Интеграция информационных технологий в процесс образования
Интеграция информационных технологий в процесс образования
Современное общество характеризуется интенсивным участием в процессе информатизации. Информатизация общества - это глобальное социальное явление, которое характеризуется накоплением, обработкой, хранением, передачей и использованием информации.
С наступлением ХХI века взаимодействие человека с технологией стали неотъемлемой частью информатизации. Компьютеризация затрагивает все сферы человеческой жизни, особенно заметно его влияние на процесс обучения.
Перед системой образования встают новые задачи и основная из них - национальный проект по обеспечению доступа школьников и учителей на всей территории России к современным информационным образовательным ресурсам. Организовав детям «виртуальное пространство» в школах, общество в первую очередь обеспечивает равные образовательные возможности для всех учащихся. Кроме того, с появлением бесплатного доступа к сети Интернет в школах появляются новые уникальные возможности для учителей по повышению своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания, что приводит к существенному повышению доступности качественного образования. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, новости науки и техники – вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны российским школьникам.
В Липецкого области подключено 584 образовательных учреждения. В основном подключение производилось с использованием технологии широкополосного доступа. Все школы получили круглосуточный и безлимитный трафик со скоростью не менее 128 Кбит/с.
Интеграцию информационных технологий в учебный процесс следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания результатов обучения. Информационные технологии, используемые для преподавания и обучения, рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.
Говоря о внедрении информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс, естественно предполагать, что соответствующие технологии не становятся надстройкой к существующей системе, а гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая преподавателям и обучаемым новые возможности. Нами рассматриваются особенности внедрения ИТО в учебно-воспитательный процесс с позиций именно такой интеграции.
В работах ведущих специалистов в области информатизации образования отмечается необходимость в целенаправленном организованном процессе обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой использования информационных и коммуникационных технологий в обучении специалистов, информатизацией педагогической деятельности и управлением учебным процессом.
Занятия в школе с использованием информационных технологий позволяют достигнуть эффекта быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность как за счет подготовки демонстрационных материалов с применением компьютера, так и за счет привлечения интереса учащихся созданием мотивационно-проблемных ситуаций в виртуальной среде.
Внедрение средств информационных технологий в систему образования сделает возможным:
– совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
Общая стратегия внедрения современных информационных технологий в том, чтобы интегрировать в учебный процесс современные информационные технологии, которые обеспечат новые возможности, как преподавателям, так и ученикам. Так, для того, чтобы повысить интерес учащихся к технологическому делу, следует заниматься разработкой комплекса занятий с использованием различных компьютерных программ. Они помогут не только сформировать знания и умения по теме, но и выработать опыт творческой деятельности.
Сейчас все популярнее становится использование в обучении сервисов Wеb, которые способствуют развитию у детей метапредметных компетенций. При применении данного вида информационных технологий у учащихся повышается интерес к предмету, совершенствуются их практические умения и навыки. Учитель при этом получает возможность эффективной работы с документами разных форматов. Она заключается в возможности размещения учебных материалов в интернете для общего доступа. Благодаря этому, они могут вести самостоятельное обучение, углублять свои знания по теме и изучить моменты темы, которые для них сложны. При использовании web-ресурса в качестве метода обучения у педагога появляется возможность оптимизации учебно-познавательной и практической деятельности обучающегося.
Рассмотрим информационные ресурсы, которые интегрируются в процесс образования в школе.
1. Создан сайт образовательного учреждения, который является информационной площадкой для ознакомления с деятельностью образовательного учреждения.
1.1. Изготовлены сайты учителей, образовательные Web - ресурсы, где предоставляется собственный педагогический опыт.
1.2.Формируются группы классов в социальных сетях для обмена информацией, обсуждения возникающих вопросов.
2. Организовано сетевое обеспечение всех учебных кабинетов с компьютерным оборудованием с выходом в глобальную сеть Интернет (в нашей школе 100% обеспечение комплектами необходимого оборудования)
2.1.Используются отдельные сетевые ресурсы для размещения текущей информации, разработанные в направлении «Бережливого производства».
2.2.Осуществлен переход на цифровой электронный журнал и дневник. С начала этого года перешли на цифровизацию питания учащихся.
2.3. Организован электронный документооборот.
3. В учебном процессе активно используются информационные ресурсы педагогических сообществ сети Интернет (презентации, мастер-классы, видеоуроки, видеовебинары, видеоконференции, профориентация, онлайн уроки и многое другое).
4. Учащимися создаются видеофильмы на базе программы Video Pad.
5. Представляют на конкурсы проекты изготовленные в программах 3D - моделирования.
6. Организованы занятия по робототехнике.
7.Сформирован перечень электронных учебных материалов и информационно-технологических средств для обеспечения учебного процесса школы.
8. Организуется система открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий для обучения учащихся школы различного уровня развития.
9. Вовлечены в информатизацию родительские сообщества.
9. Организовано повышение уровня информационного образования (изучение информационных технологий на повышенном и углубленном уровне; подготовка и участие в предметных олимпиадах, НПК и конкурсах).
10. Постоянное участие в развитии городского методического портала, в наполнении банка методических разработок, инновационной деятельности (по информатизации).
Внедрение информационных технологий обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным; активизирует деятельность обучающихся, мотивирует их интерес, ответственность к выбранной творческой деятельности, способствует росту самостоятельности детей при решении образовательных задач, планированию, прогнозированию деятельности. Применение информационно-технологических методов позволяет разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Для педагога – это изменение содержания обучения и методик преподавания. И как итог – повышение качества образования.
Информационная технология может оказать положительное влияние на познавательную активность и тем самым способствовать быстрому усвоению материала. Интеграция информационно-коммуникационной технологии в процесс обучения позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала, что весьма существенно в процессе обучения. Благодаря организации обучения с использованием информационных технологий можно сократить время, затрачиваемое преподавателями и обучающимися на поиск необходимой учебной и научной информации и доступ к ней; ускорить обновление содержания за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у слушателей для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов на совершенствование и развитие образовательного процесса; уменьшается время, необходимое для достижения обучаемыми установленных требований к качеству образования.
Информатизация проникает во все сферы человеческой деятельности, коренным образом изменяет общение людей, влияет на их образ жизни. Она является закономерностью перехода человечества на качественно новую ступень развития.
Информатизация в образовании носит системный характер. Это не просто установка компьютеров в учреждениях или подключение их к Inrernet.
Информатизация школы – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода от школы к жизни в условиях информационного общества. Обучить жить и работать в постоянно изменяющейся среде обитания - одна из важнейших задач школы. И это значит, что существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие современного обучения.
В конце хочется отметить, что информационная культура становится фактором развития общества. Активное развитие информационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к образованию.
Список литературы
Ефимова Д.В., Михеев Е.А. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс высшей школы // Социосфера. 2010. № 3. С. 53–54.Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
Бойко Г. М., Дубровская Е. Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2000. С. 124-128.
Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, КГУ, 1999.
www:// https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36413