Инструктивные карточки для лабораторных работ по биологии «Пошаговые инструкции» (6 класс)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Приготовление микропрепарата кожицы лука"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
Ход работы:
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Рассматривание плесневого гриба (мукора) под микроскопом"
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба; научиться определять грибницу, плодовые тела и споры.
Оборудование: 1) кусочек хлеба с плесенью;
2) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы:
1. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат плесневого гриба мукора.
2. Рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.
3. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его частей.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Изучение строения одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей"
Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
2) предметное и покровное стекла, пипетка;
3) микроскоп;
4) микропрепарат "Спирогира";
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Изучение строения хвои и шишек хвойных"
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;
2) шишки этих растений;
3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.
2. Рассмотрите шишки и сравните их.
Оформление результатов:
заполните таблицу:
Растения
|
Хвоя |
Шишки |
||||||||||
длина
|
окраска
|
расположение на ветке |
продолжительность жизни |
размер
|
Форма чешуи
|
плотность
|
||||||
сосна
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ель
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Строение семян двудольных и однодольных растений"
Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) проросшие и сухие семена фасоли;
2) зерновки пшеницы сухие и набухшие;
3) микроскоп, лупа;
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку.
2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.
Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Корневые системы. Виды корней"
Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов,
научиться различать виды корней.
Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;
2) клубень картофеля;
3) луковица лука;
4) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и
докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.