12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1655
Высшее образование. Педагогический стаж 26 лет. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 и 2022 г.г. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Лабораторные работы

к курсу «Биология 6 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Знакомство с цветковым растением. Споры папоротника"

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы. Ознакомиться с внешним видом спор

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

2) лупа.

3) белый лист бумаги

4) лист папоротника или рисунок

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

3.Рассмотрите лист папоротника

- Найдите на нижней поверхности листа коричневые выросты

- Потрясите им над листом бумаги

- Рассмотрите споры. Зарисуйте их.

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения; пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы синим цветом, а генеративные - красным.

Вывод: Что такое побег? Почему папоротник называют высшим споровым растением?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Приготовление микропрепарата кожицы лука"

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица.

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Строение семян фасоли и пшеницы"

Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

2) микроскоп, лупа;

3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.

Оформление результатов:

зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.

Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Строение корня. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с внешним строением корня, научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;

2) лупа;

3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

   

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Знакомство с расположением и строением почек"

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Оборудование: 1) побег с почками или рисунок

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки.

2. Отделите от побега одну почку, пользуясь лупой и текстом учебника, найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.

2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;�/font>

2) клубень картофеля;

3) луковица лука;

4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором докажите, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: "Строение мхов"

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых мхов, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: "Сравнительная характеристика сосны и ели"

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:

Растения

Хвоя

Шишки

длина

окраска

расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры

плотность

сосна

           

ель

           

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: "Определение растений из разных семейств"

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой, закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу

Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств

3) лупа.

Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: "Знакомство с грибами"

Цель: познакомиться со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, научиться сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;

2) микропрепарат "Плесень мукор";

3) культура дрожжей;

4) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

Ход работы:

1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

2. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.

Оформление результатов:

1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

3. Зарисуйте дрожжевую клетку.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных, плесневых грибов и дрожжей.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.