Статья «Особенности внеурочной деятельности в процессе интеграции общего и дополнительного образования»

3
0
Материал опубликован 26 May 2017

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Методический центр

В системе дополнительного педагогического образования

(повышение квалификации)


 


 


 

Практико-значимая работа по теме:

«Особенности внеурочной деятельности в процессе интеграции общего и дополнительного образования»


 

Выполнила:

Фоменко Светлана Григорьевна,

воспитатель МКОУ школа-интернат №19

Научный руководитель:

Ярова Татьяна Владимировна


 


 


 


 


 


 

Коломна

2016 г

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть работы по теме «Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками»

1.1 Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками

1.2 Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

Глава 2. Практическая часть работы по теме «Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками»

2.1 Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству

2.2 Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству

Заключение

Литература


 

Введение.

Внимание к проблеме исследования организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками обусловлено актуальностью вопросов, связанных с организацией данного вида деятельности. Так как с поступлением в образовательное учреждение ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественной оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является формирование духовно-нравственной, интеллектуально развитой, социально адаптированной личности, способной управлять собой, оценивать свои поступки и поступки окружающих, поэтому так важно при организации внеурочной деятельности с младшими школьниками опираться на эти стороны развития ребенка. Особую актуальность проблемы организации внеурочной деятельности приобретают в младшем школьном возрасте. Это связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, с появлением нового ведущего вида деятельности, с началом интенсивного формирования личностных черт. Однако работ, посвященных вопросам организации внеурочной деятельности по социальному творчеству, явно недостаточно. Это связанно прежде всего с тем, что исследователи не акцентируют свое внимание на таком направлении внеурочной деятельности, как социальное творчество.

Таким образом, актуальность темы диктуется недостатками рассмотрения проблемы организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Объект исследования воспитательный процесс.

Предметом исследования является организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Цель исследования является изучение особенностей организации внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками.

Проблема объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач:

1. На основе анализа литературы рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное творчество.

2. Раскрыть особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.

3. Раскрыть значимость социального творчества при организации внеурочной деятельности.

Глоссарий:

1. Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга.

2. Социальное творчество — добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.


 

Глава 1. Теоретическая часть работы по теме «Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками»

1.1 Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, О. Е. Лебедева, М. Б. Коваль, В. И. Панова, Г. Н. Поповой, А. И. Щетинской и др.

По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов (5−7, 8−9, 10−11 классов). Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа — хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников способствовать решению задач нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что к слову «внеурочная работа» часто добавляют «воспитательная».

Такая трактовка внеурочной работы, конечно, условна. Однако ее выделение из системы дополнительного образования нам представляется целесообразным, так как позволяет лучше понять ее границы.

Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для включения детей в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, потому что в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Внеурочная деятельность — проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива .

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС осуществляется в четырёх стратах:

Реализация учебного плана образовательного учреждения — часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т. д.).

Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (воспитателя группы продлённого дня, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя).

Дополнительное образование детей в условиях школы (секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.).

Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта (использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений — партнёров либо на базе школы).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь — это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

2. Снизить учебную нагрузку обучающегося;

3. Улучшить условия для развития ребенка;

4. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Большинство ученых склоняются к мнению, что главными направлениями внеурочной деятельности являются:

1. Спортивно-оздоровительная;

2. Художественно-эстетическое направление;

3. Научно-познавательное направление;

4. Военно-патриотическое направление;

5. Социальное направление.

Именно эти направления заложены в базисном учебном плане . Для реализации перечисленных направлений в образовательном учреждении используются различные виды деятельности, таких как: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Остановимся подробнее на каждом из этих направлений:

1. Спортивно — оздоровительное направление

В период младшего школьного возраста у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработаны различные программы, где цель предполагает формирование у младших школьников основных двигательных навыков. Необходимо отметить, что подвижные игры являются хорошим средством физической подготовки. Большинство программ предполагают, что при разучивании подвижных игр учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, которые будут способствовать усвоению учебной программы на уроках физической культуры. В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование естественных движений, элементарных игровых умений, технико-тактического взаимодействия, необходимые школьникам при дальнейшем овладении спортивными играми в средней школе.

2. Художественно-эстетическое направление имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребенка, т.к. пытается ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

В результате занятий происходит стимулирование самостоятельного художественного творчества учащихся, создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии.

3. Научно-познавательное направление основано на изучении учащимися краеведческого материала. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Изучение родного края, малой родины очень важно начинать с начальных классов. Цель данного направления: развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности; получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре; патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

4. Военно-патриотическое направление.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека как направление внеурочной деятельности включает в себя:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

— опыт социальной и межкультурной коммуникации;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

5. Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно — полезная деятельность.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно — полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, внеурочная работа — это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников.

1.2 Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности

Творчество в широком смысле можно рассматривать как любую инновационную деятельность. Это самый ценный и для человека, и для общества вид досуга. Творчество подразумевает не потребление, а создание материальных и духовных ценностей. В творчестве как деятельности, главное — сам человек, его мотивы, потребности, интересы, стремления к самореализации, развитию, самосовершенствованию. Творчество всегда есть преодоление личностью себя, своей инертности, консерватизма, ограниченности. На личностном уровне творчество проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Всякое творчество — социально: именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового.

Анализируя литературу можно выделить два подхода к пониманию социального творчества:

— обществоведческое: высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;

— педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности.

Социальное творчество — это такая созидательная инновационная деятельность людей в обществе, которая способствует развитию, сохранению и саморазвитию личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Но сущность социального творчества заключается в том, что всякое вновь созданное способствует удовлетворению растущих потребностей человека, организации или общества, способствует развитию экономики (в частности, росту рабочих мест) или культуры (материальной и духовной). Кроме того, в социальном творчестве отдельных личностей, организаций и общества проявляется их необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и задачам, переосмысливать видение ситуации и находить ее новые интерпретации, чтобы оставаться конкурентоспособными и жизнеспособными. В этом контексте социальное творчество — это важнейший механизм развития как личности, так и общества. Используя в своих целях информацию, энергию и вещество, человек строит свою творческую деятельность, создавая и развивая мир вокруг себя. В свою очередь, преобразовательная активность не только изменяет мир и общество в целом, но и развитие самого человека. Преображая реальность, человек постигает в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему как живому существу, открывая простор для самореализации своего индивидуального творческого потенциала.

Социальное творчество — это такой социально-духовный феномен, который регулирует взаимодействие людей в обществе. Социальное творчество — это единство социального наследования и новаторства, создания нового и разрушение отжившего, объединение людей и соперничество, конкуренция. Без социального творчества неосуществима никакая социальная задача, никакое социальное строительство.

В основе социального творчества лежат: социальное проектирование, конструирование, программирование и планирование. Социальное творчество — целостное многоуровневое социально-духовное явление, подчиненное универсальным законам развития личности и общества; творчество человека осуществляется в определенных природных и социокультурных условиях, порожденных традициями, обычаями, психологией и менталитетом народа, культурой. Социальное творчество проявляется в умении увидеть проблему (противоречия), оценить возможность ее решения с точки зрения имеющихся в информационном поле общества репродуктивных способов и путем инсайта (озарения) найти новые решения, порождая новые культурные ценности. Свобода творчества определяется системой ценностей, в рамках которой творит человек, свободой выбора и свободой воли.

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т. д.

Таким образом, под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы будем исходить из второго определения, а именно, что социальное творчество — это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.


 

Глава 2. Практическая часть работы по теме «Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками»

2.1 Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству

Примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, — главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве — процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Таким образом, для построения программ по внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

2.2 Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству

В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов:

1. Проект «Классная клумба»;

2. Проект «Добрые дела для моего класса»;

3. Проект «Наши руки не знают скуки».

Такой вид деятельности, как социальное творчество предполагает уделять большое внимание значению труда в жизни человека. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно — полезный труд. Активное участие детей в общественно — полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Общественно — полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Цель программы: создание условий для организации социально-значимой деятельности младших школьников.

Задачи:

— привлечь всех детей к активному участию в делах класса;

— учить детей навыкам общественной работы;

— воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

— развивать организационные и коммуникативные компетенции;

— создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

— сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Предполагаемые результаты:

1 и 2 уровень: Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения».

3 уровень:

Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

Способы оценки: конкурс «Наша клумба классная», экран успеха,

Работа в первом классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Классная клумба».

«Добрые дела для моего класса»

 

Содержание

Дата проведения

 

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

Дежурство в классе.

2 сентября

Ежедневно

 

2

Операция «Чистюля»

Ежемесячно

 

3

Уборка территории школьного двора от бумажного мусора

Еженедельно

 

4

Ремонт книг в библиотеке

По необходимости

 

5

Уход за комнатными растениями в классе

Еженедельно

 
       

«Наши руки не знают скуки» — 12 часов

 

Содержание

всего

ауд

внеауд

 

1

Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада.

3

3

   

2

Изготовление декораций для сюжетно-ролевых игр

3

3

   

3

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

3

3

   

4

Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек.

3

3

   
   

12

12

   
           

«Классная клумба» — 22 часа

 

Содержание

всего

ауд

внеауд

 

1

Подготовка почвы для посадки семян

1

 

1

 

2

Подготовка семян

1

 

1

 

3

Посев семян цветов

1

 

1

 

4

Уход за посевами (полив, рыхление)

5

 

5

 

5

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

2

 

2

 

6

Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

5

 

5

 

7

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

2

 

2

 

8

Уход за высаженными растениями

5

 

5

 
   

22

 

22

 
           

Таким образом, внеурочная деятельность по социальному творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.


 

Заключение

Внеурочная работа — это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников. Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно — оздоровительная, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, социальное направление, военно-патриотическое.

Одним из видов деятельности в социальном направлении является социальное творчество. Под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы будем исходить из второго определения, а именно, что социальное творчество — это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

Для построения программ по внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Таким образом, внеурочная деятельность по социальному творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Литература

1. Балясной. Л. К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 2009. -78 с.

2. Бурченкова А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1−9 классы. — Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006. -125 с.

3. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания. — М.: Просвещение, 2005. -142 с.

4. Григорьев Д. В., Куприянов М. С.: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. 2011. -76 с.

5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010. -128 с.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. — М., 2010.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков. В. А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2010.- 98 с.

8. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах — М.: Национальный проект «Образование», 2008. -89 с.

9. Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник. — Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. -124с.

10. Ковалёвой Г. С., Логиновой О. Б. Планируемые результаты начального общего образования, — М.: Просвещение, 2010.- 110 с.

11. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. — М.: Эксмо, 2007.- 168 с.

12. Ковалько В. И. Младшие школьники после уроков. — М.: Эксмо, 2006. -178 с.

13. Кондаков А. М. Методический конструктор по введению внеурочной деятельности. — М.: Просвещение, 2010. — с. 84

14. Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики — М.: Академия, 2010 — 95 с.

Кузнецовой Л. В. Воспитательная работа в школе. — М.: Просвещение, 2002. -150 с.

15. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. — М.: Просвещение, 2001. -24 с.

16. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. — М., 1999. -156 с.

17. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания — М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256 с.

18. Никишов А. М. Организация воспитания школьников. — М.: Просвещение, 2005.- 58 с.

19. Панчешникова Л. М. Методическое пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2009.- 187 с.

20. Родин А. А. Массовые формы внеклассной работы в школе. — М.: Просвещение, 2008.- 183 с.

21. Савинов. Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа М.: Просвещение, 2010. 67с. 22. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). — Псков, 2011. — 89 с.

23. Усова А. В. Об организации обучения школьников. — М.: Просвещение, 2008.- 67 с.

24. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология — Педагогическое общество России, 2005.- 160 с.

25. Якиманская И. С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе. — Москва, 2006.- 95 с.

26. Якиманская И. С. Технология личностно — ориентированного образования. — Москва: Издательство «Сентябрь», 2000. -175 с.Начало формы

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации