуть болты крепления секции |
Ключ гаечный 13 мм |
- |
Контрольные вопросы
1. Укажите внешние признаки работоспособности центрифуги?
2. За счет чего обеспечивается вращение ротора центрифуги?
3. Какие правила нужно соблюдать при сборке центрифуги?
4. Почему при очистке центрифуги запрещается снимать ее ротор?