Статья «Технология уровневой дифференциации и индивидуального обучения (из опыта работы)»
Технология уровневой дифференциации и индивидуального обучения
Мой класс скомплектован из детей разного уровня развития. У меня возникла необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Уровневая дифференциация позволяет мне работать как с отдельными учениками, так и с группами. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Уровневая дифференциация позволяет выявлять отставания в ЗУН, ликвидировать их пробелы, устранять причины неуспеваемости, формировать интерес и мотивацию к учебе, дифференцировать (по степени трудности) учебные задачи, оценивать деятельность ученика.
Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного». Данная технология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным.
Особенности методики преподавания.
Это блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Для достижения цели я использую: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, содержание которых найдено учеником; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. По результатам диагностирования класс делю по уровням.
К 1 группе отношу учащихся с высокими учебными способностями. Они ведут работу с материалом большей сложности, который требует умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач.
Ко 2 группе - учащихся со средними учебными способностями. Они выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам.
3-я группа - это учащиеся с низкими учебными способностями. Они требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке. Они медлительны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряются. В соответствии с категорией учащихся можно только надеяться на высокие результаты качества знаний, но я стремлюсь повысить его. Просматривается хоть и небольшая, но всё же положительная динамика качества знаний учащихся. В результате применения этой технологии в моем классе 100% успеваемость.
Лихина Елена Викторовна
Терехова Яна Ивановна
Степаненко Валентина Ивановна